Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Опасное сближение Игры в войну между Россией и Западом

Несмотря на окончание большой холодной войны 1945-1991 годов соперничество великих держав отнюдь не прекратилось. Каждый более-менее значимый мировой кризис обязательно сопровождается инцидентами на море, в воздухе или на земле, иногда — довольно опасными. Распад СССР на некоторое время сделал подобные происшествия редкостью, но постепенно их число вновь стало расти.

Облет российским бомбардировщиком Су-24 американского эсминца «Дональд Кук» не привлек бы к себе такого внимания, если бы не информационный фон: события на Украине и вокруг нее заставили вспомнить о временах холодной войны, а сам факт облета был воспринят многими едва ли не как прямое нападение. Реальность оказалась одновременно и значительно скромнее, и намного интереснее, особенно если изучить историю вопроса.

Советско-американское противостояние, начавшееся практически сразу после завершения Второй мировой войны, к счастью, так и не переросло в войну великих держав — ядерный конфликт между СССР и США грозил уничтожить человечество как биологический вид. Однако пробовать оппонента «на излом» обе стороны не стеснялись, и сложный «язык жестов» в виде последовательно повышающегося в кризисные моменты уровня военной активности стал одним из главных проявлений холодной войны. При этом наиболее активно это противостояние проявлялось именно в воздухе и на море, то есть там, где противники постоянно сближались вплотную. С целью предотвращения возможного перерастания «военных игр» в нечто большее в 1972 году СССР и США подписали межправительственное соглашение «О предотвращении инцидентов в открытом море и в воздушном пространстве над ним», регулировавшее правила поведения сторон при «непосредственном контакте».

Почти война в воздухе

Причины первых инцидентов были весьма прозаичны. Готовясь к возможной войне, США вели разведку ПВО и прочей военной инфраструктуры СССР. С 1950 до конца 1960-х годов США произвели от 12 до 20 тысяч разведывательных полетов вдоль границ Советского Союза. Иногда эти границы нарушались, в том числе и намеренно (и подобные нарушения не раз заканчивались трагически — в 1950 году был сбит один самолет-нарушитель, в 1951 и 1952-м — по два, в 1953-м — три).

Тем не менее до формирования сплошного радиолокационного поля вдоль границ и создания мощной системы ПВО на основе сочетания радаров, зенитных ракетных систем и истребительной авиации нарушения границ продолжались. Вольница закончилась 1 мая 1960 года. Уничтожение над Свердловском на высоте более 20 километров разведывательного самолета U-2 стало лучшей демонстрацией новых возможностей ПВО СССР. США пришлось отказаться от разведывательных полетов авиации над советской территорией — эту задачу вскоре взяли на себя спутники-шпионы.

«Морской бой» в реальном времени

Активность Советского Союза вдоль границ США была куда меньшей — большая часть территории Соединенных Штатов попросту находилась вне зоны досягаемости разведывательной авиации СССР. Основным занятием советских самолетов-разведчиков надолго стало слежение за ВМС США и их союзников по НАТО. Тем более что угроза с моря с учетом традиционного перевеса США и Великобритании в этой сфере была более чем реальна. Уровень противостояния накладывал свой отпечаток, а последствия столкновений могли оказаться очень серьезными даже вне очередного глобального кризиса.

В ноябре-декабре 1984 года подобное столкновение едва не произошло между Тихоокеанским флотом СССР и американским авианосным ударным соединением, включавшим, в том числе, три авианосца.

Авианосец «Карл Винсон» во главе боевой группы «Чарли» в ходе 3-й фазы учений FleetEx-85 отрабатывал совместные действия с боевыми группами «Альфа» (АВ «Мидуэй») и «Фокстрот» (АВ «Энтерпрайз»). Их противника, обозначенного как «оранжевые», изображали части ВМС, ВВС и морской пехоты США, включая «летающие радары» Е-3А «Сентри», заправщики KC-130 «Геркулес» и семь американских и японских субмарин, в том числе три атомные подлодки типа «Стерджен».

Три группы объединились к востоку от Филиппин и, обойдя с севера Окинаву, направились вдоль восточного побережья Японии на север. Полеты советских разведывательных самолетов заметно участились, но американцам удалось скрыться благодаря плохой погоде. Свирепый западный ветер мешал разведчикам Ту-95, заставляя их раньше времени покидать район поисков, чтобы пополнить запас топлива. Поиски продолжались до 30 ноября, пока в ходе шестого по счету пролета «Медведи» (натовский индекс Ту-95) не обнаружили корабли, обходящие Окинаву. Самолеты со всех трех авианосцев вели учебные бои с «условным противником» из ВВС США над побережьем Окинавы и в связи с этим не несли вооружения. В этот момент 25 истребителей F-14 «Томкэт» с «Карла Винсона» и «Энтерпрайза» и F-4 «Фантом» с «Мидуэя» неожиданно встретились в воздухе с приближающимися «Медведями». Пилоты срочно начали возвращаться на свои авианосцы, с тем чтобы перевооружиться и взлететь навстречу уже реальному, а не условному врагу.

В последующие дни самолеты ВВС и морской авиации СССР совершили несколько сотен вылетов на разведку американской группировки, входившей в Японское море через Сангарский пролив. На перехват американской группировки были отправлены несколько отрядов боевых кораблей и подводные лодки. Декабрьское противостояние 1984 года в Японском море, несмотря на масштабы, закончилось мирно — обе стороны разошлись по своим базам, так и не сделав ни одного выстрела.

Пошли на навал

12 февраля 1988 года на Черном море советским кораблям пришлось действовать более решительно и агрессивно. В ответ на вход крейсера «Йорктаун» и эсминца «Кэрон» ВМС США в территориальные воды СССР вблизи Крымского полуострова, советские корабли — сторожевик «Беззаветный» и его менее крупный собрат сторожевик СКР-6 — совершили навал на американские суда с целью вытолкнуть их из территориальных вод. В результате «Йорктаун» получил повреждения. А после появления над американскими кораблями двух вертолетов Ми-24 нарушители были вынуждены изменить курс и уйти в нейтральные воды.

На фоне таких «сражений», недавний облет одиночного «Дональда Кука» одиночным же боевым самолетом России выглядит более чем деликатно — пилот действовал практически в точном соответствии с упомянутым соглашением от 1972 года. Однако подобные облеты могут закончиться трагедией и без боя: в октябре 1996 года, увлекшись демонстрацией собственных летных навыков в непосредственной близости от крейсера «Петр Великий», проходившего испытания, упал в море и разбился истребитель «Вигген» ВВС Швеции.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше