Культура
19:43, 20 февраля 2013

Самое красивое в мире Московское метро превратили в фильм-катастрофу

Кадр из фильма «Метро»

Антон Мегердичев известен зрителям как режиссер боксерского боевика «Бой с тенью 2: Реванш» и фэнтезийной ленты «Темный мир в 3D». Вторая из этих работ, формально не являвшаяся фильмом-катастрофой, благодаря довольно дикому сценарию и неумелому обращению с 3D вполне подходила под такую характеристику. Теперь же Мегердичев снял в буквальном смысле фильм-катастрофу, и картина получилась неожиданно удачной.

Лента «Метро» сделана по опробованным лекалам. Сначала зрителя некоторое время готовят к страшному, параллельно представляя будущих ключевых персонажей. В случае с фильмом Мегердичева страшное — это обрушение туннеля в московском метро между двумя станциями кольцевой линии. В открывшуюся брешь врываются воды Москвы-реки. В туннеле застревает поезд с сотнями пассажиров (время действия — восемь с чем-то утра, час пик). Уровень воды поднимается, туннель продолжает рушиться, вагоны громыхают и кренятся, люди предсказуемо истерят.

Мегердичев довольно быстро избавляется от массовки (часть выпускает-таки на поверхность, но многих без зазрения совести гробит) и концентрирует внимание на застрявших в туннеле людях: хирурге из заштатной больницы (Сергей Пускепалис), его дочери-школьнице (Анфиса Вистингаузен), любовнике его жены (Анатолий Белый), пухлом курьере (Станислав Дужников), склонной к алкоголизму бывшей спортсменке (Елена Панова) и только что встретившихся, но уже заинтересовавшихся друг другом парне и девушке (Алексей Бардуков, Катерина Шпица). Власти боятся, что из-за аварии под землю может уйти полгорода, поэтому туннель собираются заблокировать (и от этого фраза «Осторожно, двери закрываются» начинает казаться угрожающей) и залить жидким азотом. По поверхности между тем мечется супруга хирурга (Светлана Ходченкова), которую произошедшее заставило пересмотреть собственные ценности.

«Метро» — непривычно честное по отношению к Москве кино. Столица Российской Федерации здесь — пыльный город вечных пробок, а не тот праздничный населенный пункт, который показывают во многих современных отечественных лентах. Самый красивый в мире метрополитен — неудобная устаревшая несуразица, в которую миллионы пассажиров лезут от безысходности (к слову, часть сцен вроде как снимали в самарском метро — а оно заметно новее московского). Если под землей что-то случится, шансы на то, что пассажирам удастся благополучно выбраться на поверхность, невелики. В фильме также есть шпильки в адрес застройки Москвы и мэра города.

Кроме всего прочего, «Метро» — еще и довольно убедительная с технической точки зрения картина (впрочем, «убедительная» не значит «реалистичная»). Для съемок вроде бы построили специальный туннель — но он не выглядит дешевой времянкой. Потоки воды кажутся угрожающими, сцены с массовкой получились достаточно масштабными (и вот тут как раз можно говорить о реализме: толпа в час пик в переходе на кольцевую именно так и выглядит, разве что движется медленнее, чем в фильме Мегердичева). В общем, в кои-то веки понятно, на что именно был потрачен бюджет фильма — кстати, относительно умеренный, по имеющимся данным, всего девять миллионов долларов.

Разумеется, при желании в фильме «Метро» можно разглядеть кучу недостатков. Персонажи вышли довольно картонными, а присутствие героини Пановой и вовсе не обязательно (эта актриса — видимо, талисман Мегердичева, он ее снимает во всех своих работах). Дорвавшись до спецэффектов, создатели картины уже не могут остановиться и устраивают эффектные проезды камерой по туннелям, вагонам и московским улицам не ради смысла, а просто по той причине, что у них есть такая возможность. Встреча мужа и любовника в вагоне метро — это, мягко говоря, сюжетная натяжка. Вызывает вопрос и уровень, до которого вода поднимается в туннеле. Она чуть ли не выплескивается из канализационного люка, при этом сам люк, кажется, находится выше уровня реки. Впрочем, все это не мешает героям фильма обсуждать закон сообщающихся сосудов.

Кроме того, пожалуй, ни один серьезный фильм не позволит себе завершиться под песню группы «Би-2». Но основное достоинство ленты «Метро» как раз в том, что она не старается казаться излишне серьезной. Это же фильм-катастрофа, и у Мегердичева не было задачи достоверно показать аварию. Режиссер хотел, чтобы зрители в зале понервничали — и в этом смысле «Метро» вполне удалось.

Сергей Оболонков

< Назад в рубрику