Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.

В музее Risupia фирмы Panasonic в Токио на меня одно за другим несутся числа 13, 19, 36, 148, 2, 2056... Это я играю в аэрохоккей с простыми числами против Ивана Боганцева, замдиректора Политехнического музея. 

Простое число — это натуральное число, которое делится только на себя и на единицу. Остальные натуральные числа называются составными. Суть игры заключается в том, чтобы быстро сообразить: летящее на тебя число простое или составное? Составное число нужно отбить — в этом случае оно разлетается на множители, которые отправляются на половину противника. Если число простое, то его нужно пропустить и получить очки. Случайно отбив простое число, ты подарил очки сопернику: он увидит, что число не разбилось, и, если вдруг по инерции не отобьет его обратно, получит очки.

Новые технологии не просто меняют подачу материала в музее, а меняют само содержание музея. Например, раньше было довольно трудно представить себе музей математики. То есть не музей конкретного математика или истории какого-нибудь открытия, а именно такой музей, в котором математические абстракции — теория вероятностей, простые числа и многое другое — составляли бы главное содержание. Но при помощи игры с проекциями множество абстрактных идей превращаются в интерактивные экспонаты.

Еще один экспонат из Risupia — игра про теорию вероятностей. В этом «казино» посетители музея бросили реальные кости уже больше 750 тысяч раз. Видеокамера считывает результат и выводит его на стену, сопровождая подробными статистическими выкладками — сколько раз уже выпадали похожие и почти похожие комбинации. Каждый твой раунд комментируется системой на основе огромной статистики. Все это призвано продемонстрировать на практике такие понятия, как независимые события (в настоящем казино пять раз подряд «красное» никак не влияет на вероятность «красного» в шестом раунде) и закон больших чисел (как ни старайся, но в среднем казино всегда выигрывает).

С помощью современных технологий можно на совершенно новом уровне демонстрировать физические законы. Из школы, например, мы помним, что звук — это волна. Гибрид терменвокса и кинекта в музее Risupia позволяет почти пощупать руками волновую природу звука: система следит за движением ваших рук — поднятие руки повышает тон звука, который издает система, а опускание — понижает. Волны при этом визуализируются на стене. Цель посетителя этого интерактивного аттракциона — попасть в унисон с некоторым заданным звуком, и даже если вам на ухо наступил медведь, вы справитесь, потому что нарисованная на стене волна — это подсказка.

Еще один экспонат в музее Risupia наглядно демонстрирует понятие потенциальной энергии. Известно, что при свободном падении потенциальная энергия тела переходит в кинетическую. Сверху сыпятся виртуальные шарики, а вам нужно выстроить для них систему пенопластовых пандусов на магнитах, липнущих к доске, чтобы шарики скатились в лузу. Чем краснее шарик — тем больше высота, с которой он к нам летит, и, соответственно, тем большей прыгучести от него стоит ожидать. Несколько проб и ошибок — и у тебя начинает вырабатываться своего рода внутреннее чутье, осязательное владение законами Ньютона.

Еще есть игра с цветами — без важного научного смысла, но очень захватывающая. Шприц позволяет набрать цвет у любого реального предмета (хоть у апельсина, хоть с платья у девушки) и закачать его в светящиеся табуретки или в огромную ТВ-панель.

Есть в музее Risupia экспонат, демонстрирующий относительность восприятия цвета. Пользователь должен быстро находить и вытаскивать шарики заданного цвета. Это нетрудно делать, пока освещение остается белым. А когда оно начинает постоянно менять цвет, поневоле задумываешься: почему вообще красное — красное? Потому что хорошо поглощает все остальные цвета и отражает красное. А в зеленом свете красные шарики покажутся черными, ведь в зеленом совсем нет красного. В оранжевом свете красные шарики будут уже не совсем черными, потому что в оранжевом есть немного красного.

И вот еще объект из музея Авангарда науки и новых технологий Miraikan в Токио, тоже облекающий классические идеи в увлекательную и технологичную форму (а раньше для их иллюстрации в музее повесили бы скучнейшие блок-схемы, нарисованные на картоне). Идея обратной связи между глазом, мозгом и рукой из школьного учебника: чтобы поймать летящий мячик, мы следим за ним глазом, успеваем подумать головой и вовремя даем команду руке. Но если мозги кремниевые, то анализ можно провести в миллион раз быстрее. У этого экспоната видеокамера находится в 10 сантиметрах от роботизированной клешни — и сколько я ни кидал мяч, мне ни разу не удалось обмануть робота, он отлично его ловил.

Второй объект из того же музея в Токио — про информатику. Это модель работы интернета, сделанная в виде игры с черными и белыми шарами. Отправляя сообщение, я набираю «строку» из 16 черных и белых шаров. Вначале я должен указать адрес сервера, куда хочу отправить сообщение (свой или же соседние серверы). Потом я должен закодировать в двоичной системе собственно сообщение, например, букву «А»; для кодирования тут же висит таблица. Сообщение приходит, видеокамера считывает цвета шаров, и на экране появляется та самая буква «А». Занятие довольно бесхитростное, но весьма азартное.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше