Лента добра
Россия
Больше интересного — в нашем Telegram

Инспектор Гаджет

С коррупцией в ГИБДД решили бороться электронными устройствами
Фото: Василий Максимов / Коммерсантъ

Министерство внутренних дел России решило контролировать сотрудников ГИБДД с помощью различных технических новинок, от видеокамер и регистраторов скрытного ношения до планшетов и смартфонов. Теперь каждый шаг дорожного инспектора будет записываться и тщательно анализироваться — предполагается, что это избавит его от привычки останавливать автомобили без веских оснований, выдумывать протоколы о штрафах и невежливо общаться с водителями. Идея эта, сама по себе дельная, в российских условиях, однако, может не сработать.

Российские гаишники в течение ближайших нескольких лет могут обрасти множеством электронных приспособлений, призванных, как заявляют в руководстве МВД и ГИБДД, значительно упростить им жизнь. До сих пор при выезде на место дорожно-транспортного происшествия полицейский берет с собой стопку бумаги, бланки протоколов, карандаш, ручку и офицерскую линейку. В обозримом будущем весь этот арсенал пополнят планшеты и смартфоны, которые, по замыслу начальников, и должны заменить и ручку, и бумагу, и линейку. Вот только вряд ли это получится — существующая система оформления протоколов и рассмотрения дел, менять которую пока не планируется, требует массы бумажной работы.

Идея оснащать российских гаишников планшетами появилась еще в 2011 году. Тогда власти не могли точно определиться с типом устройств, но единогласно заявляли, что портативная электроника позволит в несколько раз сократить время, необходимое для оформления протоколов о ДТП или нарушении правил дорожного движения. В Санкт-Петербурге, в частности, сотрудникам ГИБДД в 2012 году начали выдавать планшеты iPad. В апреле 2013 года московские гаишники получили десять планшетников на базе операционной системы Android. Устройства были выданы для испытаний, по итогам которых будет принято решение о повсеместной гаджетизации российской дорожной полиции.

В перспективе планшетами на базе Android снабдят всех сотрудников московской и подмосковной ГИБДД, а возможно, и вообще всех дорожных полицейских в России. Дело в том, что iPad, хотя и красив, хорош и быстр, для российского госбюджета все же дорог. Планшет же на Android стоит дешевле, и в этом заключается его преимущество. В конце концов, он нужен для службы, а не для игры в Angry Birds. О разработке специального планшета для ГИБДД в феврале 2013 года рассказал глава департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев. Предположительно, благодаря новому устройству полицейские смогут оформлять протоколы за 20-30 минут вместо нынешних полутора часов.

По словам Ермолаева, планшетные компьютеры позволят гаишникам пробивать по защищенному каналу связи (специально разработанному для правоохранительных служб) все данные по любому автомобилю, просматривать все оплаченные и неоплаченные водителями штрафы, получать оперативную информацию от дежурного, знакомиться с фотографиями с дорожных камер и предъявлять все это в случае необходимости автовладельцу. По словам советника главы департамента информационных технологий Москвы Константина Горохова, инспекторы также получат небольшие принтеры, чтобы можно было на месте распечатать постановление о штрафе. Технические подробности об устройстве для ГИБДД не уточнялись.

Вероятнее всего, речь идет о планшете, создаваемом для российских госструктур Научно-производственной компанией на базе технопарка НИЯУ МИФИ. Демонстрация планшета вице-премьеру России Дмитрию Рогозину состоялась в августе 2012 года. Аппарат с десятидюймовым экраном, Wi-Fi и оборудованием для работы с сотовыми сетями (3G или LTE, пока непонятно) будет работать на операционной системе «РоМОС», видоизмененной Android. Эта система лишена стандартного магазина приложений Google Play (он заменен альтернативным магазином «защищенных приложений») и «не содержит негласных функций отправки личных данных пользователей в штаб-квартиру компании Google».

Стоимость планшета составит около 15 тысяч рублей (при этом власти Москвы в 2012 году заявляли, что намерены платить за подобные устройства не больше десяти тысяч рублей). Правда позднее стало известно, что Рогозину показали не планшет, а операционную систему, которую можно установить на любое электронное устройство такого типа, включая, по-видимому, и планшет, создаваемый департаментом информационных технологий Москвы.

Ранее Ермолаев также рассказывал, что планшет должен иметь GPS-датчики, чтобы руководство могло следить за местонахождением инспекторов ДПС. Таким образом, ГИБДД намерена установить контроль за действиями своих сотрудников, получая информацию об их местонахождении и производимых ими действиях — все протокольные операции будут производиться и во внутренней информационной сети Госавтоинспекции.

Но планшетами контроль за действиями дорожных полицейских не ограничится. По словам начальника Госавтоинспекции России Виктора Нилова, в рамках программы по борьбе с коррупцией до конца 2013 года каждый патрульный автомобиль планируется оснастить средствами видео- и аудиофиксации. Такие устройства будут записывать весь процесс общения инспектора с нарушителями правил дорожного движения. Видимо, с такой же целью инспекторам ГИБДД Тюменской области стали выдавать видеорегистраторы скрытного ношения. Правда, согласно заявлению областной ГИБДД, эти регистраторы нужны для того, чтобы с помощью записей сотрудникам полиции легче было доказать свою правоту в спорных ситуациях.

В целом, по словам Нилова, программа борьбы с коррупцией в рядах правоохранительных органов включает в себя три основные составляющие: оснащение автомобилей ГИБДД видеокамерами, контроль за действиями инспекторов вне стационарных постов и «жесткий спрос за приписки, фальсификацию правонарушений, одним словом, за пережитки "палочной системы"». «Палочная система» (при которой инспекторам сверху спускался план по оформлению нарушений), по словам Нилова, отменена, но «сегодня мы все жестче спрашиваем с руководителей за эффективность работы нарядов». Получается, что система по сути осталась, просто название у нее изменилось.

«Говорить о каких-то громких победах в борьбе с коррупцией пока не приходится, но направление нами выбрано верное, и эту ситуацию мы обязательно исправим», ─ заявил в интервью агентству «Интерфакс» глава российской ГИБДД. Видимо, рассказывая о подобных мерах, ведомственное руководство воображает себе мир честных, вежливых и оперативно работающих полицейских, ловко обращающихся с массой полезных гаджетов; мир, в котором все ДТП и нарушения ПДД оформляются в считанные минуты, а «летучие» отряды инспекторов на мотоциклах быстро оказываются там, где они нужнее всего.

На деле вся эта система может привести к дополнительным задержкам в оформлении протоколов и даже к росту коррупции. Дело в том, что нередко при оформлении нарушения ПДД и всегда при оформлении ДТП инспектор, помимо выписывания всяческих постановлений и протоколов, чертит схему местности с указанием расстояний, дорожных знаков и разметки и расположения автомобилей нарушителей. Эта кропотливая работа и на бумаге-то занимает массу времени, а уж представить себе, что человек сможет такую схему быстро «натыкать» пальцем на небольшом экране планшета, просто невозможно. И скорее всего получится так, что гаишникам необходимо будет сперва оформить все документы в бумажной версии, а потом продублировать их на планшете.

Особо предприимчивые сотрудники смогут использовать планшеты в корыстных целях. С планшетами стандартные тарифы за те или иные нарушения могут вырасти ─ мол, мы же обязаны все оформлять в цифровом виде (за нами следят!), но за компенсацию обязанностями можно и пренебречь. Но есть и другая опасность. Координатор общества «Синие ведерки» Петр Шкуматов рассказал газете «Известия», что если как следует не продумать систему информационной безопасности, базы данных ГИБДД из планшетов могут перекочевать в интернет. Впрочем, к чести ГИБДД следует отметить, что в последний раз такой масштабный «слив» произошел в 1996 году.

Наконец, видеокамеры в патрульных машинах борьбе с коррупцией вряд ли помогут. Дело в том, что не существует регламентированного запрета для гаишников выходить из автомобиля. Следовательно, столковаться с желающим поскорее уехать домой или на работу водителем можно будет и вне машины. Вероятно, в ГИБДД все это хорошо понимают, поэтому и начали в последнее время активно напоминать о «гражданской позиции россиян» и призывать к слежке всех за всеми. В феврале в интервью газете «За рулем» и в апреле 2013 года в интервью «Интерфаксу» Нилов заявил, что гражданам нужно активнее жаловаться на других участников дорожного движения и на сотрудников ГИБДД. «Это обратная связь, которая дает возможность выявить правонарушение, и в целом оценить, происходят ли в нашей системе перемены к лучшему».

Тем не менее, если в результате введения новой системы нечестным полицейским будут причинены дополнительные неудобства, это уже само по себе хорошо. Но ведь и реализация программы вызывает сомнения. Речь идет не столько о необходимости закупить тысячи планшетов, сколько о создании единой информационной базы ГИБДД с серверами, способными обслуживать запросы со множества электронных устройств. Вызывает сомнение и возможность создания на всей территории России обширной сети связи, через которую будет производиться обмен информацией. В России и GPRS не везде работает, не говоря уж о более быстрых 3G и LTE. Так что все мечты о технологическом будущем полиции могут запросто разбиться о реальность технической отсталости.

< Назад в рубрику
Другие материалы рубрики