Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Учения эстонского добровольческого формирования Кайтселийт

Оборона Балтии Как прибалтийские страны защищаются от «российской угрозы»

Учения эстонского добровольческого формирования Кайтселийт

Фото: группа Kaitseliit в Facebook

В странах Балтии продолжают обсуждать, как защитить регион в случае гипотетической войны. Поводом для этого стали события на Украине: конфликт вокруг Крыма, перешедшего под контроль России, попытки отделения Донбасса и заявления Киева об угрозе вторжения российских войск. На этом фоне опасения по поводу «российской угрозы» появились и в Прибалтике. Республики уже приняли решение о повышении военных бюджетов и заручились дополнительной поддержкой союзников по НАТО. Однако предложения по повышению обороноспособности продолжают поступать. В Литве предлагают организовать специальные курсы для населения — чтобы заранее подготовить его к трудностям военного времени. В Эстонии — ввести в школах «уроки гособороны». В Латвии допускают, что к защите страны в случае войны можно будет привлечь местных охотников.

Схожую реакцию — хотя и в меньшем масштабе — страны Балтии демонстрировали шесть лет назад, после войны 2008 года в Южной Осетии и ввода в Грузию российских войск. В прибалтийских странах тогда также опасались, что регион недостаточно защищен от возможного нападения со стороны России. И что даже НАТО, членами которого являются Латвия, Литва и Эстония, не сможет гарантировать их безопасность.

Скептики отмечали, что на защиту Прибалтики ее союзники по Североатлантическому альянсу могут просто не успеть. «Занять Литву, площадь территории которой составляет 69 тысяч квадратных километров, несложно. Достаточно направить четыре дивизии, и это только вопрос времени, — констатировал бывший командующий ВВС республики Зенонас Вегелявичюс. — После этого тем, кто мог бы нас защищать, некуда будет прийти».

Реагируя на опасения союзников, НАТО разработало в то время новый план по защите региона (стран Балтии, а также Польши). Как следовало из материалов WikiLeaks, он предусматривал, что в случае гипотетического нападения России на этот регион будут задействованы девять дивизий альянса (американских, германских, британских и польских), а в польские и немецкие порты будут направлены военные корабли США и Великобритании.

В марте 2014 года министерство обороны Латвии заявляло, что в случае нападения на республику помощи со стороны союзников следует ожидать примерно через пять дней. Местные СМИ, правда, указывали на то, что если вторжение окажется «неявным», то Латвии придется убеждать партнеров по альянсу в необходимости оказания поддержки. «Юридически мы в НАТО. Проблематика безопасности в ХХI веке такова, что трудно определить военную агрессию, — отмечал исследователь Института внешней политики Раймонд Рубловскис. — Мы видим пример Украины, где действуют неформальные военные группировки. Нет полной ясности, что это военное вторжение».

На фоне кризиса на Украине альянс постарался успокоить прибалтийских союзников. США, Дания и Великобритания направили в регион дополнительные истребители для охраны его воздушного пространства (небо Прибалтики с 2004 года охраняют ее союзники по НАТО, поскольку сами республики не располагают истребителями для решения таких задач). Если до сих пор в миссии по воздушному патрулированию были задействованы четыре истребителя (союзники предоставляли их по очереди), то теперь их число решили увеличить до двенадцати. Часть истребителей при этом разместили на эстонском аэродроме в Эмари, который ранее был модернизирован при поддержке альянса (основным местом базирования самолетов, задействованных в миссии, является база Зокняй в Литве).

В конце апреля в Балтийское море были направлены несколько кораблей НАТО для участия в операциях по обезвреживанию мин. В министерстве обороны Литвы по этому поводу заявили, что «цель этого визита — обеспечить морскую безопасность региона и готовность НАТО реагировать». Латвийские СМИ подчеркивали, что корабли, чьей основной задачей будет разминирование, «оснащены орудиями, которые в случае необходимости можно использовать против агрессора».

В регион для участия в учениях прибыли сотни американских десантников. Сообщалось, что они останутся там до конца года. В Эстонии при этом заявили, что республика нуждается в сухопутных силах НАТО (с таким заявлением выступил бывший министр обороны Урмас Рейнсалу), а в Латвии сообщили о возможности создания военно-морской базы альянса (база, по данным министерства обороны, может разместиться в Лиепае на западе страны). Группа литовцев также обратилась к руководству США с просьбой разместить на территории республики ядерное оружие.

Значение поддержки, оказанной Прибалтике, как признавали союзники, состояло, прежде всего, в том, чтобы напомнить о готовности альянса ее защищать. «Я не верю, что 150 американских военнослужащих, которые будут тренироваться вместе с военнослужащими стран Балтии, вынудят Россию изменить свои планы. Это не такое большое количество, — отмечал посол США в НАТО Дуглас Лют. — Однако этого достаточно, чтобы показать странам Балтии, что у них есть союзник и подтвердить, что 5-я статья НАТО о коллективной обороне остается в силе».

Представители альянса, по данным немецких СМИ, сомневаются в своей способности защитить Прибалтику от угрозы. В проекте документа НАТО, который они цитировали, утверждалось, что «Россия способна в короткие сроки и в любом месте создать военную угрозу локального или регионального масштаба». Гарантировать, что страны Балтии в сложившихся условиях удастся защитить (в случае гипотетического конфликта) обычным, неядерным оружием, как следует из информации Der Spiegel, полученной из источников в альянсе, их союзники сегодня не могут.

В случае с Украиной, как отмечает голландский генерал, бывший советник при НАТО Франк ван Каппен, речь фактически идет о «гибридной войне», в которой активно используются негосударственные формирования и на которую, по причине отсутствия их явной связи с иностранным государством, «чрезвычайно сложно отреагировать». Вопрос для НАТО, по его мнению, заключается в том, будет ли повторение подобного сценария, к примеру, в Прибалтике, расценено как достаточный повод для применения 5-й статьи устава о коллективной обороне. Ценой этого вопроса для самого блока, как полагает генерал, станет его репутация в Восточной Европе.

Сами республики признают, что военное вторжение им в настоящее время не грозит (как заявил журналистам министр обороны Латвии Раймонд Вейонис, «вооруженное вторжение в Балтийский регион невозможно»). Однако кампания по защите от «российской угрозы» продолжается.

И Латвия, и Литва уже объявили о повышении расходов на оборону — до двух процентов ВВП (показатель, который из трех прибалтийских стран пока обеспечивает лишь Эстония, соответствует критериям НАТО). В республиках заговорили о возможном восстановлении воинской повинности. Анонсировали закупку нового вооружения и техники (в Литве, в частности, допустили возможность закупки американских ракетных комплексов Patriot). Отчитались о пополнении добровольческих формирований (Земессардзе в Латвии, Кайтселийта в Эстонии, Союза стрелков в Литве).

Правда, планы по повышению военных расходов пока имеют, скорее, символическое значение. Довести уровень расходов до двух процентов ВВП Литва и Латвия рассчитывают лишь к 2020 году. Цель такого повышения, как заявили в бюджетном комитете латвийского Сейма, заключается главным образом в том, чтобы подать сигнал России, а также НАТО, которому республика продемонстрирует, что является «верным и прогнозируемым партнером».

Целесообразность расходов при этом, как отмечают местные СМИ, вызывает сомнения. Так, министерство обороны Латвии, по данным DELFI, собирается потратить около полутора миллионов евро на экологическую программу по поддержке птиц в Адажи (там расположен военный полигон). Ранее на эти цели уже было потрачено около 900 тысяч евро. В частности, сбор информации об удодах обошелся в 14 тысяч латов (около 20 тысяч евро). За эти деньги были подсчитаны полтора десятка пар птиц и изготовлены примерно столько же скворечников. Как выразился по этому поводу бывший министр обороны Артис Пабрикс, «если мы сейчас будем тратить деньги на каких-то пташек, НАТО просто скажет — это не оборона, это ******».

Некоторые призывают идти дальше и готовить к защите региона чуть ли не все население. Так, министерство обороны Эстонии на днях опубликовало результаты опроса, из которого следовало, что большинство респондентов выступает за введение в школах «уроков гособороны». В Литве проректор военной академии Валдас Ракутис предложил издавать для населения пособия по выживанию в условиях военного времени и организовать соответствующие курсы — «рассказывать, как организовывать, с чего начинать, что важно, сколько надо продуктов, какое оружие». В Латвии военное ведомство решило оценить возможности местных охотников — на случай, если понадобится их помощь в защите государства (в охотничьей ассоциации, правда, эту идею восприняли скептически: там заявили, что членов ассоциации «сложно считать полноценной боевой силой» по причине их возраста, который в среднем составляет 50 лет).

Для властей, озабоченных «российской угрозой», отдельный вопрос заключается в том, какую позицию в случае конфликта могут занять русскоязычные жители региона. В той же Латвии проживают около 300 тысяч ограниченных в правах неграждан (преимущественно русскоязычных). По мнению одного из лидеров русской общины Валерия Кравцова, «было бы наивно надеяться», что они будут защищать страну. Конгресс неграждан между тем еще во время событий в Крыму обратился с открытым письмом к латвийскому руководству. Авторы письма заявили, что страна, разделенная по этническому, языковому и материальному признакам, находится на перепутье, и предложили власти сделать выбор. Они призвали предоставить негражданам гражданство и присвоить региональный статус русскому языку. Официальной поддержки эти требования, как и прежде, не получили.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше