Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

«Народ доволен, но никогда об этом не скажет» Интервью с мэром Сочи Анатолием Пахомовым

Мэр Сочи Анатолий Пахомов встает с кресла в своем кабинете, подходит к окну и распахивает штору. За окном — дождь, грязь и на четверть заполненный водой котлован. «Конечно, кто обрадуется, когда такое увидит, — говорит Пахомов. — Только при этом надо понимать, что не все делается сразу, на все нужно терпение. Скоро вместо этого котлована будет фонтан с подсветкой и музыкой, сюда будут люди с удовольствием приходить». Пахомов ораторствует так еще несколько минут, но завершает монолог той же фразой: «На все нужно время и терпение».

«Лента.ру»: Сочи до последнего времени был веселым, относительно бюджетным местом, куда по двое-трое суток люди с удовольствием ездили в плацкартных вагонах отдыхать. Сейчас город изменился, сплошные высотки, все довольно дорого. На кого теперь город рассчитан?

Ну, насчет подорожания — это не так. Во все времена Сочи был дорогой, только качество услуг стоимости не соответствовало. В советское время, когда страна была фактически закрыта, Сочи был одним из немногочисленных морских курортов в СССР, сюда приезжали все. Разве что регулирование цен тогда было, путевки за счет профсоюзов. Начались рыночные отношения, у россиян появился выбор: ездить по всему миру или ездить в дорогой Сочи с его маленькими ветшающими гостиничками, курятниками настоящими. Оно людям нужно? Романтично, конечно, но на любителя.

В России должен быть туристический центр с высотками, услугами мирового качества. А город был сильно обветшавшим. Он последний раз толчок для развития получал при Сталине, когда тот дал команду осушать болота и строить санатории. Вторым толчком стала Олимпиада. Мы давным-давно нуждались в новых дорогах. На Красную поляну дорогу называли «спаси и сохрани» — там однополосный серпантин был не везде заасфальтированный. Курортный проспект — единственная нормальная дорога для всех. Логистика никудышняя. В экологии полно проблем. Городские свалки, расположенные у рек, стекали в море, старые очистные сооружения не справлялись.

У руководства страны появилась задача сделать наш курорт туристическим центром. Необходима была мотивация. Не просто чтобы государство давало денег, а чтобы 50 на 50, чтобы бизнесу тоже было интересно вкладываться. Мотивацией и стала Олимпиада. Когда Сочи за нее боролся, я был мэром Анапы. Когда наши выиграли, даже не думал, что придется тут всем этим заниматься. Думал, государство покроет все расходы. В 2009 году стал мэром здесь и сам увидел все эти жуткие проблемы.

То, что сделано сейчас… Чудес не бывает, но тут определенно что-то такое произошло. Две свалки рекультивированы, мусор рекультивируется на постоянной основе. Бзугинские очистные сооружения заработали, новый коллектор. Канализацию провели в те 30 процентов города, где ее раньше не было. В Адлере очистные сооружения на сто тысяч кубометров с глубоководными выпуском — это на 100-150 лет. Построены новые водозаборы на Псоу, на Мзымте.

По энергетике мы колоссальные мероприятия проводим…

В гостинице я накануне просидел без света с трех часов дня и сильно за полночь.

Так мы каждый день в СМИ предупреждаем, где не будет электроэнергии, отключения плановые. Проблема в Сочи была глобальной из-за отсутствия собственной генерации. Получали 240 мегаватт, а потребляли 300. Причем получали по высокогорным магистралям из Краснодарского края. Обрыв произошел или налипание снега — все, сидим неделю-другую, пока туда погода позволит добраться. Подготовка к Олимпиаде дала возможность две собственных ТЭЦ построить — сочинскую на 160 мегаватт и адлерскую на 360 мегаватт. Строится еще одна станция в Джубге. С генерацией все в порядке.

Вы говорите об отключениях. Но ведь встала проблема — как передать энергию потребителю. Старые подземные кабели прокладывались еще в 1959-1960 годах. На нынешние мощности они просто не рассчитаны. Кто тогда думал, что кондиционер в каждой квартире будет. Еще в прошлом году оставалось 700 километров кабеля заменить. Думали, не успеем — это проблема проблем была. Город и так разрыт, мешали дороги строить. Но мы справились. В ноябре все работы по укладке нового кабеля будут закончены. Конечно, на нас жители жалуются: вот опять траншею раскопали, но нам же нужно эти работы провести. Номер моего сотового у всех любопытных жителей города есть, я им всегда отвечаю: мы столько испытали во время строительства дорог, водоотводов. Потерпите еще, надо пройти через это испытание. Процентов 80 уже проложено. Все потом закопаем, все благоустроим.

К вопросу об испытаниях стройками. Город застроен необычайно плотно. Появились высотки, причем не только гостиницы, но и жилые комплексы с апартаментами. Вроде «Сан-сити» или здания в Морском переулке, которое из-за формы у вас в народе называют «Титаником». Цены там сравнимы с московскими — шесть-девять миллионов рублей за 50 квадратных метров. Это для кого вообще?

Конкретно эти здания появились еще до получения права на проведение Олимпиады. Давайте вспомним: Сочи состоял, в основном, из бараков и советских санаториев. Постепенно началась программа по переселению людей в новые дома. Удобная для инвесторов: расселяйте бараки и стройте. При этом земля у нас всегда была дорогая. Так появилась высотка «Александрийский маяк», огромное здание отеля Hyatt, позже — олимпийский университет. В 2010 году мы сделали правила землепользования. Не выше шести этажей у моря, дальше от него — многоэтажки.

А что касается цен, они здорово упали и упадут еще. Ожидания были огромными в начале, когда Сочи только получил право на Олимпиаду. Наши риелторы на пустом месте разогрели рынок. Я сюда приезжаю в 2009 году, финансовый кризис, а мне говорят: 120 тысяч за метр. Я сам не занимался, супруга поисками жилья занималась, обошла все, посмотрела, сколько стоит. А тот же «Александрийский маяк» пустой стоит, никто не живет там. Плюс если у человека из Москвы есть возможность купить в Сочи апартаменты и на три месяца в год сюда приезжать, то это его дело, я не вмешиваюсь.

Тут еще какой нюанс. Непосредственно у моря жить не то что некомфортно, вообще нельзя — там люди отдыхают. Мне однажды Кобзон посреди ночи звонит: Толя, помоги, ну что за шум в середине ночи. А я ему — Иосиф Давыдович, на дискотеке ваши песни поют, чего я сделаю. У нас есть дискотека у моря, раньше «Платформа» называлась, теперь «Облака». Иногда такой шум устраивают, что я им сам звоню: не прекратите сейчас же, закрою вашу дискотеку навсегда.

А жена в итоге нашла жилье по 72 тысячи рублей за квадратный метр

Так просто время прошло или лучше искать надо было?

Здравый смысл все решает. Есть реальная цена и есть завышенные ожидания риелторов. Государство выделяло нам на переселение людей средства из расчета 33 тысячи за квадратный метр. Еще в прошлом году не было для переселенцев квартир по такой цене. Сами дом построили на 112 семей из аварийного жилья, еле в смету уложились. Да и то многие не хотели переезжать: мол, лучше в бараке, но в центре. Я им говорю: поймите, не могу, ну просто денег нет больше. А в этом году уже по 45 тысяч за метр выделяют, плюс мы добавляем. И на ура нашли 261 квартиру, не голые стены, с экономотделкой. Люди на ура переехали.

А цены еще упадут. Сегодня в Олимпийском парке две с половиной тысячи квартир. Сейчас они нужны под Олимпиаду, потом перейдут в собственность муниципальных и государственных органов. Будем бюджетников расселять, военнослужащих.

Правду говорят: для того, чтоб квартиру в Сочи получить, необходимо вступить в «Единую Россию»?

Бред сивой кобылы! В Сочи такой народ живет — здесь человека в партию загнать невозможно, другая ментальность. Партийная направленность в целом-то есть, «Единая Россия» была и остается популярной партией. Ну, сейчас перед нами, правда, не ставят задачу, чтобы самой весомой была. На последнем политсовете 56 человек приняли. Сам удивляюсь, люди идут по своему желанию. Но с жильем это никак не связано. Мы бюджетников расселяем, особенно врачей. У нас же больниц на 920 койкомест построено, оборудование европейского уровня. К нам тянутся специалисты из других регионов, из Сибири, например. Вот для них будут приоритеты, других у нас нет.

Я был в Сочи в 2007 году, вскоре после объявления об Олимпиаде. И люди тут помимо того, что гордились, планировали еще и каким-то образом на Олимпиаде заработать. А приезжаю в город сейчас, разговариваю с разными людьми, предпринимателями, оппозиционерами. И слышу одно только разочарование. Мол, эта Олимпиада — она не для людей, и скорей бы уж закончилась.

Этих оппозиционеров-предпринимателей у нас в городе 20 человек, я их всех лично знаю. Душеньки наши. У них другое мнение, их интересно слушать. Они сами гордятся тем, что их слушают.

Поймите, во время строек не бывает все хорошо, откуда взяться всеобщему удовольствию. И это Сочи: здесь на стройке работать никто особо не хочет. Здесь хотят сдавать жилье и получать с этого деньги. Нужно понимать, что это здесь — основной бизнес. И то, чего наши люди хотели, они все получили. В самый удачный сезон у нас 50 тысяч человек в сутки приезжает. И на постоянной основе уже четыре года 100 тысяч рабочих живут. Жители самых тяжелых, скажем так, дешевых районов, сдали все, что можно рабочим и на этом зарабатывают. При этом традиционно говорят: вот, все в этом году хуже, чем в прошлом. Это они чтоб не сглазить. Народ доволен, но никогда об этом не скажет.

По 500 рублей в сутки и летом и зимой вы берете, чего жаловаться. Посмотрите — раньше на курьих лапках дома стояли, сарайчики. А сейчас фасады, крыши новые. Иногда за свой счет ремонтируют, иногда мы помогаем. Обиженные всегда найдутся. Вот некоторые думали, что государство за свой счет отремонтирует их жилье перед Олимпиадой, но такого ни в одной стране мира не происходит.

И переселенцы всем довольны?

Две с половиной тысячи семей мы переселили из-за строительства объектов, все получили жилье и компенсации. Поговорите с ними, и они наверняка скажут, что недовольны. Первых староверов переселяли — это мое боевое крещение было в должности мэра — я дней 15 к тому времени исполнял обязанности. Я ходил по их домам и говорил: вы чего защищаете?! Убогие домики, туалеты на улице. Думал, поступлю как в Анапе: приеду, всех соберу, расскажу про условия, смогу убедить всех, кто сомневается. Черта с два. Я собрал людей, рассказываю, убеждаю. Мол, за что вы боретесь-то. А они мне в ответ: нам не нужна твоя цивилизация, у нас предки тут похоронены.

Я их семьями начал к себе в кабинет звать, уговаривать. У них по 20-30 соток земли в собственности. Я говорил: за одну только компенсацию за землю два дома построите на новом месте. Вот тогда дело сдвинулось. Некоторые остались, и сейчас локти кусают. А те, кто тогда бастовал, теперь мои друзья. Был один старовер, всю кровь из меня выпил, еле уговорили. А приехал президент: он соловьем перед ним заливался. Владимир Владимирович, спасибо за дом, спасибо за заботу. Я к нему потом подхожу, говорю: чего ж ты столько нервов из меня выпил. А он: ты на меня не обижайся, я не только о себе, мне и детях думать надо. Вот такой народ.

В городе полно рабочих-мигрантов. Ксенофобские настроения в народе есть?

Нет. Мы были готовы к тому, что приедет такое количество рабочих. Плюс город изначально многонациональный. Толерантность природная. Ни одного значимого конфликта за все время строительства. Да и с национальными общинами мы работаем, на связи всегда.

Вот кончится Олимпиада. И получите вы в наследство три ледовых дворца в субтропическом городе и 45-тысячный стадион, притом что старый, на 10 тысяч, где «Жемчужина» играла, простаивает. Что делать-то будете?

А все уже решено. Стадион на балансе администрации края будет. Ледовый дворец «Большой» и «Айсберг», где соревнования по фигурному катанию будут, на балансе у Минспорта. Малая ледовая арена превратится в государственный детский центр. Конькобежный стадион изначально двойного назначения, там выставочный павильон будет — крупнейший на юге. Город на себя только инфраструктуру возьмет. Мы же строили с учетом олимпийского опыта и ошибок других городов.

Олимпиада будет вторым мегапроектом Путина после саммита АТЭС на Дальнем Востоке. Но там вся инфраструктура у Дальневосточного федерального университета осталась. А у вас будет рекордное количество пятизвездных отелей и прочая инфраструктура для роскошного отдыха. Вы не боитесь, что вам придется несколько лет ждать, пока у остальной страны деньги на посещение Сочи не появятся?

Так ни один отель не построен за счет государства. Все бизнес, а он в пустое место не вложится. Горнолыжные курорты тоже частные. Конечно, без административных возможностей бизнес не сможет. Так мы поможем, будем мотивировать проводить здесь всевозможные события, мероприятия. А не сидеть и ждать, пока летний сезон придет. Каждый объект круглый год будет функционировать. У нас 2014-й уже полностью распланирован. Сначала Олимпиада — гарантированное 100-процентное заполнение всех мест, потом летний сезон плюс саммит G8. В октябре этап гонок «Формула-1», с декабря горнолыжный сезон. И плюс детский центр развлечений — первый в России, круглый год будет работать. Восемь международных выставок в год планируем. А там и Чемпионат мира по футболу не за горами.

Да, в центре Сочи будет дорогой курорт, деловой, с развлечениями мирового класса. А Хоста, например, как была, так и осталась, внешний вид только в порядок привели. Лазаревское — так это вообще чистейший демократический курорт. С теми самыми курятниками для романтиков. Домики, где по три кровати в комнате, на здоровье. У нас город разных возможностей.

Интервью: Андрей Козенко
Фотографии: Михаил Мордасов

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше