Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

На метро дешевле В России опять начали расти цены на бензин

Фото: Валерий Мельников / РИА Новости

Цены на бензин в России растут вне зависимости от того, подорожала или подешевела нефть. Они увеличиваются несмотря на полуручное управление отраслью со стороны правительства и прямые требования чиновников заморозить цены, они не останавливаются даже в связи с сокращением экспорта. В августе в России началось очередное повышение стоимости бензина, которое может привести к росту замершей на фоне сбора урожая инфляции.

Последний раз темпы роста инфляции превышали темпы подорожания бензина в 2010 году. В 2011 году потребительские цены на бензин в России в среднем выросли почти на 15 процентов при инфляции в 6,1 процента. На следующий год бензин подорожал на 7,6 процента при инфляции в 6,6 процента. По итогам первой половины этого года инфляция в стране «набрала» 3,5 процента, а бензин вырос всего на один процент, но надеяться на перелом тренда не стоит: темпы роста инфляции в стране от месяца к месяцу снижаются, а вот бензин, наоборот, начал дорожать.

То, что рынок ждет несколько недель, а может быть, и несколько месяцев повышения стоимости бензина, стало понятно в конце июля, когда начали расти оптовые цены. Следом за ними начали подниматься и розничные: сначала по 10-15 копеек за литр в неделю, а затем и почти на полрубля. По данным Росстата, за неделю с 30 июля по 5 августа бензин подорожал сразу на 1,4 процента, причем наибольший рост был зафиксирован по самым популярным маркам: АИ-92 и АИ-95, которые в среднем по России стоят 28,81 рубля и 31,74 рубля за литр соответственно. Впрочем, по регионам данные сильно разнятся — от немногим больше 27 рублей за литр АИ-92 в Казани и Владикавказе до 45 рублей в Анадыре.

Дефицит бензина на российском рынке был бы еще ощутимее, если бы не фактическая стагнация промпроизводства и крайне низкий рост ВВП (на 1,2 процента во втором квартале). В автомобильном секторе в России и вовсе зафиксировано падение: в первом полугодии, по данным Ассоциации европейского бизнеса, продажи новых автомобилей в стране сократились на шесть процентов до 1,33 миллиона машин.

К 9 августа, по подсчетам специализированного сайта «Петрол Плюс», АИ-92 в среднем по стране стоил 28,38 рубля, а АИ-95 — 31,22 рубля, но его методика подсчета цен отличается от Росстата. Тем не менее и по графикам этого сайта зарегистрирован скачок цен в конце июля — начале августа: в середине июля, по данным «Петро Плюс», АИ-92 стоил ровно 28 рублей, АИ-95 — 30,85 рубля.

На биржах, которые торгуют нефтепродуктами, и в июле, и в августе спрос существенно превышал предложение, что позволяет говорить о дефиците бензина в стране. При этом нефтеперерабатывающие заводы и так работают если не на пределе своих возможностей, то близко к этому, так что простым увеличением добычи нефти дело не решить.

Во всем виноват Лукашенко

Резкие скачки цен на бензин, особенно в период сбора урожая, правительство всегда воспринимает очень болезненно, поэтому на сложившуюся ситуацию тут же отреагировали в Минэнерго. Министерство оперативно провело несколько встреч за закрытыми дверями, куда пригласили представителей нефтяных компаний, чтобы понять, могут ли они снизить цены.

О чем именно договорились в Минэнерго, публично не сообщалось, но деловая пресса выяснила, что чиновники, во-первых, попросили нефтяников не отправлять бензин за рубеж до насыщения внутреннего рынка, а во-вторых, обязали их увеличить запасы с 1,25 до 1,75 миллиона тонн. Сами нефтяники взялись поставить на рынок дополнительные 200 тысяч тонн топлива. Наконец, Федеральная антимонопольная служба предложила производителям бензина объяснить, почему стали расти оптовые цены, и пригрозила им в случае неудовлетворительного ответа оборотными штрафами.

Что из этого выйдет, пока не очень ясно, зато очевидно, что в полной мере снизить напряженность на рынке можно будет только при появлении больших объемов нового бензина. Теоретически такая возможность есть: белорусские НПЗ в последнее время сократили поставки на российский рынок, продавая бензин по более выгодным контрактам на Украину, где произошел настоящий обвал производства.

Газета «Ведомости» со ссылкой на агентство «Аналитика товарных рынков» приводила следующие данные: если в феврале-марте только по железной дороге (основной канал поставок) Белоруссия отправляла в Россию больше чем по 100 тысяч тонн бензина в месяц, то к июню показатель снизился до 60 тысяч тонн. При этом в Российском топливном союзе хотели бы, чтобы из Белоруссии в страну ежемесячно поступало около 150 тысяч тонн нефтепродуктов.

Заставить Белоруссию вернуть прежние объемы на российский рынок будет непросто — сейчас президент Александр Лукашенко крайне обижен на «российских партнеров» за то, что те разорвали отношения с местной калийной компанией. Калий, конечно, никак не связан с нефтью, но поскольку в Белоруссии все решает один человек, то демарш «Уралкалия» может отразиться негативно на отношении Лукашенко к России.

Кроме того, все переговоры с Минском по нефти и нефтепродуктам традиционно складываются для России очень сложно. В конце 2012 года стороны даже не смогли согласовать объемы поставок (нефти — в Белоруссию, нефтепродуктов — из Белоруссии) на следующий год, из-за чего установление топливного баланса происходит раз в квартал. Минск, если упростить спор до предела, хочет получать из России нефть без экспортных пошлин, Москва готова поставлять на льготных условиях лишь определенный объем топлива, объясняя свою позицию прямыми потерями бюджета.

Спор вокруг поставок бензина из Белоруссии уже в ближайшее время может оказаться чисто теоретическим, так как в середине сентября на плановый ремонт закроется часть одного из двух местных НПЗ — Мозырского. В результате объемы переработки на заводе сократятся на 25 процентов, и Белоруссия просто физически не сможет выполнить все заявки из России.

Тогда же — в начале осени — на плановый ремонт остановится и часть Московского НПЗ. И хотя на заводе уверяют, что сроки были согласованы с Минэнерго и дефицита на рынке в связи с ремонтом не будет, закрытие НПЗ уверенности рынку явно не прибавит.

Получается, что рост цен на бензин, зафиксированный в конце июля и начале августа, был неизбежен и вряд ли остановится на паре процентов, даже если все усилия Минэнерго дадут результаты. Кроме того, если представить, что на рынке вдруг появятся нефтепродукты из Белоруссии, а экспорт за пределы России будет вовсе запрещен, бензин вряд ли подешевеет: как показывают долгосрочные графики, топливо в России отчаянно сопротивляется любым попыткам снизить цены, максимум, чего можно добиться, — это стабилизации на одном уровне на несколько месяцев.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше