Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Александр Максимов, сбивший насмерть семь человек на автобусной остановке

Зеленое промилле Госдума решилась ужесточить наказание за пьянство за рулем

Александр Максимов, сбивший насмерть семь человек на автобусной остановке

Фото: Руслан Кривобок / РИА Новости

Российские депутаты приняли в первом чтении законопроект о радикальном ужесточении наказания за нетрезвое вождение. Документ не только предполагает внесение множества поправок в Кодекс об административных правонарушениях, но затрагивает и Уголовный кодекс, поскольку вводит минимальную и увеличивает максимальную границу ответственности за гибель людей в «пьяном» ДТП. Законопроект вызвал множество споров о необходимости оставить или отменить нулевое промилле и фактически стал причиной раскола в партии «Единая Россия».

Уж мы вам покажем

Законопроект «по вопросу усиления ответственности за совершение правонарушений в сфере безопасности дорожного движения», инициированный главой думского комитета по безопасности и противодействию коррупции Ириной Яровой, был внесен в Госдуму в декабре прошлого года. Он стал своего рода законотворческой реакцией российских депутатов (соавторами уже являются 27 человек) на несколько дорожно-транспортных происшествий с жертвами, случившихся в Москве осенью 2012 года. Пока текст документа еще только формировался, законотворцы наперебой предлагали наказания, одно другого жестче: лишать нетрезвых водителей прав пожизненно, конфисковывать у них автомобили, а то и вовсе отправлять людей в тюрьму.

В ноябре прошлого года значительную часть одной из своих записей в видеоблоге премьер-министр России Дмитрий Медведев посвятил необходимости как можно жестче наказывать пьяных водителей. Он сходу предложил в сто и даже более раз увеличить штрафы для водителей, собственным примером показав, что лучших мер борьбы с нарушениями, нежели карательные, российские власти не видят. Рассуждая о необходимости ввести серьезные штрафы, российский премьер оперировал данными статистики о росте количества ДТП. При этом так получилось, что в своей записи Медведев не упомянул, что странным образом число «пьяных» ДТП стало расти после того, как он же в 2010 году еще в статусе президента России отменил законодательную норму о допустимом содержании алкоголя в крови водителя.

Ирина Яровая

Ирина Яровая

Фото: Геннадий Гуляев / Коммерсантъ

Ирина Яровая в пояснительной записке к инициированному ей законопроекту также сослалась на значительный рост ДТП, произошедших по вине нетрезвых водителей. По данным ГИБДД России, если в 2004 году было зафиксировано 21,5 тысячи ДТП с участием пьяных водителей, то к 2010 году этот показатель снизился до 11,8 тысячи, но затем начал увеличиваться. В 2011 году было зафиксировано уже 12,2 тысячи «пьяных» ДТП, а в 2012-м ─ 12,8 тысячи. В первоначальной версии законопроекта Яровая предложила бороться с такими ДТП радикально: если по вине пьяного водителя погиб один человек ─ лишение свободы на срок от семи до десяти лет; если двое или больше ─ на срок от девяти до 15 лет. С этим предложением, однако, не согласился Верховный суд. Он заявил, что в таком случае водители приравнивались бы к преступникам, совершившим умышленные и тяжкие преступления.

На рассмотрение Госдумы в первом чтении поступил документ в более мягкой версии. Если в «пьяном» ДТП по вине водителя погиб один человек, ему будет грозить лишение свободы сроком от двух до семи лет, а также лишение водительских прав сроком на три года. Если же в ДТП погибли двое или больше человек, то водитель может быть отправлен в тюрьму на срок от четырех до девяти лет с лишением прав на три года. Следует отметить, что в действующем сейчас законе минимальной границы лишения свободы нет (по решению суда водитель может быть приговорен к условному сроку), а максимальная граница составляет девять лет.

По словам Яровой, несправедливость действующего закона заключается в том, что суды все чаще стали давать нетрезвым водителям именно условные сроки. Но вот что интересно: в пояснительной записке к законопроекту депутат ссылается на данные Верховного суда. Согласно этим данным, в 2010 году за ДТП с жертвами были осуждены 1429 водителей, из них 1049 получили реальные сроки лишения свободы. В частности, 3,1 процента водителей сели в тюрьму на год, 62,7 процента ─ на срок более года и до трех лет и 1,2 процента ─ на пять-семь лет. В 2011 году были осуждены 1510 человек, из которых реальные сроки получили 1095 водителей (13 процентов ─ один-три года, 47,9 процента ─ три-пять лет, 38,5 процента ─ пять-восемь лет).

Ужесточить наказание планируется и для злостных нарушителей. В частности, за управление автомобилем в пьяном виде для уже лишенных прав водителей предполагается штраф на сумму в 200 тысяч рублей или в размере годового заработка, или 480 часов «обязательных работ», или два года «принудительных работ», или арест на полгода ─ видимо, на усмотрение судей. Сейчас за такое нарушение водителю грозит административный арест сроком на 15 суток и дополнительный срок лишения прав к уже действующему.

Вторая часть рассмотренных Госдумой поправок затрагивает Кодекс об административных правонарушениях. В частности, за управление автомобилем в пьяном виде водителя предлагается, как и сейчас, лишать прав сроком на 1,5-2 года, а также штрафовать на 30 тысяч рублей. Действующий закон штрафа за такое нарушение не предусматривает. Водитель, передавший управление автомобилем «лицу, находящемуся в состоянии опьянения», будет лишен прав на 1,5-2 года и оштрафован на десять тысяч рублей. За езду без прав в нетрезвом виде предусмотрен штраф на сумму в 30 тысяч рублей или арест на 15 суток.

За повторную езду в пьяном виде или передачу управления автомобилем нетрезвому водителю предлагается карать штрафом в 50 тысяч рублей и лишением прав на три года. Как это положение законопроекта коррелирует с поправкой в УК, в которой говорится о штрафе в 200 тысяч рублей, непонятно. Как пишет газета «Коммерсантъ», в данном случае речь идет о езде в пьяном виде в течение года после совершения первого нарушения. С другой стороны, постановление суда о лишении прав за «пьянку» как правило выносится в течение двух-трех месяцев с момента нарушения, а значит, по истечении этого срока (плюс десять дней на вступление постановления в силу) к водителю может применяться уже уголовное наказание в 200 тысяч рублей штрафа.

Наконец, законопроект предлагает обязать сотрудников ГИБДД подтверждать процедуру освидетельствования водителей на алкогольное опьянение «средствами киносъемки и (или) видеозаписи (видеорегистраторов)». То есть, если законопроект будет принят в нынешнем виде, инспекторам будет необходимо не только привлекать к процедуре освидетельствования водителей двух понятых (это требование действующего закона, его упразднять не планируется), но и вести видеозапись всех совершаемых действий.

Битва за алкоголь

Рассмотрение документа в первом чтении вызвало горячие споры между депутатами и привело к расхождению во взглядах даже внутри «Единой России». Причиной раскола стала норма о нулевом промилле (водитель признается пьяным, если в его крови обнаруживается пусть даже ничтожный уровень алкоголя), введенная Медведевым в 2010 году. Одни депутаты «Единой России» во главе с Вячеславом Лысаковым предлагают норму отменить, другие же, включая и Яровую, намерены ее сохранить.

Вячеслав Лысаков

Вячеслав Лысаков

Фото: Дмитрий Лекай / Коммерсантъ

Сторонники отмены нормы о нулевом промилле апеллируют к зарубежному опыту. По их мнению, он показывает, что законодательно закрепленный максимальный уровень алкоголя в крови позволяет отделить действительно пьющих водителей от тех, у кого в крови или выдохе содержится небольшое количество спирта из-за физиологических особенностей организма. Дело в том, что в организме человека в норме может присутствовать так называемый эндогенный алкоголь, концентрация которого в крови может достигать 0,2-0,3 промилле. Кроме того, на этот показатель могут влиять и некоторые продукты питания, включая кефир, бананы или дрожжевой хлеб.

Так, депутат от КПРФ Олег Смолин заявил в ходе прений, что применяемые ГИБДД алкотестеры реагируют на корвалол, кефир и квас. При этом он привел в пример своего знакомого: он «жевал жевательную резинку, его остановил гаишник, и прибор показал 0,3 промилле». Депутат от ЛДПР Ярослав Нилов также отметил, что от «трезвых автовладельцев» поступает много жалоб на незаконное наказание за нетрезвое вождение.

Есть и другой аргумент: используемые сегодня инспекторами ГИБДД алкотестеры в зависимости от модели имеют погрешность до 0,2 промилле. Она прописана в техпаспорте прибора и по правилам должна обязательно указываться сотрудником ГИБДД в протоколе освидетельствования, если прибор показал отличный от нуля результат. Теоретически такие сведения должны учитываться судом при рассмотрении дела, однако, как показывает практика, это происходит не всегда. По данным Московского городского и Московского областного судов, 10-12 процентов водителей, лишенных прав в 2012 году, имели в крови не более 0,2 промилле алкоголя.

В целом же сторонники отмены нулевого промилле утверждают, что введение нормы о максимальном допустимом уровне алкоголя является не приглашением для водителей выпить за рулем, а попыткой избавить их от коррупции в ГИБДД, особенно в свете нового ужесточающего все законопроекта. Мол, ставки в этом документе достаточно высоки, а значит, и полицейские будут чаще «разводить» водителей на «пьянку», требуя взяток по повышенным «тарифам».

На все подобные высказывания Яровая, как пишет «Коммерсантъ», ответила следующее: «Почему мы не обсуждаем, как разрешить выпить пилоту самолета? У нас уже создана целая система, обеспечивающая объективную оценку состояния водителя. Привлекаются двое понятых, а водитель имеет право на повторное освидетельствование с интервалом в 20 минут». Депутат «Единой России» Александр Хинштейн добавил, что вопрос отмены или сохранения нормы о нулевом промилле «будет обсуждаться здесь отдельно, и будет жарко». Отстаивая нулевое промилле, депутаты упирали на статистику по «пьяным» ДТП, видимо, подразумевая, что нашему народу только дай волю ─ и «белыми воронами» на дороге вскоре станут уже трезвые водители. В итоге редакция законопроекта, рассмотренная Госдумой, каких-либо уступок по содержанию алкоголя в крови водителя не предусматривает.

С 1967-го по 2008 год в СССР, а затем в России действовала экспертная система оценки состояния алкогольного опьянения, разработанная в соответствии с Методическими указаниями Минздрава: до 0,5 промилле алкоголь не влияет на состояние водителя, 0,5-1,5 промилле ─ легкая степень опьянения, 1,5-2 промилле ─ средняя степень, два-три промилле ─ сильная степень опьянения, три-пять промилле ─ тяжелое отравление алкоголем, более пяти промилле ─ смертельное отравление. Именно на основании этой схемы врач-нарколог давал заключение о состоянии алкогольного опьянения водителя. С 1 июля 2008 года максимальная допустимая концентрация алкоголя в крови водителя была понижена до 0,3 промилле, а с августа 2010 года ─ до нуля промилле.

Однако на некоторые уступки Яровая в своем законопроекте, похоже, все-таки пошла ─ речь идет о требовании вести видеозапись освидетельствования водителей. Дело в том, что сторонники отмены нормы о нулевом промилле, в частности, упирают на то, что она стала инструментом нелегального приработка в руках нечестных полицейских. Мол, те по умолчанию считают погрешность алкотестера реальным свидетельством алкогольного опьянения и благодаря этому требуют у водителей деньги, чтобы «замять» дело. Вероятно, ответом на такие высказывания и стало предложение Яровой обязать полицейских использовать видеорегистраторы. Да и статус главы комитета по борьбе с коррупцией обязывает внести в законопроект хоть какую-нибудь антикоррупционную составляющую. А сразу же после принятия в первом чтении законопроекта Яровой Лысаков все же внес в него поправки о возвращении минимальной нормы содержания алкоголя.

В том, что новый законопроект в конечном итоге будет принят, сомневаться не приходится. Бороться с пьянством за рулем ранее призывали и президент России Владимир Путин, и премьер-министр Медведев, и руководство ГИБДД. Неясно только одно: в каком именно виде этот документ вступит в силу. В пользу отмены нулевого промилле ─ документация производителей алкотестеров, медицинские эксперты и зарубежный опыт, а на стороне противников ─ статистика и стремление как можно туже затянуть гайки. Со статистикой последним, очевидно, помогут и «сплошные» проверки водителей на трезвость. Впрочем, по большому счету все будет зависеть от того, в чью пользу выскажется Кремль, а он по вопросу о нулевом промилле пока отмалчивается.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше