Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Полиция на месте происшествия

Пустили петуха В иммигрантском районе Стокгольма начались бунты

Полиция на месте происшествия

Фото: Johan Nilsson / AFP

Уже три ночи подряд, начиная с воскресенья, молодые люди из района Хюсбю в Стокгольме поджигают машины и забрасывают полицию и пожарных камнями. Поводом для агрессии стало убийство полицией одного из местных жителей, который, по неподтвержденным данным, угрожал полиции мачете. Понятно, что это только повод — на самом деле молодые люди из не самого благополучного района так развлекаются: поджоги машин стали традиционным для европейской молодежи способом напомнить о себе властям.

Поджоги машин по ночам за последние несколько лет происходили во многих городах Франции, а также в Риме и Лондоне, да и Москва в этом смысле — вполне европейский город. Не найдя (да и не особо пытаясь искать) способов легально выразить свое недовольство либо окружающей средой, либо властями, либо полицией, молодые маргиналы идут «захватывать город». И надо признать, поджог машин — одна из самых гуманных форм протеста: пострадать при подобного рода акциях могут лишь сами поджигатели, да и серьезный материальный ущерб владельцам автомобилей, как правило, не наносится, так как все машины застрахованы.

Обычно подобные акции протеста проходят в неблагополучных районах. Наверное, слово «неблагополучный» плохо применимо к любой части Стокгольма, но все-таки Хюсбю — это не то место, куда стремятся туристы, приехавшие в столицу Швеции. В районе, расположенном на северной окраине города, живет чуть больше десяти тысяч жителей, причем подавляющее большинство из них (более 80 процентов) — те, кого шведы называют «с иностранными корнями» (читай: иммигранты в первом, втором, реже третьем поколении). Правда, ни шведская пресса, ни шведская полиция напрямую не говорят, что в погромах виноваты иммигранты — во всех сводках о поджигателях машин говорится лишь, что это по большей части молодые люди. Некоторых из них даже подростками назвать нельзя — им по 12-13 лет. Впрочем, молодым людям, по данным шведского информагентства TT, активно помогают взрослые, связанные с криминальным миром.

О формальном поводе, подтолкнувшем молодежь к проявлению недовольства, — убийстве жителя Хюсбю — известно немного. 14 мая ряд шведских СМИ опубликовал короткие заметки о том, что некий человек, угрожавший полицейским мачете, был застрелен. Чтобы его обезоружить, полиция сперва применила светошумовую гранату, но она не сработала. Почему после этого по 69-летнему мужчине был открыт огонь на поражение, не сообщается.

Странной эта история выглядит еще и потому, что полиции пришлось корректировать собственную информацию о смерти мужчины: сначала пресс-служба сообщила, что он умер в больнице, в которую его доставили после того, как разоружили, но потом выяснилось, что он скончался на месте. Молодежная организация Megafonen, работающая в пригородах Стокгольма и ратующая за «социальную справедливость», утверждает, что первоначально полицейские сознательно солгали, так как за раненым якобы даже не приехала «скорая помощь». Megafonen также прямо обвинила полицию в намеренном манипулировании стереотипами: мол, слово «мачете» (а не, скажем, «нож») попало в официальный пресс-релиз специально для того, чтобы подчеркнуть: пострадавший был психом, с которым ничего не оставалось делать, кроме как застрелить. К тому же «мачете» ассоциируется с чем-то «нешведским», то есть недвусмысленно намекает на то, что убитый был иммигрантом.

Та же Megafonen пыталась раскрутить эту историю еще до погромов, призывая выйти на митинг около местного полицейского управления. Он состоялся 16 мая, и, по оценкам самой организации, на мероприятие пришли 60-70 человек, что активисты расценили как успех. Характерны комментарии, оставленные на ее сайте: «Полиция — это не союзник, и она не будет нам союзником никогда. Полиция служит государству, а государство — не нам, а буржуям», — написал некто, подписавшийся Самиром.

И все же те, кто не живет в Хюсбю и не принимал участия в демонстрации, к началу беспорядков об убийстве успели порядком подзабыть. Основные газеты тоже не стали раскручивать эту новость — никто, судя по всему, не опросил свидетелей и не пытался узнать у полиции, что же все-таки произошло14 мая. Видимо, решив, что с помощью обычных митингов с «государством, которое служит буржуям», не справиться, некоторые жители Хюсбю решили прибегнуть к более радикальным мерам.

Беспорядки начались в воскресенье, 19 мая, около 22:00 по местному времени. Подростки большими группами по несколько десятков человек поджигали машины, а когда приезжали полицейские или пожарные, забрасывали их камнями. Хулиганам удалось совершить ряд поджогов, из-за одного из которых пришлось эвакуировать около 50 человек — они провели несколько часов в специальных автобусах.

Сообщалось также об одном пострадавшем, который пытался залезть в собственную горящую машину; его доставили в больницу, но, судя по всему, серьезно он не пострадал. Полиции досталось больше — ушибы камнями получили три человека, что не так уж и мало, учитывая, что с хулиганами пытались справиться всего 40 полицейских.

«Бои» с поджигателями продолжались до пяти утра, после чего Хюсбю превратился в обычный район Стокгольма — разве что полицейских там было больше. В Megafonen тут же созвали пресс-конференцию, на которой еще раз потребовали независимого расследования смерти 69-летнего мужчины и намекнули: мол, мы вас предупреждали, что, если не реагировать на общественные запросы, недовольные могут выйти на улицы, и не только на мирные демонстрации.

Как только стемнело, хулиганы вновь появились на улицах. И хотя на этот раз поджогов было меньше (сообщалось всего о нескольких загоревшихся машинах против ста в предыдущую ночь), в полицию снова полетели камни, причем, как и прошлой ночью, пострадали несколько человек. Сами стражи порядка также стали действовать жестче и задержали шестерых погромщиков. Все они оказались подростками в возрасте от 15 до 19 лет.

Почему хулиганы для своей первой акции выбрали именно ночь с воскресенья на понедельник, неизвестно. Возможно, они рассчитывали на безнаказанность: людей на улицах в воскресный вечер в Стокгольме традиционно мало, а значительные силы полиции были отвлечены финалом чемпионата мира по хоккею, который проходил на «Глобен Арене», в другой части города.

Если же злоумышленники рассчитывали на повышенное внимание со стороны прессы, то они определенно прогадали: в понедельник утренние газеты вышли с сообщениями о погромах далеко не на первых полосах: главным материалом была хоккейная победа сборной Швеции. Даже на следующий день событиям в Хюсбю газеты посвятили не первополосные статьи: важнее для шведских журналистов оказалось торнадо в США.

Если СМИ уделяют погромам относительно немного внимания, то разного рода радикальная молодежь следит за ситуацией в Хюсбю весьма пристально. В ночь на вторник, 21 мая, по данным Aftonbladet, сигналы о беспорядках (например, о поезде, который неизвестные забросали камнями) полиция получала из соседних с Хюсбю районов Тенста, Ринкебю и Щиста, а также из расположенного на юге района Фиттья. Иными словами, хулиганы из других спальных районов готовы поддержать протестующих в Хюсбю, для более массового выступления им нужен только повод.

В ночь на среду, 22 мая, беспорядки продолжились. На этот раз были сожжены около 30 машин. В Хюсбю, помимо этого, были подожжены школа и культурный центр, а в Якобсберге — в шести километрах на северо-запад от Хюсбю — совершено нападение на полицейский участок. Хотя волнения распространились теперь и на западные и южные пригороды Стокгольма, полиция пока не бьет тревогу, надеясь, по-видимому, справиться чисто силовыми методами: на этот раз были арестованы восемь человек в возрасте от 18 до 22 лет.

Несмотря на расширение географии погромов, шведское общество пока довольно сдержанно реагирует на события в Хюсбю. В этом районе проживают прежде всего иммигранты из Турции, Ливана, Сирии и Сомали. Шведский премьер Фредрик Рейнфельдт уже прокомментировал события в стокгольмских пригородах, призвав все стороны сохранять спокойствие и не нарушать закон. Между тем полиция приступила к внутреннему расследованию в связи с утверждениями, что ее сотрудники допускали расистские оскорбления в адрес погромщиков.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше