Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Заправский тендер Boeing выиграл контракт на 35 миллиардов долларов от ВВС США

ВВС США определились с победителем конкурса KC-X на поставку самолетов-заправщиков нового поколения: им стала корпорация Boeing, обошедшая на пути к 35-миллиардному контракту и европейскую EADS, и украинского «Антонова». Правда, не исключено, что итоги тендера могут быть отменены: такое в истории этого аукциона уже бывало.

Пентагон выбирает самолет-заправщик для ВВС с 2007 года, когда в первый раз стали приниматься заявки на конкурс. Заправщики американской армии действительно нужны: как ехидно отмечает Reuters, использующиеся ВВС США танкеры были спроектированы еще до того, как человек ступил на Луну. И действительно, Boeing KC-135 Stratotanker был представлен еще в 1957 году.

В феврале 2008 года победителем была команда Northrop Grumman и EADS, представившая заправщики на базе транспортника А330. В американской Boeing, главном конкуренте европейцев на мировом рынке, тут же заявили, что конкурс прошел с нарушениями и попросили отменить его результаты. Всего местные самолетостроители обнаружили аж 100 случаев нарушений.

Через несколько месяцев их усилия увенчались успехом. Правда, в Конгрессе США обнаружили лишь восемь нарушений, но и их оказалось достаточно, чтобы начать заново принимать заявки от претендентов.

Дальше в течение нескольких лет с конкурсом было всякое. В какой-то момент казалось, что Boeing получит контракт на 35 миллиардов долларов вообще без аукциона, так как в EADS долго раздумывали, стоит ли им вообще связываться с американскими ВВС, традиционно закупающими технику у Boeing. Потом у американцев появился загадочный претендент из России, хотя в Объединенной авиастроительной корпорации это опровергали.

EADS и Boeing представили на конкурс ВВС США свои проекты Airbus A330MRTT/KC-30 и KC-767 соответственно. По техническим характеристикам, доступным в прессе, видно, что европейский самолет больше и быстрее своего американского конкурента. Для сравнения, длина танкеров составляет 58,8 и 48,5 метра, высота 17,4 и 15,8 метра, вес в пустом состоянии 119 против 82 тонн, максимальная дальность полета 12,5 против 12,2 тысячи километров, крейсерская скорость 859 против 853 километров в час.

Еще через несколько месяцев заявка от претендента с постсоветского пространства все-таки была подана: ее оформил консорциум американской компании US Aerospace и украинского «Антонова». Тем не менее, с ней случилась совсем уж анекдотическая история: курьер с официальными документами от консорциума опоздал на пять минут к завершению срока подачи заявок. В Пентагоне документы принимать отказались, объяснив это тем, что тендер не "школьное расписание", поэтому в нем важен срок исполнения.

Так что пять минут в тендере, который длится уже несколько лет, оказались для «Антонова» фатальными. Пентагон же это не смутило, и в 2010 году он успел еще разок передвинуть сроки объявления победителя: с осени 2010 года на зиму 2011-го.

В феврале, однако, победитель все же был объявлен: им стал Boeing. Сначала он, как ожидается, получит 3,5 миллиарда долларов на разработку 18 самолетов со сроком поставки через шесть лет после заключения контракта, а потом и заказ на все 179 заправщиков.

Чтобы понять, насколько это событие оказалось неожиданным, достаточно сказать, что акции американской самолетостроительной корпорации сразу же после начала торгов резко скакнули вверх, потом немного отскочили, а на премаркете 25 февраля выросли на 4,5 процента. Обычно если результат тендера предрешен, инвесторы ведут себя гораздо скромнее: они "отыгрывают" итоги конкурса еще на слухах, за дни и даже недели до объявления.

В ВВС США объясняют, что при выборе руководствовались исключительно экономическими мотивами (а не мотивами поддержки местных производителей, как можно было бы подумать). Проект Boeing, по подсчетам США, оказался дешевле на 330 миллионов долларов, то есть около процента от суммы контракта. Если бы разница оказалась меньше, то, согласно условиям конкурса, заявки Boeing и EADS пришлось бы оценивать по 96 дополнительным параметрам.

Последнее слово

Концепт топливозаправщика EADS. Иллюстрация пресс-службы компании

Концепт топливозаправщика EADS. Иллюстрация пресс-службы компании

Lenta.ru

Осенью 2010 года стало известно, что ВВС США допустили при проведении конкурса ошибку: вместо стандартных ответов на заявки участников аукциона они зачем-то отправили адресатам все данные о заявках конкурентов. В итоге в Boeing получили все детали проекта EADS, а европейцы смогли узнать о деталях плана Boeing.

Обе компании сообщили, что не притрагивались к заявкам конкурентов и не знают, что там написано. Однако верится в это с трудом: накануне подачи окончательных заявок в феврале 2011 года они изменили свои предложения, причем в EADS существенно снизили сумму предлагаемого контракта.

Казусом, случившимся с ВВС США, уже заинтересовались в Сенате, который пообещал провести тщательную проверку тендера. Именно за Сенатом, видимо, будет последнее слово в этой истории: не исключено, что аукцион придется проводить еще раз.

Реакция сторон

Для EADS, как ни странно, потеря контракта на 35 миллиардов долларов не будет большой катастрофой. В европейской компании еще в начале 2010 года заявляли, что их заправщик подходит не только для ВВС США, но и для других стран. Таким образом, труд, затраченный на подготовку заявки в США, не пропадет даром ─ тот же заправщик может поставляться в Австралию, Великобританию, Саудовскую Аравию, ОАЭ и другие государства. При этом ВВС США запретят Boeing продавать свои самолеты за рубеж, так что у EADS практически не останется конкурентов.

Тем не менее, в Европе все же выступили с критикой решения Пентагона. В частности, заместитель министра экономики Германии Петер Хинтце (Peter Hintze) уже сказал, что победа Boeing оставляет "горькое послевкусие", потому что до конца не понятно, была ли она честной.

Что касается Boeing, то для американской корпорации этот контракт имеет первостепенную важность. На гражданском фронте американцы начали в последние годы серьезно уступать EADS (она, помимо прочего, владеет Airbus) как по числу заказанных самолетов, так и по числу отправленных на рынок. Заказ на почти две сотни заправщиков — отличный способ загрузить мощности и застолбить за собой лидерство хотя бы в военно-транспортной авиации.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше