Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Встреча Сэма Акселрада (справа) и Нгуен Куэн Хына

Рука помощи Вьетнамский ветеран воссоединился со своей конечностью, ампутированной в 1966 году

Встреча Сэма Акселрада (справа) и Нгуен Куэн Хына

Фото: Kha Hoa / AP

Американский врач Сэм Акселрад на протяжении почти пяти десятков лет хранил у себя дома необычный сувенир, привезенный с Вьетнамской войны, — руку вьетконговца. Она лежала в его шкафу, аккуратно упакованная в солдатский рюкзак. Все эти годы Акселрад не прикасался к рюкзаку, потому что не хотел, чтобы воспоминания о войне ожили в его памяти. Однако пару лет назад он нашел руку и решил, что пора ее вернуть. 1 июля 2013 года он вручил ее 74-летнему ветерану по имени Нгуен Куэн Хын.

Встреча бывшего военного врача Сэма Акселрада и его пациента, вьетнамца Нгуен Куэн Хына состоялась в родном городке последнего, Анкхе, расположенном в провинции Зялай, почти в двух тысячах километров от Ханоя. Американец и вьетнамец смогли пожать друг другу руки впервые за 47 лет.

Нгуен Куэн Хын признался журналистам, которые освещали его историю, что очень рад получить свою руку назад. «Честно говоря, чья-то ампутированная конечность — это не самый очевидный трофей, который можно принести с войны. Не у каждого ветерана можно найти такое в шкафу», — пошутил однорукий вьетнамец.

По словам Рона Уорда, который работает в американской организации, занимающейся делами военнопленных и пропавших без вести, ничего подобного раньше не бывало. «В истории войны во Вьетнаме это уникальный случай», — сказал Уорд.

Теперь, воссоединившись со своей рукой, отец семерых детей и вдовец Нгуен Куэн Хын в компании старого приятеля Сэма Акселрада отправится к местным властям и потребует для себя ветеранскую пенсию. Дело в том, что после войны все документы Нгуен Куэн Хына были утеряны и он не мог доказать чиновникам, что руку потерял именно в ходе боевых действий, а не, например, на опасном производстве. Поэтому пенсию, которая была ему положена как ветерану, он не получал.

Нгуен Куэн Хын, который после ампутации лечился в течение восьми месяцев, а затем еще полгода помогал врачам в госпитале, выразил надежду, что вещественное доказательство в виде прекрасно сохранившихся костей и бесценных свидетельств самого врача сможет убедить представителей администрации Анкхе в том, что 74-летний пенсионер действительно лишился правой руки на войне. Нет сомнений, что рассказ о приключениях руки чиновники выслушают с удовольствием.

История конечности Нгуен Куэн Хына началась в октябре 1966 года неподалеку от Анкхе. 27-летний партизан получил пулю от американских военных и бежал с поля боя, чтобы не пострадать еще сильнее. В конце концов он укрылся на рисовом складе, где находился в течение трех дней. Там вьетконговца обнаружили американские военные и забрали его в госпиталь.

В медицинском пункте Хэна передали молодому военному врачу Сэму Акселраду. Сэм принял решение ампутировать простреленную конечность. Казалось бы, на этом рука должна была закончить свое существование, но, видимо, заскучавшие на войне американские медики решили ее сохранить. Коллеги Акселрада обработали руку, сняли с нее кожу и мышцы, а раздробленные кости соединили проволокой. После этого медики вручили свою поделку Акселраду, чтобы тот сохранил ее на память (возможно, это был его первый и последний опыт в ампутации — после войны он стал практикующим урологом).

Как ни странно, Акселрад счел идею своих коллег вполне удачной и сохранил руку. Возвращаясь домой с войны, он положил ее в рюкзак, где она так и лежала все эти годы. Как признался врач, он не открывал рюкзак, поскольку не был готов к потоку воспоминаний, которые нахлынули бы на него, залезь он в багаж своего прошлого.

Но в 2011 году Акселрад не сдержался и все-таки заглянул в мешок. Увидев руку, он понял, что ее нужно отдать хозяину. Он спланировал поездку во Вьетнам, ничего не зная о судьбе Нгуен Куэн Хына и даже не будучи уверенным, что его бывший пациент все еще жив. Приехав туда, где почти 50 лет назад шла война, американский врач не нашел однорукого вьетнамца.

Зато Акселрад познакомился с местной журналисткой Чан Куин Хоа, которая поинтересовалась, откуда он и зачем приехал. Американец рассказал ей удивительную историю руки Нгуен Куэн Хына, после чего сотрудница одного из местных популярных изданий написала о ней статью. Материал, появившийся в газете, прочел двоюродный брат экс-пациента Акселрада, живущий в Хошимине, и связался с редакцией издания. В беседе с журналистами брат Нгуен Куэн Хына заявил, что знает хозяина увезенной в США руки, и попросил их выйти на связь с Акселрадом. В конечном итоге Чан Куин Хоа инициировала встречу американца и вьетнамца.

Подготовка к этому событию длилась несколько месяцев. Как пояснил Акселрад, так много времени на организацию его повторного приезда во Вьетнам ушло потому, что он пытался выяснить в подробностях, как правильно перевозить через границу кости. Оказалось, что правила провоза багажа вполне позволяют ему это сделать.

«Перевозить тело без специальных документов, разрешающих транспортировку, нельзя. А вот кости — можно», — пояснил американский врач. Он сообщил, что вез руку Нгуен Куэн Хына в своем чемодане, и никто не потребовал от него никаких специальных бумаг.

По словам обоих мужчин, они очень рады, что рука теперь находится во Вьетнаме. «Я размещу ее в своем кабинете, устроив в стеклянной витрине. Когда люди будут приходить ко мне, я буду говорить им: "Смотрите, я был на войне"», — подчеркнул бывший вьетконговец.

Нгуен Куэн Хын, обрадованный возвращением к нему руки, решительно заявил, что больше с ней не расстанется. Он планирует указать в своем завещании, что рука должна быть с ним и в день его похорон.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше