Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Анатолий Сердюков

Дорога к делу Бывший министр Сердюков получил статус подозреваемого

Анатолий Сердюков

Фото: Игорь Зарембо / РИА Новости

28 ноября бывший министр обороны Анатолий Сердюков стал фигурантом уголовного дела о строительстве дороги к базе отдыха «Житное». Впервые угроза уголовного преследования нависла над министром осенью 2012 года, когда он был отправлен в отставку. Тогда было возбуждено дело о крупных хищениях в холдинге «Оборонсервис». Однако в итоге Сердюкова привлекли к ответственности не за миллиардные хищения, а за строительство дороги, стоимость которой оценивается в 56 миллионов рублей. Серьезное наказание подозреваемому не грозит.

База отдыха «Житное» находится на острове Школьный в Икрянинском районе Астраханской области. Этот район славится рыбалкой, там действует большое количество турбаз. На Школьном в 1990-х годах располагалась полузаброшенная база, принадлежавшая компании «Астраханьрыбагрогаз» (подразделение «Газпрома»). В начале 2000-х годов базу арендовал бизнесмен Геннадий Белоусов с двумя друзьями. Для управления турбизнесом друзья создали ООО «Леска», а саму базу назвали «Викинг». Вскоре арендаторы выкупили базу, причем выяснилось, что земля под ней по-прежнему остается в бессрочной аренде у «Газпрома». Бизнесмены пытались добиться продажи земли через суд, но не преуспели.

В 2007 году к Белоусову обратились представители районной администрации и люди, назвавшиеся сотрудниками ФСБ. Как рассказал бизнесмен журналу «Русский репортер», они заявили, что хотят построить на Школьном базу отдыха ФСБ. В «Леске» было проведено большое количество проверок, но никаких нарушений найти не удалось: Белоусов скрупулезно относился к соблюдению всех формальностей. По словам бизнесмена, тогда к нему обратились лично глава района и некий человек, назвавшийся генералом ФСБ, которого сопровождали автоматчики. Они предложили Белоусову стать главой нового пансионата, и он согласился.

По словам бизнесмена, генерал заявил, что ему покровительствуют некие высокопоставленные «питерские друзья». Один из этих «друзей», только что назначенный министром обороны Анатолий Сердюков, начал регулярно появляться на базе. Ее переименовали из «Викинга» в «Житное», а управлять ею стало ООО «Житное», владельцем которого значился муж сестры Сердюкова Виктор Пузиков. В 2007-2008 годах учреждение временно перестало принимать туристов, обслуживая только строителей, занимавшихся ремонтом. По словам Белоусова, он кормил строителей за свой счет, силовики лишь изредка выдавали ему по 10-15 тысяч рублей наличными, обещая по-настоящему расплатиться позднее. Наконец бизнесмен обратился к генералу с требованием заплатить немедленно. Как утверждает Белоусов, в ответ генерал достал пистолет и заявил, что если он не уберется немедленно, его убьют либо сфабрикуют на него уголовное дело. В итоге бизнесмен покинул свои былые владения в шортах, майке и с небольшой сумкой. Когда на прощание он отказался пожать руку одному из оппонентов, ему снова пригрозили пистолетом.

Жители окрестных сел до сих пор называют турбазу «фээсбэшной», хотя личность Пузикова указывает скорее на Сердюкова. Похоже, что задачей людей, которых Белоусов называет сотрудниками ФСБ, была «зачистка» территории, а обустройством занялся министр обороны. Впоследствии сам Сердюков пояснял, что помог Пузикову обустроить базу в обмен на обещание организовывать отдых военнослужащих зенитно-ракетных войск ПВО.

Летом 2011 года на базе начали новый ремонт, причем в роли строителей выступили солдаты-срочники из железнодорожных и мостостроительных войск. Они построили дорогу к Школьному и высадили на острове деревья. «Стояли лагерем на окраине деревни Краса. Работали до поздней осени, с восьми до 18, каждый день, кроме воскресенья (в субботу до обеда). Получали стандартные армейские 400 рублей в месяц», — рассказал один из военнослужащих, пожелавший сохранить анонимность. Он добавил: «Но мы службой были довольны — все лучше, чем в части». По словам военнослужащего, Сердюков регулярно приезжал следить за ходом работ.

Однако на поверку на базе отдыхали вовсе не зенитчики. 16 августа 2011 года в «Житное» приехали на рыбалку Владимир Путин и Дмитрий Медведев. Последний, как стало известно журналистам, в 2012 году еще два раза посетил Школьный. Первых лиц государства не смутил крайне запутанный статус учреждения (до сих пор непонятно, кто имеет на базу юридические и фактические права: «Газпром», Белоусов, Пузиков или Минобороны).

* * *

Как сообщали СМИ, весной 2012 года Сердюков расстался со своей женой Юлией Зубковой, дочерью политика Виктора Зубкова. Когда-то после женитьбы на Юлии бывший руководитель мебельных предприятий Сердюков попал во властные круги: поступил на работу в Министерство по налогам и сборам, где тогда трудился Зубков, затем возглавил созданную вместо этого министерства Федеральную налоговую службу, а в 2007 году стал министром обороны. По мнению журналистов, именно развод с Юлией стал причиной отставки Сердюкова осенью 2012 года. Той же осенью было возбуждено уголовное дело о расхищении имущества Минобороны через холдинг «Оборонсервис». По версии следствия, через эту компанию, созданную в 2008 году для регулирования хозяйственной деятельности армии, имущество министерства распродавалось по заниженным ценам. Сумма ущерба оценивается в несколько миллиардов рублей. Главной фигуранткой дела стала помещенная под домашний арест бывшая чиновница Минобороны Евгения Васильева, о которой говорили, что она состоит в близкой связи с Сердюковым.

Анатолий Сердюков и Юлия Зубкова познакомились в петербургском вузе, где получали второе высшее образование. Одновременно там же получала первое высшее образование Евгения Васильева. Зубкова на тот момент была разведена с первым мужем, спившимся сыном первого секретаря Приозерского горкома КПСС Николаем Похлебениным, а первый «студенческий» брак Сердюкова находился в стадии распада. По информации СМИ, Виктор Зубков насторожено отнесся к новому зятю, но Юлия настояла на замужестве. Сын Сердюкова от первого брака, 29-летний Николай, проживает с матерью в Петербурге. Дочь от первого брака Зубковой, 20-летняя Анастасия Похлебенина, учится в Петербурге на юрфаке. Общая дочь супругов Наталья Сердюкова еще не окончила школу. В декабре 2012 года журналистам удалось побеседовать с Анастасией Похлебениной. Ее спросили, как человек, не имеющий отношения к армии, мог стать министром обороны. Девушка вступилась за отчима, ответив: «Так же как люди, которые, не имея отношения к политике, берутся рассуждать о ней».

Журналисты предсказывали, что и сам бывший министр вскоре попадет в число обвиняемых. Однако следователи не спешили предъявлять Сердюкову претензии в рамках дела «Оборонсервиса». Вместо этого в январе 2013 года было возбуждено побочное дело о строительстве дороги к «Житному». Поскольку базой владел муж сестры Сердюкова, СМИ изначально восприняли дело как «подкоп» персонально под бывшего министра.

Крупным дело назвать никак нельзя. Стоимость дороги разными источниками оценивалась в различные суммы, от 15,5 до 100 миллионов рублей. Последняя на текущий момент официальная оценка — 56 миллионов рублей. По версии следствия, именно столько государство потеряло из-за того, что дорога к частной базе возводилась за счет бюджетных средств. Дело возбудили по статье «злоупотребление полномочиями», фигурантов в нем до недавних пор не было: предполагалось, что дорогу строили по приказу неустановленных лиц. В рамках дела были проведены обыски в помещениях, принадлежащих Пузикову, бывшей начальнице департамента по санаторно-курортному обеспечению Минобороны Елены Чуфыревой и заместителю главкома Военно-воздушных сил Владимиру Градусову.

Сразу после возбуждения дела журналисты «Комсомольской правды» посетили Икрянинский район, чтобы взглянуть на дорогу, прославившуюся на всю страну. Оказалось, что дорога представляет собой полосу глины, по которой может проехать разве что грузовой транспорт. Впрочем, по словам местных жителей, именно для грузовиков, обслуживающих эту базу, дорога и предназначается. Высокопоставленные гости прибывают в «Житное» на вертолетах, а для прочих гостей (какие бы деньги они ни были готовы заплатить) вход на базу закрыт. Журналисты сами убедились в этом, добравшись по дороге до берега реки, на которой расположен остров Школьный (часть пути они проехали на внедорожнике, часть преодолели пешком). По словам журналистов, весь персонал базы вышел посмотреть на них: чужие люди на этом берегу явно появляются нечасто. Сначала нежданных гостей осыпали шутками, а затем пообещали спустить на них собак.

Младшая сестра Сердюкова Галина Пузикова занимается бизнесом. В частности, она является гендиректором ООО «Мебиус», которое числится по одному адресу с ООО «Мебель-маpкет-магазин номер 11», где работала первая жена Сердюкова. Пузикова владеет тремя квартирами в том же элитном доме в Москве, где проживает Евгения Васильева. Еще одна квартира в этом доме принадлежит Сердюкову. Муж Галины Виктор Пузиков, по сведениям СМИ, владеет десятью квартирами в Москве, Санкт-Петербурге и Анапе, четырьмя жилыми домами, 12 земельными участками, пятью гаражами, 20 другими объектами недвижимости в Ленинградской области, а также 18 транспортными средствами. В 2006-2007 годах принадлежащее Пузикову ООО «Гамма-сервис» получало госконтракты петербургского управления Федеральной налоговой службы, возглавляемой Сердюковым. Затем он возглавил ФГУП «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр ФНС». Вскоре ФГУП передали военному ведомству и назвали «Санкт-Петербургский инженерно-технический центр Минобороны России». Должность гендиректора компании Пузиков занимал до 2010 года.

Предположения о том, что когда-то «дорога Сердюкова» выглядела более прилично, но после возбуждения дела ее распахали, чтобы снизить сумму ущерба, были опровергнуты. Местные жители заявили, что дорога всегда выглядела именно так, как ее запечатлели на фотографиях сотрудники «КП». Хозяин турбазы «Евлатькина заводь» Николай Кодяков в беседе с «Русским репортером» назвал дорогу «восьмикилометровым куском говна». Бизнесмен утверждает, что дорогу построили на принадлежащем ему поле. Он согласился отдать землю, попросив лишь, чтобы строители заодно сделали удобный съезд к его турбазе. Однако обещание так и не было выполнено.

Сразу после возбуждения дела в январе 2013 года адвокат Сердюкова Генрих Падва заявил, что построенная дорога перешла в собственность Минобороны, а значит, никакого ущерба бюджету нанесено не было. «Ведомство может продать ее, сдать в аренду и получить с этого прибыль», — пояснил адвокат. Однако впоследствии выяснилось, что Падва несколько поторопился. Лишь в сентябре Пузиков безвозмездно передал «Житное» вместе с дорогой в собственность Минобороны.

* * *

СМИ тем временем следили не столько за «Житным», сколько за развитием основного дела «Оборонсервиса», судьбами его фигурантов и лично Сердюкова. В октябре источники в окружении бывшего министра заявили, что он вернулся к Юлии Зубковой. А в середине ноября стало известно, что Сердюков устроился на работу в госкорпорацию «Ростехнологии». Одновременно Васильева, ранее почти не общавшаяся с прессой, начала активно давать комментарии журналистам и опубликовала открытое письмо о своей невиновности. Политологи сразу объявили, что фигурантка дела «Оборонсервиса» потеряла надежду на покровительство бывшего министра и решила защищаться собственными силами.

Следствие эту линию защиты не одобрило. 28 ноября глава пресс-службы Следственного комитета Владимир Маркин заявил, что в интервью Васильева может подавать какие-то сигналы своим соучастникам. Пока она имеет полное право на общение с журналистами (ей запрещено говорить только с фигурантами дела), но следствие намерено ходатайствовать об ужесточении условий домашнего ареста.

Одновременно стало известно, что Сердюкову наконец предъявили обвинение по делу «Житного». Но это вовсе не такое жесткое решение, как может показаться. Обвинение предъявлено даже не по статье «злоупотребление полномочиями», а по статье «халатность». Максимальное наказание, которое грозит Сердюкову — три месяца ареста. Новый адвокат Сердюкова Константин Ривкин заявил, что вообще не видит в действиях министра криминала. «Ряд работ проводился в связи с тем, что нужно было привести в надлежащий вид эту базу перед тем, как туда прилетали первые лица», — пояснил адвокат. По его мнению, тот факт, что министр обороны принимал Путина и Медведева на базе своего родственника, является вполне естественным и нормальным. Возможно, снисходительный приговор по этому мелкому делу станет логическим завершением преследования бывшего министра.

* * *

Стоит отметить, что 28 ноября было возбуждено дело в отношении Сергея Хурсевича, занимавшего должность гендиректора «Оборонсервиса» с 2009 по май 2013 года. Хурсевича подозревают в уклонении от уплаты таможенных платежей при закупке для Минобороны итальянской бронетехники. Видимо, в итоге именно бывший гендиректор, а не Сердюков, станет самым высокопоставленным лицом, которое привлекут к ответственности за аферы в холдинге.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше