Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Полиция на месте задержания

«Мы взорвем Сургут, и все лягут» В ХМАО произошло массовое задержание участников автопробега

Полиция на месте задержания

Фото: пресс-служба УМВД России по Ханты-Мансийскому автономному округу

5 мая на подъезде к Сургуту сотрудники полиции остановили автоколонну и задержали более 160 человек, конфисковав у них травматические пистолеты, ножи и бейсбольные биты. Свои действия сотрудники МВД объяснили предотвращением нарушений общественного порядка. Задержанные, в свою очередь, заявили, что направлялись на съезд автолюбителей, и обвинили полицейских в избиениях. «Лента.ру» разобралась в том, куда направлялись автомобили и почему автопробег вызвал такую жесткую реакцию со стороны правоохранителей.

Как выяснилось вскоре после появления первых сообщений о задержаниях, подавляющее число участников автоколонны являлись выходцами из республик Северного Кавказа. Даже в репортажах федеральных каналов этот факт не только не обходили стороной, но представляли как один из возможных поводов к проведению спецоперации на уральской автотрассе. Подобные выводы не кажутся странными, поскольку в последнее время в Ханты-Мансийском автономном округе (ХМАО) участились конфликты на национальной почве.

Наиболее ярким таким конфликтом с участием полицейских в регионе до сих пор считался случай в сургутской чайхане «Халяль» в марте 2013 года. Тогда в заведение, расположенное поблизости от мечети, ворвались бойцы спецназа с автоматами и положили на пол присутствовавших там граждан Таджикистана, Узбекистана, Казахстана и Азербайджана. Затем мусульманам предложили обрезать свои бороды, пригрозив в случае отказа обжечь их зажигалкой. МВД и Следственный комитет впоследствии заявили о проведении проверок, однако уголовное дело в итоге так и не было возбуждено.

Разногласия между представителями разных национальностей явились также причиной массовой драки, произошедшей в Сургуте в апреле. Тогда в столкновении около рынка «Дружба» участвовали до 200 молодых людей. Более того, потасовка случилась в так называемый «День русского гнева». Полиция задержала 180 человек, у которых изъяли травматическое и огнестрельное оружие. В итоге двум участникам драки предъявили обвинения в хулиганстве и незаконном изготовлении оружия.

Массовая драка побудила жителей Сургута обратиться к губернатору ХМАО Наталье Комаровой с просьбой вернуть в город собственный отряд ОМОН, чтобы не обходиться силами подкрепления, прибывающего из Нижневартовска. Комарова обещала подумать над созданием отдельного подразделения в Сургуте, но заверила, что город справляется силами полиции и СОБР. Она также уточнила, что отдельный отряд ОМОН потребует федерального финансирования. Кроме того, успокаивая жителей Сургута, Наталья Комарова призвала не искать во всех совершаемых преступлениях проявления межнациональной вражды.

Однако вместе с официальными заявлениями о том, что правоохранительные силы Сургута справляются с криминогенной обстановкой, появились и сообщения о специальных мерах, введенных после апрельского столкновения молодежи. Источники в полиции заявляли, что был отдан приказ действовать жестко по отношению к организаторам любых несанкционированных акций, в том числе и автомобильных. В данном контексте массовые задержания участников майского автопробега выглядят скорее профилактическим мероприятием, нежели акцией по пресечению возможных беспорядков. Национальный подтекст в спецоперации, по-видимому, также отсутствовал, поскольку задержанными оказались не только выходцы с Северного Кавказа.

Под «низкой посадкой» понимается модификация систем подвески и амортизации автомобиля. Высота амортизаторов уменьшается для того, чтобы кузов машины находился на минимальном расстоянии от земли.

О проведении слета (или, как называют его сами участники, «сходки») любителей автомобилей с низкой посадкой в Сургуте было известно заранее. Более того, встречи членов движения «Без посадки — авто.net» («БПАN») 5 мая проходили во многих городах на территории России — отмечалась годовщина клуба. Сургут при этом не был единственным городом, где слет автомобилистов привлек внимание полицейских. В Москве к собравшимся на смотровой площадке возле главного здания МГУ участникам движения после жалоб прохожих на шум подъехали экипажи ДПС в сопровождении ОМОНа. После проверки документов и одиночных задержаний акция завершилась, а автомобилисты разъехались.

Сургутские активисты «БПАN», как сообщил в интервью «СургутИнформТВ» организатор акции Марат Самурханов, заранее знали о возможных конфликтах с правоохранительными органами. Местные власти отказались согласовывать проведение мероприятия в черте города, и тогда участники движения решили собраться на кольцевой автодороге, ведущей в сторону ГРЭС. В «сходке» должны были принять участие не только автомобилисты из Сургута, но также жители Нефтеюганска, Пыть-Яха, Лянтора, Федоровского и Ханты-Мансийска — всего около 200 машин и 500 человек.

Целью слета, помимо празднования юбилея движения, был, как сообщается, обмен опытом, проведение различных конкурсов в области автотюнинга и даже благотворительные мероприятия. Организаторы слета «БПАN» договорились с руководством детского дома в поселке Белый Яр о том, чтобы привезти воспитанникам сладости, подержанные вещи и игрушки, а также показать «прокачанные» автомобили. Стоит отметить, что в сообществе автомобильного движения в соцсети «ВКонтакте» имеется несколько фотоотчетов с подобных благотворительных акций, прошедших в тот день в других российских городах.

Около 11 часов утра (9 утра по Москве) на подъезде к городу полиция в сопровождении бойцов ОМОНа перекрыла дорогу колонне автомобилей активистов «БПАN», направлявшихся в Сургут из Нижневартовска (оттуда же прибыл задерживавший их ОМОН). По некоторым данным, были остановлены две разные колонны. На многочисленных видеозаписях с места событий видно, что сотрудники полиции принудительно выводили водителей и пассажиров из машин и устраивали досмотр транспортных средств. Впоследствии 160 человек были задержаны и доставлены в отделения полиции для разбирательства. Последние из задержанных были отпущены только к 11 часам вечера.

По итогам задержаний и досмотра автомобилей полицейские отчитались об изъятии нескольких травматических пистолетов, ножей и бейсбольных бит, и это при том, что в составе колонны остановили 90 автомобилей. В салоне одной из машин обнаружили сверток с веществом, похожим на наркотик, его отправили на экспертизу. С некоторых машин была снята установленная в нарушение правил дорожного движения тонировка стекол. В результате против нарушителей было составлено несколько административных протоколов, а также возбуждено уголовное дело по факту покушения на хулиганство. Против кого возбудили дело, в сообщениях правоохранительных органов не уточняется.

Участники движения «БПАN» заявили о намерении подать жалобы в прокуратуру и другие инстанции, чтобы привлечь к ответственности сотрудников полиции и ОМОН, превысивших, по мнению автомобилистов, свои полномочия. Они подчеркивают, что в рамках операции были остановлены в том числе и автомобили, не имевшие к их слету никакого отношения. Об этом говорит и тот факт, что на видеозаписях не все остановленные автомобили обладали «низкой посадкой». Любые предположения о том, что группа молодых людей на машинах направлялась в Сургут для участия в «разборках» или иных беспорядках, представители движения категорически отвергают.

При обсуждении ситуации с задержаниями в соцсетях члены «БПАN» в выражениях в адрес сотрудников правоохранительных органов не стесняются. Организатор сургутского слета Марат Самурханов признает, что у остановленных автомобилистов было оружие, но настаивает, что оно было оформлено по закону и предназначалось исключительно для самообороны на случай конфликтных ситуаций на дорогах. Комментируя многочисленные выявленные нарушения тонировки стекол, он заявил, что ему известны нормы закона и он лично готов оплатить полагающийся штраф, но отказываться от тонировки не намерен.

В ходе интервью Самурханова попросили объяснить, что имел в виду один из участников «сходки» в Сургуте, когда в обсуждениях описывал планы мероприятия следующими словами: «Мы взорвем Сургут, и все лягут», — и не могло ли это стать поводом к задержаниям. Организатор акции ответил, что это высказывание легко интерпретировать неверно. По его словам, в данном случае под «взрывом» понимался шок от обилия красивых машин на улицах города, а глагол «ложиться» употреблен в значении «модифицировать автомобиль для низкой посадки». На вопрос корреспондента о том, в чем вообще смысл «низкой посадки» автомобиля, Самурханов ответил: «Высоты боимся».

Однозначно определить реальные задачи, которые ставили перед собой сургутские полицейские в рамках операции, в данный момент не представляется возможным. Представители региональных управлений МВД отказываются от комментариев и представляют информацию только в виде пресс-релизов. Начальник полиции Сургута, к примеру, описал причины спецоперации так: «5 мая полицией Сургута была получена оперативная информация, что по направлению к городу двигаются две колонны из 100 автомобилей. Было принято оперативное решение блокировать колонны при въезде в город для проведения досмотра и установки причин „пробега“».

Заявления автолюбителей о целях их акции также вызывают сомнения: руководитель детского дома, в который они якобы направлялись, заявила, что в тот день там никого не ждали. Наименее вероятной, впрочем, кажется версия о национальном подтексте спецоперации — одинаково грубое отношение полицейских к гражданам европейской и кавказской внешности отмечали и сами задержанные.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше