Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Дмитрий Вишернев

Дружба навылет Почему в Абхазии убили российского дипломата

Дмитрий Вишернев

Фото: личная страница в Facebook

В Абхазии расследуют резонансное преступление — убийство первого секретаря посольства РФ Дмитрия Вишернева. Следствие взял под личный контроль президент республики Александр Анкваб. О готовности оказать помощь абхазской стороне заявил также Следственный комитет РФ. Официально мотив убийства пока не назван. В прессе тем временем появился широкий спектр неофициальных (или полуофициальных, полученных от источников в силовых структурах) версий. В числе возможных объяснений — происки зарубежных спецслужб и конфликты вокруг абхазской недвижимости.

Сотрудник российского посольства был убит утром в понедельник, 9 сентября. Когда он выезжал из гаража на служебной машине, к ней подошел неизвестный и открыл огонь из пистолета. Дипломат был убит двумя выстрелами в голову. Его жена, находившаяся в салоне рядом с ним, ранена. Позднее ее прооперировали в Сухумской республиканской больнице. По данным на вторник, ее состояние оценивалось как тяжелое.

Преступник скрылся, прихватив с собой оружие (предположительно он использовал газовый или травматический пистолет, переделанный для стрельбы боевыми патронами). На месте происшествия позднее было также обнаружено некое взрывное устройство — по данным абхазской прокуратуры, оно изготовлено «с использованием автомобильного огнетушителя, к которому был подсоединен мобильный телефон». Впрочем, по сведениям «Коммерсанта», опасности это устройство не представляло. Эксперты, по данным издания, пришли к выводу, что это был муляж.

Президент Абхазии провел экстренное совещание с руководителями силовых структур. Он поручил «приложить максимум усилий, чтобы преступление было раскрыто». О ходе следствия, как отметил Анкваб, ему должны докладывать по несколько раз в день.

Поймать убийцу по горячим следам не удалось. Правда, глава республики, по информации РБК, заявил, что примерное описание преступника у следствия уже есть. «Мы по внешним данным знаем, куда он шел и как ориентировался», — сказал президент. Позднее стало известно, что по показаниям свидетелей составлен фоторобот подозреваемого: как сообщили в прокуратуре, «у киллера славянская внешность с длинной челкой и выстриженным затылком»

По информации, которой располагает «Взгляд», незадолго до нападения преступник спрашивал у местных жителей дорогу к дому дипломата. «По тем данным, которые собрали правоохранительные органы, и по тому, как вел себя предполагаемый убийца, можно с уверенностью сказать, что он приезжий, — отмечает политолог Ренат Карчаа. — Сухум не такой большой город, чтобы местные не ориентировались в его улицах, даже если у многих из них сменились названия».

В прокуратуре при этом отметили, что преступник действовал самоуверенно. Скрывать лицо или как-то маскироваться он даже не пытался.

С заявлениями по поводу случившегося выступили парламент и МИД Абхазии. Парламент, в частности, назвал произошедшее «выстрелом в дружбу с Россией». В МИДе заявили, что речь идет о «покушении на мир и стабильность», и выразили уверенность, что «преступники непременно будут задержаны и осуждены по всей строгости закона».

Теракт, спецслужбы, недвижимость

Вскоре после убийства дипломата МВД Абхазии заявило, что речь идет о «спланированном террористическом акте». С аналогичным комментарием выступило и российское посольство. На появление этой версии, как можно предположить, повлияла информация о взрывном устройстве. Не случайной, вероятно, сочли и дату убийства: 9 сентября отмечается годовщина установления дипломатических отношений между Абхазией и Россией. Впрочем, если верна информация «Коммерсанта» (о том, что «взрывное устройство» оказалось муляжом), версия теракта выглядит уже менее очевидной.

В любом случае официально произошедшее пока квалифицировано по другим статьям: «Умышленное убийство», «Покушение на умышленное убийство двух лиц», «Незаконное хранение, приобретение огнестрельного оружия и взрывного устройства».

Как предполагают министерства иностранных дел России и Абхазии, речь идет чьей-то провокации, направленной на то, чтобы испортить отношения между двумя странами, а также «подорвать стабильность в Абхазии и в регионе в целом». При этом, правда, осталось неясным, почему жертвой стал именно первый секретарь посольства РФ.

Портал «Кавказская политика» полагает, что заказчик преступления таким образом пытался спровоцировать Москву «на претензии к абхазской стороне и последующие жесткие действия». Цель всего этого якобы заключалась в том, чтобы не допустить усиления позиций России в регионе, а также «расшатать ситуацию с Олимпиадой», в которой, как отмечает ресурс, Абхазия «играет одну из ключевых ролей с точки зрения региональной безопасности». При этом, правда, однозначного ответа на вопрос о том, кому могла понадобиться эта провокация, «Кавказская политика» не дает. Источник указывает, в частности, на Грузию, однако признает, что перед президентскими выборами (они пройдут в республике в конце октября) грузинская сторона едва ли решилась бы на столь отчаянный шаг.

Эксперт Института стран СНГ Михаил Александров отмечает, что погибший дипломат, возможно, был связан с российскими спецслужбами. В таком случае, по мнению Александрова, он «мог выйти на какие-то неблаговидные дела руководства Абхазии либо на агентурные сети Турции, Грузии в Абхазии и в связи с этим был ликвидирован».

Примечательно, что абхазские власти не стали настаивать на «грузинском следе». Еще несколько лет назад ответственность за резонансные преступления (убийства, взрывы), происходившие на территории республики, почти сразу же возлагалась на «грузинские спецслужбы». Собственно говоря, еще в начале прошлого года Сухуми обвинял Тбилиси в убийстве милиционера Виталия Родонаи (грузина по национальности), застреленного на территории приграничного Гальского района Абхазии. «Спецслужбы Грузии проводят целенаправленную деятельность по ликвидации лиц грузинской национальности, состоящих на службе в правоохранительных органах Республики Абхазия, — заявляли тогда абхазские силовики, — чтобы воспрепятствовать установлению доверительных отношений между населением и органами власти».

За последний год, однако, ситуация существенно изменилась. В Грузии пришла к власти новая правящая команда (президент Михаил Саакашвили, лишившийся значительной части полномочий, по сути, лишь досиживает свой срок, силовые структуры теперь контролируются его оппонентами из «Грузинской мечты»). Новые власти, как и прежние, настаивают на возвращении Абхазии под грузинский контроль, но при этом обещают, что к силе (в отличие от Саакашвили) прибегать ни в коем случае не будут. Кроме того, они пытаются улучшить отношения с поддерживающей Абхазию Россией.

Другая версия, которая, по данным «Коммерсанта», рассматривается следствием, связана с конфликтами вокруг абхазской недвижимости. Речь идет о мошенничестве вокруг продажи жилья (в Абхазии, напомним, запрещена официальная продажа недвижимости иностранцам, в том числе россиянам без абхазских паспортов; в этих условиях сделки осуществляются обходными путями, что создает почву для злоупотреблений), а также о захвате чужих квартир и домов местным населением.

И в том, и в другом случае жертвами нередко становились граждане России. Погибший дипломат по роду деятельности как раз занимался этими конфликтами. «Его хорошо знали те, кто пытается сейчас через абхазские суды или правительственную комиссию вернуть права на утраченное жилье, — отмечает «МК». — Вишернев был известен как активный защитник пострадавших. Он часто встречался с ними, работал в комиссии, писал запросы, пытался добиться ответа от абхазских чиновников». По словам одной из пострадавших, в разговоре с ней дипломат сетовал на то, что русское население «выдавливают» из Абхазии, рассказывал, «как грабят российских бизнесменов, избивают и грабят туристов».

По данным СМИ, в адрес сотрудника посольства неоднократно поступали угрозы. Некоторое время назад была ограблена его квартира, при этом, как утверждается, были похищены не только ценности, но и некие документы.

В этом контексте можно обратить внимание и на статью, опубликованную 10 сентября, на следующий день после убийства, ресурсом «Инсайдер.org». Текст под названием «Абхазский унтер-фюрер», содержащий ряд обвинений в адрес абхазского оппозиционера, бывшего кандидата в президенты Рауля Хаджимбы, заканчивается призывом «тщательно расследовать, кто именно причастен к нашумевшему убийству... Дмитрия Вишернева». Автор публикации утверждает, что погибший дипломат «самоотверженно защищал права русскоязычных граждан», обиженных в том числе «боевиками», подконтрольными «абхазскому унтер-фюреру».

Версию бытового конфликта, впрочем, следствие также не исключает. По данным «Коммерсанта», убийство могло быть связано с некой ссорой, якобы произошедшей в семье дипломата.

Наконец, по мнению представителя Института стран СНГ Михаила Александрова, гибель сотрудника посольства РФ можно связать и с «достаточно высоким уровнем бандитизма» в республике. «Особенностью бандитизма в Абхазии является то, что они [преступники] нападают в основном на иностранцев — то есть на туристов, на сотрудников каких-то организаций, фирм и так далее, — отмечает эксперт. — Это связано с тем, что в Абхазии еще распространен институт кровной мести, и убийство своих там будет караться очень строго. А вот на заезжих людей, конечно, нападения происходят часто».

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше