Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Ярославль

Бой с тенью Урлашова «Лента.ру» о выборах в ярославскую облдуму

Ярославль

Фото: Владимир Смирнов / ИТАР-ТАСС

8 сентября в Ярославской области пройдут выборы в законодательное собрание. Это одна из тех предвыборных кампаний, где итог неизвестен заранее. В бюллетене длиной больше метра значатся 19 партий. Местная «Единая Россия», проигравшая две крупных кампании, хочет реабилитироваться и набрать как минимум 40 процентов голосов. Оппозиционеры обвиняют «Единую Россию» в грязной игре. Самый популярный политик Ярославля Евгений Урлашов сейчас в СИЗО, а «Гражданская платформа», список которой он возглавлял, снята с выборов. Черных технологий много, но и реальная конкуренция есть. Правда, оппозиционные партии опасаются, что всю борьбу сведут на нет низкая явка и нечестный подсчет голосов.

8.00, утренний прайм-тайм на радиостанции «Эхо Москвы в Ярославле». В студии спикер ярославской облдумы Илья Осипов, его оппонент — первый номер в предвыборном списке «РПР-Парнас» Борис Немцов. Помимо того факта, что дебаты в регионе вообще есть, они еще и очень неплохо организованы: не больше двух человек одновременно, минимум гвалта. Сначала вопросы кандидатам задает ведущая, потом они сами интервьюируют друг друга, затем финальные спичи. Звучит заставка, музыка из кинофильма «День выборов», потом ведущая задает вопрос Немцову: «А почему люди должны вам верить?»

Мы слушаем дебаты в кабинете руководителя радиостанции, тот удовлетворенно кивает. Немцов отвечает: потому что его помыслы чисты. Он не «паровоз», обязуется не только отработать весь срок, если его выберут, но даже купить в Ярославле недвижимость. «Зачем вам вообще нужна "Единая Россия"?» — переключается ведущая на Осипова. Руководитель довольно кивает еще раз. Осипов, вступивший в партию всего полтора года назад, позиционирует себя как партийного реформатора. Он объясняет, что, меняя местное отделение «Единой России», он меняет и политический расклад в области, возвращает доверие партии, которая за последние два года громко провалилась дважды. Сначала — набрав меньше 30 процентов на выборах в Госдуму, затем — потерпев предсказуемое и от этого еще более обидное поражение на выборах мэра.

Первый вопрос Немцова к Осипову — как раз про находящегося за решеткой избранного мэра Ярославля Евгения Урлашова. Готов ли Осипов поручиться, чтобы Урлашова отпустили под подписку о невыезде. Осипов с Урлашовым прекрасно знаком, они работали вместе, и главный единорос отвечает вопросом на вопрос: «А вы сами-то готовы поручиться за человека, встретившись с ним всего раз в жизни за бокалом вина в Париже?» Осипов напоминает, что вместе с мэром арестовали еще несколько человек, чья вина лишь в том, что они «оказались не в то время и не в том месте». За них он вступился бы гораздо охотнее.

Дискуссия идет все бодрее, Осипов спотыкается лишь раз — его, видимо, кто-то дезинформировал — и спрашивает Немцова, сколько уголовных дел против него было возбуждено. «Ни одного!» — отвечает Немцов, и в этот момент он — воплощение оскорбленной невинности. Дел действительно не было. Разгоряченные собеседники продолжают спорить и после эфира. «Надеюсь, вы наберете свои полпроцента», — бросает Осипов и уходит.

В штабе «РПР-Парнаса» надеются на иной результат. Пять процентов голосов позволят провести в облдуму одного человека, семь процентов — двоих. Прямо об этом не говорится, но если хотя бы один Немцов из всего партсписка попадет в законодательное собрание — это однозначно будет успех. «На выборах мэра Сочи в 2009 году была безнадега, — рассказывает мне Илья Яшин, который руководил штабом Немцова в Сочи, в Ярославле он занимает ту же должность. — Нам только и оставалось, что по дворам ходить и с людьми разговаривать. А тут дебаты, ролики в телевизоре. Вон, смотри, рекламный щит наш. Десять лет билбордов с Немцовым на улицах не было». Бывший вице-премьер вообще получает от этой кампании удовольствие: встречается с избирателями, ходит по рынкам, даже на футболе был, когда местный «Шинник» выиграл.

Предвыборная агитация в области идет очень активно. Билборды, листовки, даже портреты кандидатов на жилых домах. В отличие от Москвы, тут эти портреты никто не пытается снять. Правда, и кандидаты на портретах — от «Единой России».

Первое, что бросается в глаза, — то, что активную кампанию ведут минимум две трети из 19-ти участвующих в выборах партий. Проезжает маршрутка в цветах, например, «Патриотов России», а окна заклеены агитацией за «Яблоко». Вторая яркая особенность: на плакатах и билбордах «Единой России» написано все что угодно, кроме, собственно, названия партии. Как правило, кандидат изображен на фоне государственного флага с довольно банальным лозунгом. Из серии «Хватит политики, время работать». На некоторые такие плакаты анонимные доброжелатели клеят ярко-желтые стикеры «Осторожно, едрос!»

Всего в ярославской облдуме 50 мест, выборы проходят по пропорциональной схеме: 25 человек по спискам, 25 будут избраны по одномандатным округам. В уходящей облдуме «Единой России» принадлежало 37 мест, остальные делили КПРФ, ЛДПР и «Патриоты России».

В этот раз бюллетень для голосования будет больше метра в длину — это побочный эффект от смягчения закона о политических партиях, устроенного Дмитрием Медведевым. 19 партий в бюллетене — история небывалая. Жеребьевка на распределение мест в бюллетене повергла оппозицию в шок. Первым номером идет спойлер «Справедливой России» — партия «За справедливость». На уличных баннерах она даже перекрасилась в красно-желтый цвет справоросов. Там написано «За справедливость» и галочка напротив цифры один. Второй номер достался спойлерам КПРФ — «Коммунистам России». Этим и не надо было перекрашиваться, весь город увешан плакатами, сделанными в той же стилистике, что и «За справедливость». Только написано «За коммунистов» — и номер два с галочкой. Третье место в бюллетене у «Единой России», ее основные соперники отправлены глубоко вниз. ЛДПР на восьмом месте, КПРФ — на 14-м, причем на 13-м месте перед ними еще один спойлер: Коммунистическая партия социальной справедливости. «Справедливая Россия» на 17-м месте, «РПР-Парнас» замыкает список.

Фаворит, конечно, «Единая Россия», но фаворит очень скромный. Илья Осипов говорит, что 40 процентов голосов — это будет отличный результат. С Осиповым мы встретились в облдуме со второй попытки. Первую встречу сорвали сотрудники полиции и МЧС, которые задумали провести учения, эвакуировали соседнее с облдумой здание администрации области и закрыли все подходы на Советскую площадь, где они расположены. «Меня спикер облдумы ждет!» — уговаривал я стоявшего в оцеплении сотрудника полиции. «А меня уволят, если я тебя пропущу», — говорил полицейский в обычной форме и зачем-то в зеленой каске (видимо, по плану учений администрацию собирались бомбить или взрывать, поэтому всем участникам мероприятия надо было беречь голову). Находившийся в думе Осипов сам пытался выйти на улицу, но точно так же был остановлен полицией.

«Мы не прячемся за партийную символику и за вождя. Мы говорим, что главное — люди», — объясняет Осипов необычную партийную агитацию. А необычную кампанию в целом — тем, что поскольку в обществе есть запрос на обновление, то нужно выбирать не другую партию, а реформировать ту, которая есть. В списке «Единой России» и в одномандатных округах — 36 новых фамилий, только 15 из 37-ми депутатов идут на переизбрание. Я спрашиваю, почему. «У нас здесь в окно отлично были слышны лозунги, которые произносились на оппозиционных митингах», — довольно зло отвечает Осипов. «Была бы у нас своя Болотная площадь, мы бы митингующих отправили туда, но у нас ее нет», — иронизирует он. В список «Единой России» не попали люди, которых сочли ответственными за провалы на предыдущих предвыборных кампаниях. Перед каждым из нынешних кандидатов поставлена задача провести по сто встреч с избирателями. Осипов не говорит, но бывало и такое, что на встречи с кандидатами приходили лишь два-три избирателя — и столько же оппозиционеров, которые с удовольствием фиксировали этот электоральный успех на фото и видео.

В выборах не принимает участие лишь одна серьезная партия. Но именно она могла бы стать фаворитом и именно с ее снятия начинаются разговоры о том, что ярославская предвыборная кампания идет очень грязно. Речь о «Гражданской платформе», список которой мог бы возглавить Евгений Урлашов. Но Урлашов, как известно, находится в «Матросской тишине» по обвинению в покушении на взятку. А саму партию сняли с выборов из-за того, что избирательный счет не был открыт вовремя. Эту детективную историю пересказывает Константин Малышев, руководитель областного штаба «Гражданской платформы». Он не скрывает, что поначалу партию не зарегистрировали из-за ошибок юристов, с которыми пришлось расстаться. 29 июля в полдень областной избирком зарегистрировал финансовым уполномоченным партии Наталью Семенову, в 12.20 ее вызвали на беседу сотрудники полиции. С тех пор ее никто не видел, но и заявления родственников о пропаже человека тоже не последовало. В итоге открыть избирательный счет было некому, и это стало формальным основанием для снятия. «Буквально вчера проходил мимо облизбиркома, ее автомобиль до сих пор там стоит», — недоумевает Малышев. При этом он не сомневается, что женщина жива-здорова.

Суд первой инстанции признал снятие «Гражданской платформы» законным, сейчас в областном суде рассматривается апелляция. Но шанс на восстановление партии ничтожен. Штаб занимается лишь продвижением одномандатников. По словам Малышева, от трех до пяти человек могут претендовать на победу в своих округах. Но это, конечно, совсем не тот результат, на который в партии рассчитывали изначально.

Имя и образ Урлашова активно используют другие партии, преимущественно правые. Монополизировать арестованного мэра пытается «Демократический выбор» — в партию из СИЗО от Урлашова даже пришло письмо со словами поддержки. Приезжавший в Ярославль на день лидер партии Владимир Милов написал в избирком жалобу на «РПР-Парнас» за незаконное использование слов Урлашова. Жалоба пока не рассмотрена. «Никакой монополии на самом деле нет, — говорит мне Илья Яшин. — Урлашов благодарен всем, кто его поддерживает, а за какую партию он призовет голосовать, станет понятно лишь после того, как "Гражданскую платформу" окончательно снимет Верховный суд». Фамилия Урлашова страшно раздражает единоросов: Борис Немцов пришел на теледебаты в футболке с надписью в его поддержку. Немцова показывали только крупным планом: голову и шею.

На ярославской площади Волкова стоит красная палатка с символикой КПСС, двое агитаторов уговаривают меня поставить подпись за возвращение смертной казни. «Мерзавцев надо казнить!» — настаивают они. О том, что их партия участвует в выборах в облдуму, они осведомлены значительно хуже. Рядом со мной депутат от КПРФ Эльхан Мардалиев — вежливо слушает приставших к нему мормонов. Наконец он освобождается. Спустя пять минут становится понятно, что о мормонах и единоросах он примерно одинаково плохого мнения. Мардалиев рассказывает, как этим летом в пользу «Единой России» был переписан закон о выборах. Вместо единых вертикальных партийных списков появился головной список, в котором только один человек и территориальные группы. «Они говорили — это нужно для того, чтобы партии перестали использовать кандидатов-"паровозов". Но сами в итоге поставили в главный список космонавта и депутата Госдумы Валентину Терешкову, которая никогда тут в думе заседать не будет, — возмущается он. — К тому же новый закон легализовал их тактику неупоминания названия партии. В одном бюллетене будет одномандатник, а в другом — лидер территориальной группы, который тоже вроде как одномандатник». Изменена и система подсчета голосов: в Ярославской области будет использован метод Империали — голоса за непрошедшие в думу партии достанутся той, что наберет большинство голосов. В отсутствие «Гражданской платформы» это однозначно будет «Единая Россия». «То есть голоса за мелкие партии и за спойлеров тоже пойдут единоросам?» — уточняю я. «Вы также ответили на вопрос, кто спойлеров финансирует», — улыбается Мардалиев. Он опасается, что спойлерам достанется до пяти процентов коммунистических голосов. Особенно когда одна из таких партий возглавляет список, а вторая в бюллетене стоит непосредственно перед партией Геннадия Зюганова.

Мардалиев говорит, что все на этих выборах будет зависеть от явки. При явке в 25 процентов и ниже будет триумф «Единой России», при явке в 40 процентов одна только КПРФ будет претендовать на десять мест из 50-ти. Сам Мардалиев осторожничает и склоняется к пессимистическому варианту. «После ареста Урлашова у людей и так апатия. А тут им вместо выборов навязывают комедию, — говорит он. — И в то же время вся страна на нас смотрит. Результат "Единой России" будет сигналом для других регионов».

Мардалиев рассказывает и про баннерную войну: на всю область у КПРФ только 48 уличных рекламных щитов — меньше, чем у «Коммунистов России», например. Остальные сняли, а то и вообще спилили без объяснения причин. С аналогичной проблемой столкнулась и «Справедливая Россия». «После регистрации заплатили за 40 билбордов, успели повесить 26, через два дня все они были демонтированы, — рассказывает мне кандидат в депутаты, по совместительству бизнесмен и глава местного «Союза десантников» Анатолий Каширин. — Наш председатель Анатолий Грешневиков общался с губернатором Сергеем Ястребовым. Сказал ему: не прекратите беспредел, я голодовку объявлю прямо на Советской площади и журналистов из Европы привезу — на это посмотреть. Вроде бы 14 баннеров удалось вернуть, но это капля в море». Каширин рассказывает не столько о том, как его партия борется за голоса избирателей, сколько о том, как борются с самой партией. К рассказам о нечестной жеребьевке мест в бюллетене и законе о выборах, принятом под «Единую Россию», добавляется изъятый 450-тысячный тираж листовки. Платный и бесплатный телевизионный эфир на городском телеканале распределили так, что «Справедливой России» досталось аж 80 секунд времени на всю кампанию.

15 августа в Ярославле был избит кандидат от «Справедливой России» Александр Костырев. Посреди рабочего дня его по телефону с работы вызвали на улицу, там к нему подошел человек и дважды ударил чем-то тяжелым, сломав ему нос и скулу. Костырев напрямую никого не обвиняет, но вспоминает, что за несколько дней до этого у него был разговор на повышенных тонах с кандидатом от «Единой России» по этому же округу Михаилом Крупиным. Крупин обвинил Костырева в том, что его люди клеят обидные стикеры на агитационные материалы «Единой России» и якобы сказал: «С теми, кто поступает неправильно, тоже будут поступать неправильно». Уголовное дело по факту побоев возбуждено, фигурантов в нем пока нет.

«Мы все равно рассчитываем на 25 процентов и три-четыре одномандатных округа, — говорит Каширин. — Хотя готовимся к тому, что голоса так посчитают, что вообще ничего нельзя будет исключать». После нашей встречи он еще дважды перезванивал мне, вспоминая все новые и новые несправедливости по отношению к «Справедливой России» на этих выборах.

«Патриоты России» в Ярославле во многом держатся на харизме их лидера Александра Цветкова. Он заседает в облдуме с 1990 года, в 1996-м был доверенным лицом Александра Лебедя на выборах президента, и Лебедь в Ярославле набрал 30 процентов, тогда как в среднем по стране — чуть меньше 15-ти. В победе Цветков не сомневается и сейчас. Он говорит, что по его одномандатному округу у него рейтинг 35 процентов против 14 процентов от кандидата-единороса. С губернатором Сергеем Ястребовым Цветков на ты еще с тех времен, когда он был журналистом, а губернатор — комсомольским функционером.

Предвыборную кампанию Цветков описывает исключительно матом. «Чтоб долго не говорить, я тебе сейчас текст свой распечатаю. Файл называется "беспредел, *****"», — говорит лидер «Патриотов». Он сидит за домашним компьютером и печатает материалы в собственную агитационную газету: «Любимые цитаты Александра Цветкова: Власть миллионам, а не миллионерам». Цветков рассказывает, как его знакомого, директора завода по производству колючей проволоки, заставили снять свою кандидатуру со словами: «Иначе за своей же продукцией будешь сидеть». Еще — про свою соратницу Веру Никольскую, которой пообещали всевозможные материальные блага за показательный и громкий выход из «Патриотов России», но та отказалась. Рассказывает, что, конечно, сочувствует тем партиям, которые получили мало эфирного времени на городском телеканале, да вот только «Патриотов России» даже на жеребьевку никто не позвал. Наконец, предвыборные билборды «Патриотов» также сняли. «Там анекдот. Утром общаюсь с директором рекламной фирмы. Он утверждает, что все хорошо. А вечером сам перезванивает: по тебе команду дали, снимаем. Звони своему губернатору. Я звоню, говорю: Серега, чего за херня-то. А он: наши по тебе вообще никаких указаний не давали», — рассказывает Цветков.

Затем он произносит фамилию, которую до него в беседах со мной многократно склоняли представители вообще всех оппозиционных партий. Виктор Кидяев, депутат Госдумы, глава комитета по местному самоуправлению. Вроде как куратор ярославских выборов, мечтающий, как говорят, о губернаторском кресле. «Я на дебатах прямо в телекамеру дулю показал и сказал: шиш тебе, Кидяев, а не губернаторство», — хвастает Цветков. Именно Кидяеву приписывают не вполне честные жеребьевки мест в бюллетене и времени в эфире. Его людей подозревают в давлении на сильных оппозиционных одномандатников, чтобы те снимали свои кандидатуры. Да и к снятию «Гражданской платформы» он якобы приложил руку. Словом, на региональном уровне он демонизирован примерно так же, как замглавы администрации президента Вячеслав Володин (а до него Владислав Сурков) на федеральном.

Я спросил о роли Кидяева на этих выборах у спикера облдумы Осипова. Тот ответил фразой, которая украсила бы плакат любого ярославского единороса: «Выбрать себе врага — спрятать свою некомпетентность». «Штабом руковожу я, и никакого курирования нет», — с обидой говорил Осипов.

Вечером в гостинице я включаю телеканал «Россия». После местных новостей (Надежда Бабкина приехала, на кладбище траншею разрыли — покосилась могила ветерана) пятиминутный блок предвыборной рекламы. Смотреть его было страшно. Сделанные на коленке десятисекундные ролики шли один за другим, один и тот же мог повторяться несколько раз подряд. Этот зомби-парад с участием примерно десяти партий прервался коротким репортажем. В нем рассказывалось, как некие молодые люди наводят порядок во дворе дома, бабушки их расхваливают. Как бы случайно проходивший мимо кандидат от «Единой России» говорит, что так и должно быть всегда. И опять зомборолики, от которых любой вменяемый человек забыл бы дорогу на выборы в ближайшие лет десять.

Не было только тех видеороликов, которые обычно готовят областные избирательные комиссии: мол, 8 сентября приходите все на выборы — это важно.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15