Ан-26

Программа «Розыгрыш»

Радиопираты заставили спасателей искать в тундре несуществующий самолет

Россия

Неизвестные радиопираты 7 ноября разыграли МЧС и Росавиацию, сообщив об аварийной посадке самолета Ан-26 в Ямало-Ненецком округе. Чтобы убедиться, что никакого самолета не было, спасателям пришлось около 100 километров пробираться по тундре к месту, где якобы аварийно сел Ан. Прокуратура проводит проверку по этому инциденту. В Уголовном кодексе РФ наказания для радиопиратов не предусмотрено.

В 16:26 по московскому времени (18:26 по местному) на сайте регионального управления МЧС по Ямало-Ненецкому автономному округу появилось сообщение, в котором говорилось об аварийной посадке самолета в Надымском районе. На борту находились 26 человек, в том числе четыре члена экипажа. Предполагаемое место посадки расположено в 100 километрах от Надыма, сообщалось в пресс-релизе. При этом в МЧС отметили, что информация требует уточнения. Впоследствии это сообщение с сайта службы стерли. Сейчас оно доступно только в кэше.

Источник ИТАР-ТАСС в силовых структурах сразу после появления информации об аварийной посадке заявил, что якобы разбившийся самолет не зарегистрирован в реестре судов. Кроме того, подчеркнул он, нет и сведений о том, что экипаж этого фантомного судна запрашивал разрешения на взлет. В Росавиации сообщение о крушении самолета опровергли спустя час. «Такого инцидента не было, а самолета с таким бортовым номером не существует в природе», — подчеркнул представитель ведомства.

Ан-26 — военно-транспортный самолет, но сейчас эксплуатируются и модифицированный Ан-26-100, который является пассажирским. В пассажирской версии вместимость составляет 43 человека.

Как заявил источник ИТАР-ТАСС в диспетчерских кругах, об аварийной посадке сообщили так называемые радиопираты, которые вышли на частоты, где передают информацию о чрезвычайных происшествиях. «Скорее всего, это просто очень неудачная шутка радиопиратов, вклинившихся в эфир», — сказал собеседник агентства. По его словам, подобный случай произошел и на прошлой неделе. Иных подробностей инцидента источник ИТАР-ТАСС не привел.

Тем не менее, 8 ноября Уральская транспортная прокуратура отчиталась о том, что проводит проверку по факту ложного сообщения об аварийной посадке Ан-26. В прокуратуре пояснили, что сигнал об инциденте поступил в радиобюро аэропорта Тюмени 7 ноября в 16:38 по местному времени (14:38 по московскому). Диспетчеры, в свою очередь, передали сообщение в МЧС. К месту предполагаемой посадки спасателям удалось добраться только 8 ноября, для чего пришлось преодолеть 90 километров по тундре. «Это из ряда вон выходящая история. Тем не менее, спасатели отработали все необходимые алгоритмы действий при подобных ситуациях», — заявила официальный представитель МЧС России Ирина Россиус.

Радиопираты обычно несанкционированно выходят в эфир, где общаются между собой. Как правило, они используют не занятые частоты. Некоторые радиопираты занимаются прослушиванием переговоров пилотов, что, однако, не мешает навигации.

На форуме сайта radioscanner.ru, где собираются радиолюбители, пользователь 007 попросил не путать радиопиратов с радиохулиганами. «Я говорю о том, что в эфир выходили никакие не „пираты“, а это самая обычная хулиганская выходка, сродни звонку по 02 с сообщением о заложенной бомбе. Никакого отношения к „пиратству“ это не имеет. Радиопират, в отличии от радиохулигана, соблюдает кодекс чести как это принято среди пиратов», — подчеркнул он (орфография и пунктуация оригинала сохранены). «Я полагаю что радиопират <...> никогда не опустится до того, что бы на аварийной частоте инсценировать сигнал бедствия или вести обмен на аварийных частотах в отличии от радиохулигана», — поддержал его ra1amw.

Действительно, сообщений о создании радиопиратами помех самолетам не так много. В 2009 году сообщалось, что в Башкирии ищут радиопиратов, которые якобы мешают британским авиадиспетчерам. По данным «Комсомольской правды», россияне выходили в эфир на запрещенных частотах и рассказывали анекдоты. В 2011 году радиопираты попытались направить по ложному маршруту самолет «Турецких авиалиний», который садился в аэропорту Стамбула. В 2007 году пиратское радио помешало работе аэропорта в Израиле.

В Кодексе административных правонарушений РФ для радиопиратов предусмотрено наказание в виде штрафа до тысячи рублей с конфискацией аппаратуры. При этом в Уголовном кодексе отдельной статьи для радиохулиганов нет. В 2001 году юрист, на тот момент заместитель главреда журнала «Российский следователь» Борис Завидов писал, что дело можно завести только в случае, если был причинен крупный ущерб. В этом случае подошла бы статья 168 УК РФ ( «Уничтожение или повреждение чужого имущества по неосторожности, совершенное путем неосторожного обращения с огнем или иными источниками повышенной опасности»). Если же ущерба не было, то самым жестким наказанием для радиохулиганов остается штраф в 1000 рублей.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности