Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Эмблема фестиваля

«О сексе фильмов куда больше, чем о помидорах» Анимация для взрослых, ироничный взгляд на спорт и другие темы Большого фестиваля мультфильмов

Эмблема фестиваля

31 октября в Москве в очередной раз начался Большой фестиваль мультфильмов. Это мероприятие проводится с 2007 года, причем за время своего существования оно успело совершить выезды и в другие российские города — в частности, в Воронеж, Красноярск и Нижний Новгород. В этом году на БФМ будут показаны десятки анимационных лент — полнометражных и короткометражных, совсем новых и архивных, собравших разнообразные призы и оставшихся незамеченными. Кроме того, в рамках фестиваля, который продлится до 11 ноября, пройдут лекции и мастер-классы.

Незадолго до открытия БФМ программный директор мероприятия Мария Терещенко поговорила с «Лентой.ру» о фестивале, «Смешариках», иронии по отношению к спорту и мультфильмах для взрослых.

«Лента.ру»: Давайте для начала поговорим об истории фестиваля и о том, как он появился.

Мария Терещенко: Фестиваль проводится в седьмой раз, то есть с 2007 года. У нас два программных директора — Дина Годер и я. Мы обе журналистки, Дина — театральный критик, но в какой-то момент начала заниматься анимацией, ездить на фестивали, смотреть. Я вовлеклась, потому что работала в газете «Газета». Эта тема ни к кому не была прикреплена, мне и предложили. Так я в итоге попала на «Крок» и поехала с удовольствием, потому что это выглядело как отпуск за счет работы. На кораблике поплавать, мультики посмотреть, пару текстов написать. Работка-то не пыльная. И застряла в этой теме. Меня это все увлекло и втянуло — и фильмы, и люди, и вся атмосфера. Вдруг выяснилось, что мультики — это совсем не то, что я думала.

Я тогда впервые столкнулась с авторской анимацией. До того момента никогда не любила мультфильмы, даже детские, советские. Но тогда увидела огромные программы, собранные из каких-то странных вещей. Это был абсолютно новый обрушившийся на меня мир. Я половину просто не понимала. В итоге я худо-бедно с помощью коллег, с подсказками что-то написала. Но уже возник азарт: как это так — мультики, а я даже сюжеты иногда не понимаю. Авторские мультфильмы — очень насыщенные, так как люди делают их очень долго, каждый кадр продумывают, они наполнены разными деталями, и очень быстро с непривычки может начать кружиться голова. Потом потихоньку, когда втягиваешься, пишешь что-то, понимаешь, что никто об этом не знает — и возникает желание показать. Я стала делать попытки что-то показать. Дина тогда же начала устраивать «Мультфильмы по выходным» в «Актовом зале». А я уговорила кинотеатр «35 мм» подготовить большую программу «Анимация в номинации на "Оскар"» — 11 программ короткометражных мультфильмов, начиная с 1960-х годов.

Дина тогда работала с Витей Федосеевым и Димой Шлепневым (в настоящее время они являются исполнительным директором и главным администратором БФМ соответственно — прим. «Ленты.ру»). У них возникла идея сделать большой фестиваль. Дина решила меня привлечь для работы по зарубежной части программы. Сейчас уже нет такого деления функций, да и тогда оно было условным.

Мария Терещенко

Мария Терещенко

Фото: Владимир Трефилов / РИА Новости

Ваш фестиваль вроде бы поддерживает в том числе Минкультуры.

Два года у нас была поддержка Минкультуры, один раз — в размере, не побоюсь сказать, 300 тысяч рублей, другой раз — в размере 500 тысяч. Может быть, плюс-минус несколько тысяч, но порядок такой. Мы Министерству культуры очень благодарны за такую большую помощь в проведении фестиваля. В этом году мы не обращались к ним за поддержкой, потому что, как мы понимаем, сегодня существует определенная политика министерства — оно делает ставку на какие-то определенные фестивали, несомненно, очень хорошие и замечательные. У нас нет ощущения, что мы входим в число этих фестивалей.

Но в нашей судьбе активно участвует фонд Прохорова. Так как фонд во многом ориентирован на всероссийские проекты, они поддерживают — за что им огромное спасибо — не только московские показы, но и вывозы в регионы. Кроме того, мы много лет получаем поддержку от Москвы, в последние два года — денежную, но и до этого московские организации много нам помогали: мы сотрудничаем с «Московским кино» и сетью детских кинотеатров, которые предоставляют нам площадки. И это для нас очень важно, поскольку городские кинотеатры готовы работать на более гибких условиях, чем коммерческие. И, например, без них не состоялась бы наша огромная благотворительная программа с бесплатным входом, на которую мы приглашаем детей-сирот, воспитанников детских домов, детей из малоимущих семей. В этом году на эту программу к нам придут 8,5 тысячи зрителей.

Давайте, кстати, поговорим о программах текущего года. Фильм открытия на этот раз — «Моя мама в Америке, она видела Баффало Билла». Как он был выбран?

Это всегда отчасти вопрос конъюнктуры. Из тех фильмов, которые были сделаны в минувшем году, мы выбираем, на наш взгляд, самый лучший, но есть определенные условия. Это не должно быть слишком маргинальное кино. Мы стараемся выбирать более-менее семейные ленты. Хотя у нас были исключения — «Мэри и Макс», например. Но все же мы стараемся, чтобы фильм был по возможности children-friendly, потому что на открытие к нам часто приходят люди с детьми. И важно, чтобы это было кино с хорошим уровнем именно анимационного мастерства, потому что на открытии у нас очень много профессионалов. Бывает, фильмы хороши по сценарию, но при этом не очень интересно сделаны визуально.

В вашей полнометражной программе в этом году нет ни одной российской ленты.

И в прошлом тоже не было. Это не принцип, просто так получается. В этом году мы хотели показать новую «Белку и Стрелку», но они не успевали доделать к фестивалю. Чтобы русский фильм попал на наш фестиваль, нужно, чтобы он еще не прошел в прокате, с одной стороны, но при этом был уже готов. Так как это национальный прокат, обычно работа над фильмом завершается — и он сразу выходит на экраны. То есть очень сложно подгадать.

А что, было много отечественных полнометражек, которые вам прямо-таки хотелось бы включить в программу? Неужели «Богатырей» показывали бы?

Нет, ну почему, есть же не только «Богатыри». Понимаете, национальное производство, может быть, и не такое супер-офигенно-гениальное, как какое-нибудь еще, но нам оно интересно, мы хотим его поддерживать. Я не помню, чтобы мы что-то очень сильно хотели показать, но, если бы совпало, я думаю, мы показали бы.

Именно «Богатырей», конечно, вряд ли. Я думаю, было бы здорово, если бы с фестивалем совпала премьера вторых «Смешариков». Я люблю «Смешариков». По-моему, первый полный метр был очень хороший. Это детское кино, но очень качественное, котируется за границей, получает призы. Вам оно может не нравиться, но это хорошее кино. Там отличный сценарий. И видеоряд неплохой — в какой-то момент он выглядел шокирующим, но сейчас понятно, что там найден оригинальный интересный дизайн. И, конечно, тема: ведь полнометражные «Смешарики» — это как бы даже не детское кино, хотя оно и адаптировано для детей. Если задуматься, фильм, в сущности, задается одним из самых актуальных вопросов для нашего общества: что вообще может мотивировать человека на серьезные поступки? Могут ли в нашем обществе быть герои? Идеалы? Мне кажется, фильм очень хорошо отвечает на этот вопрос, очень вдумчиво. Это серьезное кино, которое делает вид, что оно для детей.

И еще о полнометражках: мы показывали в ретроспективе «Гадкого утенка» Гарри Бардина. И это еще один фильм, чью премьеру мы бы с радостью устроили на фестивале, но опять же не совпали по графику.

Кстати, о Бардине, в интервью он говорил, что не хочет больше снимать полнометражки, так как они зачастую являются, грубо говоря, ширпотребом. То есть искусство, какой-то эксперимент — их стоит искать в короткометражной анимации. Вы согласны с такой точкой зрения?

Так считают очень многие аниматоры. Я не совсем согласна, но в этом есть свой резон. Чтобы сделать полнометражный фильм на том уровне проработки, на том уровне внимания, на котором делаются лучшие короткометражки, нужно жизнь положить. И мы видим пример Юрия Борисовича (Норштейна, подразумевается лента «Шинель», над которой он работает с 1981 года — прим. «Ленты.ру») — и видим, насколько это невероятно сложно. А еще нужно ведь найти под это финансирование, поэтому я считаю, что это под силу большим студиям. Но в то же время я не считаю, что искусство для широкой аудитории — это плохо. Оно тоже может быть высоким. Я люблю фильмы Pixar. Если мы возьмем мир короткометражного кино, то, разумеется, найдем вещи более сильные, мощные, более тонкие, сложные (хотя даже не более сложные, а как бы более особенные и заковыристые), чем фильмы Pixar. Но их, вообще-то, немного.

Давайте вернемся к программе этого года. Какое у вас соотношение российской анимации и зарубежной?

Кажется, в этом году — пятьдесят на пятьдесят. Вроде бы в прошлом году было больше русской анимации. Хотя не очень понятно, с чего бы это.

То есть причины, конечно, можно найти. Так как национальной анимации в принципе меньше, чем анимации всего мира, то со временем становится труднее выбирать. Это же не бездонный колодец, это ограниченная коллекция. Это не значит, что она начинает исчерпываться, просто приходится искать иные ракурсы. С мировой анимацией таких проблем, естественно, не возникает, поскольку там огромный объем.

Есть ли в программе какие-то пункты, на которые вы хотели бы обратить внимание зрителя?

Это всегда очень сложный для меня вопрос, потому что все программы мы делаем любовно. У каждой программы своя цель, свой зритель, свои особенности. Естественно, есть более любимые программы — любимые лично мной.

Именно ваша личная точка зрения меня сейчас и интересует.

Кроме стандартного набора, у нас есть спецпрограммы. Понятно, что спецпрограммы для их составителя более интересны, поскольку дают больше возможностей для креатива. У меня в этом году таких спецпрограмм три, и я очень нежно отношусь к каждой. Одна из них — «Мультфильмы против спорта», программа, посвященная грядущей олимпиаде. Дело в том, что я сама — довольно равнодушный к спорту человек. Не к самим физическим упражнениям, а именно ко всей этой помпе вокруг спорта. Мне не хватает иронии в общественном пространстве по отношению к нему. По отношению к культуре всегда есть ирония, а спорт в последнее время стал какой-то священной коровой. Поэтому я собрала программу мультфильмов с ироническим взглядом. Я не имею в виду, что он какой-то злобный, разоблачающий — просто в этих мультфильмах есть попытка взглянуть на спорт как на что-то забавное. Например, мультфильм, который я с детства очень хорошо помню, — «Семейный марафон». Помните, про марафонца, который все время бегает на дистанции, а вокруг него жена, которая вечно то сумки таскает, то детей. Получается, что он герой, а она каким-то там домашним хозяйством занимается, а у нее темп в десять раз выше. В этой же программе слоны у нас на батуте прыгают, жирафы ныряют — довольно забавно.

Вторая программа — «Раритеты». Так получилось, что недавно я наткнулась на два фильма 1980-х годов. Один польский, другой американский. Они удивительно хорошие и при этом малоизвестные, по крайней мере в нашей стране. Один из них — «Сказка о солдате и черте» (картина также известна под названием «История солдата» — прим. «Ленты.ру») по Стравинскому, сделанная очень известным американским комиксистом Р. О. Блечманом. Это выдающийся фильм. Вторая лента — польская «Сказка о корсаре Паллемоне», не слишком известная даже в Польше.

Третья программа называется «Космический десант дуку», и это фактически моя авторская программа. Набралось какое-то количество фильмов, которые мне очень понравились, но они по формальному признаку никуда не проходили, и из них сложился такой сборник. Там абсолютно никакой объединяющей темы — просто хорошее кино.

Напоследок мне хотелось бы прояснить ситуацию со взрослой программой. На прошлой неделе вы написали в Facebook, что снимаете ее с показа.

Да, дирекция решила перенести программу за рамки фестиваля и показать отдельно. Но на самом деле мой пост был не столько о конкретной ситуации с программой, сколько об общей ситуации, которая сейчас складывается в обществе. Формируется какая-то новая мораль, крайне пуританская и доходящая порой до маразма и до неприятного ханжества. Год назад появился закон о защите детей от какой-то там информации, и если следовать этому закону буквально, детям вообще ничего нельзя показывать, кроме пушистых котят, какающих бабочками. Но этим не ограничилось, от закона идут круги, и сегодня уже обсуждается, можно ли взрослым смотреть эротику. Более того, вот наши депутаты предлагают вообще запретить анимационную эротику, потому что мультфильмы ассоциируются с детьми, а значит, анимационная эротика — это педофилия. Я сейчас, может, неточно воспроизвожу логику, но в начале лета в связи с запретами «Роскомнадзором» хентая подобные речи звучали.

И да, мы столкнулись с ситуацией, что наша эротическая программа вызвала смущение: вроде как детские каникулы, фестиваль мультфильмов — это не время и не место для эротической программы. Ну, и дирекция решила, что не нужно рисковать и лучше показать программу отдельно. Программа при этом действительно хорошая.

Что в нее входит?

Там есть, например, выдвигавшийся на «Оскар» фильм «Трамвай» Михаэлы Павлатовой, замечательный британский режиссер Джоанна Куинн со своими работами, которые получили все призы на свете. Там Андреас Хикаде, экспериментальный немецкий режиссер, с ярким фильмом «Кольцо огня». Там американский фильм «Аспарагус» — блестящий, вошедший в разные топы лучших мультфильмов всех времен и народов и у нас еще, кажется, ни разу не показывавшийся. Это не программа дешевой порнухи. Там есть разное кино, может, и не все фильмы великие, но это фестивальное кино, которое получало призы, проходило в отборы.

Но когда мы начинаем раскручивать эту программу, то понимаем, что слово «эротика» вызывает сегодня некую гиперреакцию (хотя еще несколько лет назад такого не было): у кого-то очень активное любопытство, а у кого-то — настороженность и вопросы, можно ли вообще такие фильмы показывать и смотреть. Лично меня вторая реакция удивляет. Знаете, как в анекдоте: ж*** есть, а слова нет? То есть делать можно, а говорить об этом нет? Сексуальные отношения — это важная сфера в жизни любого человека. Даже если человек, допустим, отказывается от секса по тем или иным причинам, даже этот отказ — важное решение, несравнимое с отказом от помидоров, например. Поэтому о сексе фильмов куда больше, чем о помидорах. Искусство естественным образом стремится обсуждать эту сферу, художники пытаются что-то про нее понять, как-то осознать весь этот комплекс чувств и переживаний.

Когда и где будет показана программа?

Это будет в «Гоголь-центре». С датами пока окончательно не определились, но в любом случае до конца года мы ее покажем.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше