Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Ванкувер, который в 2010 году был столицей зимней Олимпиады.

«Олимпийская деревня привлекла птиц и китов» Проектировщик Роджер Бейли о «зеленом» строительстве и бывшей олимпийской деревне Ванкувера

Ванкувер, который в 2010 году был столицей зимней Олимпиады.

Фото: Winston Wong / Flickr

Устойчивое проектирование и строительство - что это значит?

Устойчивое проектирование основано на том, что у людей всего лишь одна планета на всех. Наши потребности в ресурсах не должны вредить природе, чтобы следующие поколения могли вести такой образ жизни, к какому мы стремимся сами. Иными словами, создавая искусственную среду обитания, надо думать об экологии и эффективно использовать то, что дает природа. Нужно строить поселения, потребляющие мало ресурсов, не загрязняющие окружающую среду, при этом современные и удобные для жизни. Ванкувер занимается разработкой стратегий устойчивого городского развития уже двадцать лет. И эти стратегии, в частности, отрабатывались при строительстве жилого района, где во время зимних игр 2010 года располагалась Олимпийская и Паралимпийская деревня.

Олимпийская деревня в Ванкувере - самый известный и громкий ваш проект. Вам удалось убить сразу двух зайцев: построить необходимый объект для игр и облагородить заброшенную часть города. Как этот проект задумывался?

Как многие североамериканские города, Ванкувер вырос вокруг промышленного центра. На побережье залива Фолс Крик в свое время были лесопилки, литейные производства, корабельные верфи, кузни, предприятия тяжелого машиностроения и кое-какие муниципальные службы. Естественно, из-за них юго-восточное побережье было сильно загрязнено. Но эта территория находилась практически в центре города и давала исключительную возможность расширить жилую застройку. Район на месте промзоны задумывался не как Олимпийская деревня, а как первая экспериментальная модель устойчивого городского сообщества - такое решение городской совет принял еще в 1990-е годы. К тому времени высокие цены на землю уже выдавили почти все предприятия в дешевые пригороды, и местность пребывала в запустении. Еще раз уточню, что об Олимпиаде тогда речи вообще не шло.

Позднее, когда стали думать над планировкой и дизайном нового района, его концепцию вынесли на широкое общественное обсуждение - случай для Ванкувера был абсолютно беспрецедентный. Провели буквально сотни совещаний, где оценивался проект и рассматривались идеи. В результате двенадцать признанных экспертов выступили за европейскую модель застройки. Это значит - малоэтажные постройки без придомовых территорий, но с удобными внутренними дворами, а также полноценная и разнообразная инфраструктура. И только после одобрения концепции было объявлено, что первая очередь нового района на время зимних игр 2010 года станет Олимпийской деревней.

Как происходило взаимодействие с городскими властями и руководством страны при строительстве деревни, кто за что отвечал?

У властей на всех уровнях были свои зоны ответственности. Федеральное правительство отвечало за восстановление и оборудование береговой линии. Власти провинции Британская Колумбия занимались вопросами оздоровления и сохранения окружающей среды, в том числе рекультивацией и заменой загрязненной производствами почвы. Муниципальные власти ведали вопросами землепользования и застройки, следили за соблюдением строительных норм. А стратегии устойчивого развития разрабатывали мы - девелоперская группа.

У нас был жесткий график подготовки к играм, всем сторонам приходилось быстро договариваться, находить общие решения и работать очень оперативно. И вы знаете, все работали на подъеме. Возвышенно говоря, мы все тоже стремились к олимпийской цели и хотели все сделать по «золотому стандарту».

Ну а трудности какие возникали? Во время вашей олимпийской стройки как раз начался финансовый кризис. Он как-то отразился на вашей работе?

Конечно, и кризис, и спад рынка недвижимости серьезно повлияли на проект. В частности, очень возросли капитальные вложения, потребовалось дополнительное финансирование. Когда Ванкувер начал готовиться к Олимпиаде, в городе одновременно развернулась масштабная жилищная стройка, просто невиданная. Этот строительный бум привел к росту цен на строительство на 12 процентов в год - подорожали земля, стройматериалы и услуги подрядчиков. Все наши контракты на строительство заключались именно в это время. Затем случился кризис, он резко снизил продажи и обрушил цены на строящуюся недвижимость на 15-20 процентов. Это принесло девелоперской команде и городу убытки.

Ванкувер уже давно входит в пятерку лучших городов мира по качеству жизни. Что позволяет ему удерживаться в этом списке?

Да, Ванкувер уже около 10 лет признается одним из лучших городов планеты. Во-первых, ему повезло с местоположением, он стоит в уникальном месте: побережье образует отличный природный порт, а фоном служит живописный горный хребет Норт-Шор. Красивая местность и мягкий климат - по-моему, это уже неплохие стартовые условия. Во-вторых, город грамотно организован - он поделен на компактные и самодостаточные районы, адекватно связанные линиями общественного транспорта. Самодостаточность их заключается в том, что там есть все для деятельности малого и крупного бизнеса, а также для отдыха и культурного развития жителей. Рабочие места есть не только в городских районах, но и в ближних пригородах, где специально сохранено много сельскохозяйственных фермерских угодий.

Сейчас Ванкувер активно развивает общественный транспорт и борется с пробками на дорогах. Это удается, хотя по-прежнему требует и крупных вложений, и работы с населением, которое нужно убедить пересесть из личных автомобилей в автобусы, троллейбусы и скоростные монорельсовые поезда. Если говорить в общем, то Ванкувер - это город, ориентированный на жителей, культурно разнообразный и экономически состоятельный.

Удавалось ли Ванкуверу во время Олимпиады оставаться удобным городом? Ведь такое мероприятие привлекает огромное количество людей. К тому же Олимпийская деревня находилась почти в самом его центре.

Олимпийский комитет Ванкувера разработал специальный план по дорожному трафику на время соревнований. На дорогах, например, выделили специальные полосы, предназначенные только для "олимпийского" транспорта. Были продуманы автобусные и пешеходные маршруты и в самом Ванкувере, и в Уистлере, где соревновались лыжники и саночники. Наконец, власти настойчиво предупреждали население, что в дни игр возможны серьезные заторы на дорогах. В результате во время Олимпиады трассы были гораздо свободнее, чем обычно - люди оставляли автомобили дома, ездили на автобусах.

Как используется Олимпийская деревня сейчас? Удалось ли ее приспособить к жизни так, как вы планировали?

Как я уже говорил, с самого начала создавался именно жилой городской микрорайон, а Олимпиада была всего лишь его кратковременным «арендатором» - на шесть месяцев. Сейчас жилье в бывшей Олимпийской деревне практически полностью распродано. А 250 доступных, социальных квартир уже заселены. Построен большой торговый центр с магазинами, кафе и всевозможными развлечениями. Он обслуживает не только этот район, но и соседние - это дополнительно 5 тысяч человек в день.

Если говорить о нововведениях, то это, в первую очередь, «зеленые» технологии. Здания строили с применением экологичных материалов. Внедрили системы, позволяющие использовать энергию горячей сточной воды из канализации. Кроме того, установлены счетчики, солнечные батареи, системы сбора талой и дождевой воды, которая используется для смыва в туалетах и для полива растений. Когда все это заработало, район очень быстро вышел на первое место по самому низкому энергопотреблению в городе, а затраты жителей на коммунальные услуги снизились на 20-40 процентов. К слову, теперь все отработанные на Олимпийской деревне технологии активно применяются и в других районах Ванкувера. За введение энергоэффективных технологий ванкуверской Олимпийской деревне в 2010 году выдали платиновый сертификат LEED (Leadership in Energy and Environmental Design - американская система сертификации «зеленых» зданий, созданная для оценки энергоэффективности и экологичности проектов устойчивого развития - прим. «Ленты.ру-Недвижимость»).

Создан живой, удобный и эффективный городской район. Но очень здорово, что одновременно удалось улучшить экологию местности. Когда ликвидировали индустриальную «помойку», у юго-восточного побережья насыпали искусственный остров - для экологического благоустройства. Этот небольшой островок, названный Habitat Island, привлек рыб и птиц, там началась жизнь. А в залив Фолс Крик в олимпийском году заплыл серый кит - вот это было событие, поскольку до этого китов в самом заливе уже много-много лет не видели!

Россия готовится к зимней Олимпиаде, в Сочи заканчивается масштабная олимпийская стройка. Вы знакомы с нашим олимпийским проектом?

Когда Россия получила право провести Олимпиаду в Сочи, наша ванкуверская группа встречалась с российской девелоперской командой. Мы долго беседовали, обсуждали проблемы, с которыми нам пришлось столкнуться при подготовке игр в Ванкувере. Но дальше я не участвовал в сочинском проекте, поэтому комментировать его не возьмусь.

Могу лишь сказать, что олимпийское строительство связано с огромными вложениями, поэтому важно, чтобы все здания и сооружения эффективно использовались в дальнейшем, были выгодными с экономической точки зрения. В Ванкувере это получилось, хоть и не на сто процентов. Получится ли в Сочи - посмотрим.

Москва тоже хочет быть удобным городом для жизни: пытается разгрузить центр, улучшить транспортную ситуацию. И у нее, как вы наверняка знаете, также есть масштабный проект - расширение города за счет части Подмосковья и развитие новых территорий. Что скажете об этом проекте? И в целом какие планировочные проблемы Москве нужно решить, на ваш взгляд?

В этом году я в третий раз был в Москве - на Московском урбанистическом форуме, который как раз был посвящен теме развития мегаполисов за пределами центра. И теперь, конечно, имею представление о планах развития российской столицы.

Основные проблемы Москвы связаны с тем, что у нее структура мегацентра. На мой взгляд, в городе нужно развить несколько сильных районных центров, привлекательных и для жителей, и для работодателей. Чтобы там были жилые дома, развлечения, образовательные учреждения, крупные центры культурной жизни, офисы малых и больших компаний, кое-какие производства. Словом, это должна быть сбалансированная и удобная для жизни среда.

Центрам активности на периферии нужна прямая транспортная связь друг с другом, при этом маршруты не должны пролегать через центр города. Например, можно создать несколько районных транспортных хабов. Центр вообще не должен быть областью сильного притяжения, и в этом случае еще один хороший выход - снижение там коммерческой активности. Нужно предложить частным компаниям такие условия, чтобы они захотели перебраться в удаленные районы. Можно дополнительно применить, скажем так, стратегию управления потребностями, сделав въезд в центр платным.
Что касается "новой Москвы": если эту территорию можно развить как самодостаточное, независимое сообщество из нескольких районов, то она сможет несколько снять давление на город. Если же это будут просто очередные спальные районы, которые только увеличат загрузку центра Москвы, тогда решению столичных проблем присоединение новой территории не поможет.

Вообще очень важно выносить все сложные идеи на широкое обсуждение: и с властями на разных уровнях, и с экспертным сообществом. Ответы на многие вопросы дают мероприятия вроде Московского урбанистического форума, куда приезжает много зарубежных экспертов. И еще важно привлекать к обсуждению идей население, чтобы в результате выбирать то, что будет пользоваться самой широкой поддержкой.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше