Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Германский синдром В Кишиневе раскручивают идею объединения Молдавии и Румынии

Сразу после распада СССР и обретения Молдавией независимости националистически настроенные круги в Кишиневе заговорили о возможном объединении республики с Румынией. Эта инициатива, к слову, стала одной из причин эскалации вооруженного конфликта в Приднестровье. Позже к власти в Молдавии пришли коммунисты, на долгое время похоронившие мысль о слиянии с западным соседом. Теперь разговоры об этом вспыхнули с новой силой, причем возможность объединения с Румынией, похоже, начала обретать реальную перспективу.

В начале марта в Кишиневе был учрежден совет объединения Молдовы с Румынией. Инициатором его создания стала группа общественных и политических деятелей, заявивших, что новая организация станет продолжателем дела Национального совета объединения, сформированного еще 1 декабря 1991 года. Под учредительной декларацией Совета свои подписи поставили, в частности, экс-премьер республики Мирча Друк, экс-спикер парламента Александру Мошану, участник приднестровского конфликта Илие Илашку, глава Национал-либеральной партии Виталия Павличенко. Поясняя свою инициативу, члены Совета заявили, что намерены исполнить положения Декларации о независимости Молдавии, где оговаривалось, что эта независимость является временной - лишь на период подготовки объединения с соседней страной.

На самом деле никаких упоминаний о "временной независимости" в декларации нет, хотя с самых первых строк этого документа делается упор именно на историческую несправедливость, разделившую единый народ на два государства. Даже на три, поскольку часть исторических областей Буковины и Бессарабии в настоящее время входит в состав Украины. Но ее в этот междусобойчик ни в Кишиневе, ни в Бухаресте, по понятным причинам, не зовут. Хотя, если в Декларации о независимости поминают договоры 18 и 19 веков, то почему бы, собственно, на тех же основаниях не потребовать от украинцев вернуть, например, Крыжополь?

Но вернемся к действительности. За созданием Совета по объединению последовало и первое совместное заседание правительств Молдавии и Румынии с участием премьер-министров обеих стран. Прошло оно в румынском городе Яссы. По итогам заседания главы правительств Влад Филат и Михай-Рэзван Унгуряну подписали положения Совместной декларации об учреждении стратегического партнерства между Румынией и Молдавией по интеграции последней в ЕС. Этот документ появился на свет еще весной 2010 года, когда свои подписи под ним поставили президент Румынии Траян Бэсеску и тогдашний временно исполняющий обязанности президента Молдавии Михай Гимпу.

Михай Унгуряну и Влад Филат. Фото с сайта gov.md

Михай Унгуряну и Влад Филат. Фото с сайта gov.md

Lenta.ru

В целом указанная декларация очень емко отражает евроинтеграционные стремления Кишинева, где многие полагают, что единственный путь в Европу - это вхождение в состав Румынии. И надо заметить, что такой путь в действительности является для Молдавии самым реальным вариантом попадания в ЕС.

Во время совместного заседания правительств здание местного университета, где и собрались министры, пикетировали румынские и молдавские студенты. Часть из них требовала отставки румынского руководства, другие, представляющие унионистскую ультраправую организацию "Noua Dreapta", требовали объединения двух стран, скандируя лозунги "Бессарабия - румынская земля", "Бессарабия - это Румыния", "Долой границу по Пруту". Похожая риторика еще раньше нашла свое отражение и на стенах домов в молдавских, и даже приднестровских городах, где появились плакаты с надписью Aici e Romania! - "Здесь Румыния!". Кампанию по расклейке таких плакатов проводила гражданская платформа Actiunea-2012, объединяющая ряд унионистских организаций из Румынии и Молдавии.

Организации эти по большей части молодежные, поскольку именно новое поколение, практически не заставшее советские времена, больше всего и тяготится наследием СССР. Объединение с Румынией, к которому представители старшего поколения относятся в основном скептически, для молодежи (в ее представлении) - это шаг в западный мир, хотя, если уже быть до конца объективным, и Румыния пока этот шаг сделала больше на бумаге, чем на деле.

Впрочем, нельзя утверждать, что сторонники слияния двух стран - это исключительно радикальные юнцы из организаций сомнительного толка. В феврале в Кишиневе открыла свой филиал Социал-демократическая партия Румынии. На учредительной конференции филиала Молдавия была поделена на четыре региона, и в каждый был выбран вице-председатель отделения партии в постсоветской республике. Было также заявлено о намерении включить в список партии на выборах в Палату депутатов румынского парламента гражданина Румынии из Молдавии.

В свою очередь и Actiunea-2012 организовала в прошедшие выходные (27 марта Молдавия отмечает день воссоединения Бессарабии, на территории которой и расположена сегодня республика, с Румынией в 1918 году) в Кишиневе унионистский марш, в котором приняли участие 500 человек, граждан как Молдавии так и Румынии. Путь колонне сторонников объединения преградили около 400 человек из числа приверженцев независимой Молдавии, вооруженных национальными флагами и знаменами князя Стефана Великого. Наслушавшись со стороны унионистов лозунгов наподобие "Мы, румыны, здесь хозяева", "Мы дома", "Здесь Румыния", патриоты попытались было разобраться с оппонентами, но полиция пресекла потасовку.

Джон Оноже. Кадр видеозаписи с сайта vesti.md

Джон Оноже. Кадр видеозаписи с сайта vesti.md

Lenta.ru

Пока на улицах выясняют, кто в Молдавии хозяин, официальные лица предпочитают отделываться дипломатическими заявлениями о "необходимости дальнейшей интеграции" и "сближении двух берегов Прута". Хотя мэр Кишинева Дорин Киртоакэ высказался на эту тему довольно смело, пожелав поменяться местами с мэром Бухареста. Градоначальник, представляющий прорумынскую Либеральную партию (она входит в правящую коалицию) напомнил соотечественникам об Александру Иоане Куза, который в 1861 году провозгласил себя князем объединенной Румынии, включающей Молдавию и Валахию. Мэр только забыл упомянуть, что Бессарабия (читай - нынешняя Молдавия) в то время давно и прочно обосновалась в составе России.

Если судить предельно объективно, отбросив всякие националистические замашки, то даже непонятно, кто к кому должен присоединяться - Молдавия к Румынии или Румыния к Молдавии. В далеком прошлом часть нынешней Румынии, действительно, входила в состав Молдавского княжества, однако и Румыния, в свою очередь, является наследницей Объединенного княжества Валахии и Молдавии. Правда, если следовать этой формуле, то тогда Бухарест вообще должен уступить Венгрии Трансильванию.

Резюмируя, можно сказать, что все отсылки к прошлому со стороны унионистов звучат гораздо менее весомо, чем конкретные выгоды (или риски), которые принесет Молдавии, ее населению и культуре, вхождение в состав другого государства. Все же почти двухсотлетний "российский" период в истории Бессарабии нельзя просто взять и перечеркнуть. Для этого нужно быть беженцем из Сьерра-Леоне Джоном Оноже. Этот фантастический персонаж, бомжующий нынче в центре Кишинева, как-то вышел на одиночный пикет, требуя объединения Румынии и Молдавии по примеру ГДР и ФРГ. Гость из Африки, видимо, не в курсе, что для такого объединения нужно сперва разрушить стену, которой между Молдавией и Румынией, заметьте, нет.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше
Lenta.ru разыгрывает iPhone 15