Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Созерцая выборы Чем заняться наблюдателю на избирательном участке

Повышенный интерес к выборам мэра Москвы сказывается не только на том, как кандидаты проводят свои избирательные кампании, но и на том, сколько человек готовы лично следить за ходом голосования в роли общественных контролеров. 8 сентября имеет все шансы стать настоящим испытанием на выносливость для движения наблюдателей, которое в силу определенных обстоятельств утратило былой боевой настрой.

Массовая запись российских граждан в наблюдатели началась с выборов в Госдуму в 2011 году. Тогда независимым членам комиссий и контролерам удалось если не предотвратить, то зафиксировать масштаб нарушений, которые происходили в процессе голосования и подсчета бюллетеней в избирательных комиссиях всех уровней. Свой первоначальный успех движение наблюдателей сумело закрепить на президентских выборах в марте 2012 года. Тогда же стало понятно, что значительная часть россиян, готовых тратить время на работу в избиркомах, проживает в Москве и Подмосковье.

Впоследствии именно наблюдатели-москвичи своей активностью обеспечили надлежащий контроль не только на выборах в близких к столице Химках (октябрь 2012 года) и Жуковском (март 2013 года), но и в Ярославле (апрель 2012 года). Но если в Ярославле на мэрских выборах победил оппозиционный кандидат Евгений Урлашов, то в Подмосковье главами городов стали представители партии власти. Это сильно ударило по боевому духу наблюдателей, и пошли разговоры о традиционной российской безысходности — мол, даже самый честный подсчет голосов не позволяет что-то изменить, а ведь на это была вся надежда.

Второй и главный удар по независимому контролю за выборами нанесли российские законодатели. Согласно принятым в 2012 году поправкам в закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», участковые избирательные комиссии (УИКи) стали формировать не заново под каждые выборы, а сразу на пять лет. Это означало, что для получения самого значимого в УИК статуса члена комиссии с правом решающего голоса (которого, к примеру, нельзя просто так удалить из комиссии в день голосования) необходимо было закрепить себя за каким-то участком на годы вперед. Снижение интереса к наблюдению отчетливо проявилось в том, что даже в Москве различные движения общественных контролеров (даже объединив все свои ресурсы) не смогли «закрыть» все 3,5 тысячи участков.

Более того, в члены УИК записались самые упорные и, главное, самые опытные наблюдатели. Следовательно, чтобы «добрать» контролеров для мэрских выборов, движениям наблюдателей и штабам кандидатов придется опираться на новичков, которых сперва еще надо обучить, причем в сжатые сроки.

Для того чтобы оценить, в каком состоянии ситуация находится сейчас, «Лента.ру» представила слово тем, кто намерен принять участие в наблюдении за выборами мэра Москвы 8 сентября — как новичкам, так и ветеранам, которым предстоит передать им свой опыт.

Елена Власова, куратор избирательного штаба кандидата партии «Яблоко» Сергея Митрохина по наблюдению

У нас инструктажи для наблюдателей начались со вчерашнего дня (27 августа), поэтому люди только начинают подходить. И по опыту ― большинство людей приходит на последней неделе перед выборами. Сложность в том, что сейчас лето, многие еще в отпусках, либо возвращаются, не успев включиться в предвыборную кампанию и спланировать свое участие в наблюдении за выборами. Пока на обучение пришли люди в основном старшей возрастной группы, сторонники и члены партии, из года в год принимающие участие в контроле выборов.

Основное внимание на обучении уделяется разъяснению прав и обязанностей наблюдателей и членов УИКов с правом совещательного голоса, разъяснению порядка работы комиссии в день голосования, основным нарушениям, происходящим в день голосования на участке, и правильному реагированию на них. Обыгрываются ситуации, связанные с процедурой подсчета голосов на избирательном участке. Слушатели задают самые разные вопросы ― от достаточно наивных, что характерно для новичков, до самых сложных, связанных с нюансами происходящего в комиссии прежде всего по правильному реагированию на нарушения законодательства и конфликтные ситуации. Думаю, что вообще система обучения не сильно отличается от гражданских организаций, потому что у всех задача одна ― максимально подготовить людей к тому, что их ждет на избирательных участках, чтобы они грамотно себя вели, не упускали важных моментов, по возможности вникали в детали, настаивали на соблюдении прав и законодательства, пресекали нарушения.

Мы предупреждаем наблюдателей, что могут возникать конфликтные ситуации на участках. Провокации могут быть как со стороны членов комиссии, так и со стороны других наблюдателей. К сожалению, все чаще возникают ситуации, что люди от администрации, сотрудники управ и префектур получают направления от каких-либо партий или кандидатов и ведут себя в день голосования согласованно с действиями членов комиссии от партии власти. Мы стараемся выявлять таких людей еще при записи на обучение или получении направлений в УИКи.

Смысл обучения ― это наблюдение не в пользу какого-либо из кандидатов или, наоборот, против них, а в целях соблюдения порядка голосования и противодействия нарушениям, за честные выборы.

Елизавета Соболева, наблюдатель от «РосВыборов»

Я пока была на двух лекциях. Нам рассказывали о принципах работы избирательной комиссии, правах наблюдателей, о том, как проходит вообще день на избирательном участке. Для меня все это новое ― я ведь в первый раз буду наблюдателем. Но я хочу, чтобы выборы были честные, и я буду препятствовать, если будет происходить обратное. Ведь в нашей стране есть человек, которому мы верим и на кого надеемся, нам необходимо, чтобы он победил, вся надежда на него. Думаю, вы понимаете, о ком речь.

Наш главный щит и оружие как наблюдателей ― это Федеральный закон голосования (имеет в виду федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» — «Лента.ру»). Нужно будет выучить статьи из него. В раздаточных материалах будут выжимки из статей, чтобы во всех ситуациях можно было опираться на закон и цитировать его. Вообще у наблюдателя немного прав, но, как нам сказали, мы имеем право на съемку, у нас могут быть телефоны, ноуты. На лекции предупредили, что раз на раз не приходится ― могут в комиссии и честные люди попасться, которые тоже хотят честные выборы, а могут такие, что будут просить сидеть в углу и никуда не ходить. По закону мы можем ходить, где хотим, не можем заходить только за ширму для избирателей. Если мы заметим фальсификации, то можем сначала устно сказать об этом избирательной комиссии. Если не будет реакции ― то обратиться к члену комиссии с совещательным голосом. Если и это не подействует ― то нужно использовать интернет, камеры. Еще можно писать жалобы, нам дадут шаблоны, но пока не знаю, какие они будут.

Андрей Марин, координатор наблюдатель от кандидата в мэры Москвы от КПРФ Ивана Мельникова

Я координирую набор наблюдателей. К нам идут партийные люди и сторонники нашей партии, а также непартийные, мы никого не ограничиваем. Только стараемся отсекать людей от управ. Могу заметить, что к наблюдателям КПРФ относятся обычно хуже, чем к остальным, потому что наши более активно ведут себя на выборах. А чем активнее наши люди, тем сильнее их прессуют.

У нас проходят семинары и для новых, и для старых наблюдателей. На них концентрируются на всех абсолютно ситуациях. Готовим ко всему. На занятиях они задают очень много вопросов. Чаще всего про то, как предотвращать махинации или про работу с системой «Красный контроль» (сайт параллельного подсчета голосов от наблюдателей от кандидата от КПРФ — прим. «Ленты.ру»). Она у нас будет, кстати, работать.

Не могу все-таки конкретно говорить про методики противостояния с фальсификациями, потому что не уверен, что это можно рассказывать кому попало. Поэтому не буду говорить. Но думаю, если будет вброс, то можно ловить за руку.

Андрей Парамонов, и.о. руководителя Управления по связям с органами законодательной и исполнительной власти правительства Москвы

Я член юридической группы в штабе Сергея Собянина. Мы подготовили много материалов для наблюдателей, но не просто материалов, а таких, в которые заложена идеология. Понятно, что про все нарушения, которые могут произойти, у всех кандидатов написано и говорится примерно одно. У нас же есть идеологические требования — и о них говорил еще Сергей Семенович, когда предложил провести честные выборы. Под идеологическими требованиями мы имеем в виду максимальную либеральность, чтобы получилось учесть максимальное количество точек зрения, чтобы было, в том числе, более корректное отношение к наблюдателям. То есть, не просто соблюдать закон, а быть либеральнее, чем закон. То есть, советуем, в случае нарушения, не давать участковой комиссии представление об удалении вывести наблюдателя или сотрудника СМИ, а сначала предупредить. Говорим, если будет агитация, нужно пресекать, попросить убрать, но не удалять с участка. Потому что ведь смотрите: если наблюдателя удалить, штаб, возможно, сможет восполнить потерю, но за это время — пока не приедет новый — кандидат не сможет осуществлять наблюдение на участке.

Наши наблюдатели привлекались по нескольким каналам — на пикетах, через сайт, некоторые приходят сами. Сейчас народ начинает подтягиваться, с отпусков возвращаются. Приходят самые разные, молодые идут, потому что смогут работать — это ведь в выходной день будет. Конечно, нужное число, около 4000 наблюдателей, мы уже почти набрали.

Мы готовим наших наблюдателей к провокациями. Интернет ими пестрит. Мы знаем, что они могут произойти с любой стороны. Даже со стороны членов избирательной комиссии: процедура выборов ведь настолько сложна, что человек может просто перепутать что-нибудь — например, придет человек, будет говорить, что очень хочет проголосовать, будет настаивать, и ему дадут проголосовать. Ждем подвозов людей и «карусели».

Михаил Поляков, председатель движения «Корпус за чистые выборы»

Мы не делаем акцент на выборах 8 сентября, потому что понимаем, что это регион, где и так будет много наблюдателей, точно будет самая пристальная кампания. Не только партии и кандидаты посылают наблюдателей, но и многие организации. Еще и псевдонаблюдатели будут, люди с удостоверениями СМИ. Мы больше работаем в регионах ― работали на выборах в Жуковском, например. По всей России 8 сентября у нас будет несколько тысяч наблюдателей, но в Москве почти не будет.

Мы массово наблюдателей не готовим, чтобы не перегружать участки. Но, конечно, кто-то будет. У нас проходят лекции, они делятся на два вида. На теоретических лектор говорит о правах, обязанностях, порядке, о том, как заполнять протоколы. На практических ― о том, какие нарушения бывают и как с ними бороться; обо всех технологиях, как «карусели» происходят, вбросы. Мы понимаем, что за короткие семинары невозможно все вложить, но у нас работают в основном юристы, поэтому они наверстывают потом все за справочниками. Мы, кстати, делаем в наборе в наблюдатели акцент на юристов и студентов юридических вузов. Они входят в наши мобильные группы. В них будут работать подготовленные юристы и журналисты. Они будут выезжать, если можно так сказать, в «горячие точки» и там оказывать содействие или вызывать правоохранительные органы.

Мы нашим наблюдателям говорим разные слова на вводных лекциях, но больше всего говорим про важность гражданской позиции, что нужно, чтобы все происходило по закону. Наши наблюдатели не получают вознаграждение в отличие, например, от наблюдателей от политических партий. У нас нет задачи ни с кем конфликтовать, а ведь есть наблюдатели, которые только за этим и приходят. Мы ставим задачу выполнять закон, чтобы выборы прошли по закону. Мы вообще агитируем за закон. Наш кандидат ― это закон.

Ольга Фейгина, координатор движения «Голос»

Я лично наблюдателем не буду, скорее всего, буду в территориальной избирательной комиссии с правом совещательного голоса. Но могу сказать, что наблюдательское движение в эту кампанию сильно обеднело. С одной стороны, наблюдатели пошли в участковые комиссии как члены с правом решающего голоса (был такой призыв к бывшим наблюдателям в начале года), с другой стороны, большая часть наблюдателей разочаровались после президентских выборов, наверное, получив не тот результат, на который они рассчитывали. Так что на этих выборах сказывается нехватка людей, мы продолжаем набор, остается еще неделя...

Но с другой стороны, те люди, которые пришли сейчас, ― это люди опытные, участвовавшие в нескольких кампаниях, в отличие от пришедших на президентских выборах, которых было много, но почти все новички.

Районные координаторы сейчас занимаются организацией людей из разных потоков. Моя задача, например, собрать вместе наблюдателей, членов комиссий с решающим голосом, познакомить их. После этого они решают, кто к кому на участок пойдет, как они будут вместе работать.

Александр Ларенков, координатор проекта «РосВыборы»

«РосВыборы» входят в Альянс общественных наблюдателей, объединяющий также наблюдателей из «Сонара», «Голоса» и «Гражданина наблюдателя». Все четыре наблюдательских объединения работают вместе ― районные и окружные координаторы, представляющие разные наблюдательские объединения, видят объединенную базу наблюдателей по своей территории и распределяют их по избирательным участкам. У нас общая система обучения, методические материалы, тренеры, проводящие обучающие игры и семинары.

Все представители альянса испытывают действие админресурса: массово регистрируются люди из управ, ДЕЗов, соцслужб, школ и других муниципальных и городских учреждений. Они регистрируются на разных ресурсах, но зачастую под одними и теми же адресами электронной почты и телефонами. Мы вычисляем этих людей и обучаем, однако за направлениями наблюдателей все они отправятся в штаб кандидата [и.о. мэра Москвы Сергея] Собянина, ведь их к нам, видимо, специально для обучения присылают, а деньги, выделенные на их официальную подготовку, давным-давно уже кто-то «распилил». Направления же от кандидата Навального получат наблюдатели, которые не зависят от управ и префектур. Другие наблюдательские объединения, входящие в альянс, сотрудничают и со «Справедливой Россией», и с «Яблоком», и с КПРФ, но я за них говорить не могу, так как представляю только «РосВыборы», а мы пока получили предложение о сотрудничестве только от штаба кандидата Навального.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15