Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Верующие в бакинской мечети

Три оттенка зеленого Готовы ли исламисты бросить вызов Ильхаму Алиеву

Верующие в бакинской мечети

Фото: www.kavkaz-uzel.ru/

1 апреля сотни жителей Бакинского пригородного поселка Нардаран вышли на акцию протеста в связи с арестом известного теолога Талеха Багирзаде, ранее выступавшего с критикой действий властей, запретивших, в частности, носить хиджабы в школах республики. На этот раз, по заявлению МВД Азербайджана, у теолога была изъята партия героина, против него возбудили дело о незаконном хранении наркотиков. 5 апреля жители Нардарана пригрозили устроить более масштабную акцию, если их требование выпустить Багирзаде и других «узников хиджаба» не будут выполнены.

Лозунги, звучавшие на митинге в Нардаране, были направлены не только против правительства республики, но и против США, которые, дескать, оккупировали 80 процентов территории Азербайджана (остальные 20 процентов оккупированы Арменией). Все это перемежалось криками «Аллаху Акбар!» и «Свобода!». Если добавить, что среди собравшихся было большое количество молодежи, то может сложиться впечатление маленькой революции в отдельно взятом поселке, тем более что разогнать митинг полиция так и не рискнула. При этом несколькими днями ранее совет аксакалов Нардарана выступил с протестом против давления на религиозных деятелей, занимающихся пропагандой в мечети «Хазрат Аббас».

События в Нардаране можно рассматривать как частный случай, однако о том, что перед президентскими выборами, которые пройдут в Азербайджане в октябре этого года, исламистские настроения могут стать серьезной угрозой для власти Ильхама Алиева, эксперты предупреждали и раньше.

В прошлом году агентство стратегических исследований «Stratfor» в числе факторов, приведших к «повышенной религиозности в Азербайджане», называло религиозную свободу, которой жители республики были лишены в годы советской власти, а также высокий уровень безработицы в стране, заставивший многих молодых людей (часто не отягощенных высоким уровнем образования) обратиться к религии. Впрочем, агентство, отмечая усиливающиеся позиции исламистов в Азербайджане на конец 2012 года, все же признало их «управляемыми». Правда, только до той поры, пока они остаются аполитичными.

Сегодня в Азербайджане действует Исламская партия (ИПА), но лишь полуофициально. Партия была зарегистрирована еще в 1992 году, однако тремя годами позже регистрация была аннулирована, а вторично эту процедуру исламисты так и не прошли. В 1995 году тогдашний лидер партии Гаджи Музаффер Джебраилзаде был арестован и отправлен в тюрьму за шпионаж в пользу Ирана, вместе с ним в тюрьме оказались и другие активисты. Вторая волна арестов прошла в 2002 году.

В январе 2011-го, после того как новый лидер ИПА Мовсум Самедов осудил запрет властей Азербайджана на ношение хиджаба в школах, заявил о коррупции в высших эшелонах власти и фактически призвал народ к восстанию, его вместе с несколькими сторонниками немедленно арестовали. В домах исламистов и партийных офисах прошли обыски, в ходе которых, по заявлению властей, было найдено оружие. В результате исламистов обвинили в попытке насильственного захвата власти, незаконном хранении оружия, подготовке к проведению терактов. В октябре 2011 года Самедова и шестерых его однопартийцев приговорили к длительным срокам заключения (один из осужденных, зампредседателя партии Вагиф Абдуллаев, в 2012 году скончался за решеткой при невыясненных обстоятельствах). Все акции, направленные против запрета хиджабов, были жестоко разогнаны полицией.

27 марта ИПА распространила заявление в связи с предстоящими президентскими выборами. В числе прочего представители партии заявили, что этот год станет решающим в судьбе азербайджанского народа. «Считаем, что при справедливом правлении каждый сможет воспользоваться своими правами, законы будут правильно исполняться, восстановится справедливость. Но всего этого можно добиться только путем справедливых выборов», — говорится в заявлении, сдержанный тон которого вряд ли кого-то может ввести в заблуждение — «арабская весна» показала, что роль любой партии нивелируется, когда недовольство выплескивается на улицы. Те же жители Нардарана вряд ли координировали свой протест с обескровленной «чистками» ИПА или какой-либо другой структурой.

Другое дело, что против исламистского движения в Азербайджане работает сейчас его разобщенность. По оценке Эльдара Мамедова, советника социал-демократической фракции Европарламента, движение делится на три направления: шиитское, салафитское и турецкое. «Эти группы разделяют представляющиеся непреодолимыми политические и теологические противоречия, и ни одна из них не сильна настолько, чтобы самостоятельно бросить вызов светскому характеру азербайджанской государственности», — считает эксперт.

Как известно, абсолютное большинство населения Азербайджана (85 процентов) принадлежит к шиитской ветви ислама. ИПА также представляла интересы шиитов, но, как уже было сказано, сегодня она не пользуется серьезным влиянием. Шиитом является и такой авторитетный священнослужитель, как бывший имам Бакинской мечети «Джума», руководитель религиозно-просветительской неправительственной организации DEVAMM Ильгар Ибрагимоглу. Он не стесняется открыто говорить о том, что «коррупция, ложь, измена, бесправие, пошлость» стали нормой жизни в Азербайджане. Однако власти Ибрагимоглу трогать опасаются — он хорошо известен не только в республике, но и за ее пределами, а в прошлом году даже попал в число 500 самых влиятельных мусульман мира.

Что касается салафитов, то, по оценке «Stratfor», наибольшую угрозу для нынешних властей представляют именно они. Салафиты появились в республике с развалом СССР (во многом благодаря деятельности арабских миссионеров), и в настоящее время их насчитывается здесь несколько десятков тысяч человек. Большинство салафитов — представители народов, живущих на севере Азербайджана, — лезгин и аварцев, поэтому их противостояние с Баку носит не только религиозный, но и этнический характер. Тем более что рядом находится Дагестан, который лишь с большой натяжкой можно назвать спокойным регионом, и граница с ним считается потенциально взрывоопасной.

Наконец, третье направление азербайджанского исламизма связано с деятельностью основанного в Турции движения «Gulenist» . Его лидер Мухаммед Фетхуллах Гюлен еще в 1998 году был обвинен на родине в попытке переворота и бежал в США. Движение активно действует в странах Средней Азии и в Азербайджане (в частности, открыло в этом регионе сеть школ, распространяющих турецкую модель ислама), численность его сторонников достигает более пяти миллионов человек. Однако, по мнению экспертов, «Gulenist» вряд ли получит настолько широкую поддержку в шиитской стране, чтобы всерьез влиять на происходящие в ней политические процессы.

Оценивая опасность выступления исламистов в Азербайджане и сравнивая обстановку там с предреволюционным положением дел в Тунисе, Ливии, Египте, большинство аналитиков сходится во мнении, что риск начала народных выступлений на религиозной почве в республике сохраняется, но вряд ли взрыв произойдет в ближайшее время. Подчеркивается, что на стороне Алиева, во-первых, стабильное экономическое положение республики, напрямую зависящее от цен на нефть, а во-вторых, мощные силовые структуры, уже продемонстрировавшие способность быстро и профессионально пресекать любые проявления протеста. Правда, если президент Азербайджана продолжит идти по пути Ислама Каримова, который фактически свел на нет свободу вероисповедания в Узбекистане, вероятность того, что предстоящие выборы будут омрачены массовыми беспорядками, существенно возрастет.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше