Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Эскадрилья «Агрессор»

Убить пересмешника США модернизируют «самолеты вероятного противника»

Эскадрилья «Агрессор»

Фото: Christopher Boitz / U.S. Air Force

Авиационное боевое командование ВВС США намерено провести модернизацию истребителей «агрессоров», во время учений играющих роль боевых самолетов вероятного противника. В ближнесрочной перспективе целью модернизации является более точное имитирование вооружения и летных характеристик китайских или российских истребителей четвертого поколения, а в долгосрочной ─ боевых самолетов пятого поколения. Чем имитировать перспективные самолеты, пока неясно. В качестве временной меры американские военные планируют использовать виртуальные цели.

Эскадрилья «Агрессор»

США начали формировать эскадрильи боевых самолетов, призванных во время учений имитировать воздушный бой с истребителями вероятного противника, в конце 1970-х ─ после войны во Вьетнаме, завершившейся в 1975 году. Создание боевых формирований происходило во время «холодной войны» с СССР, и новым эскадрильям по большей части приходилось играть роль истребителей советских ВВС. Самолеты, преимущественно американского производства, имели камуфляжную окраску, характерную для авиации ВВС СССР, и советские опознавательные знаки.

Новые эскадрильи получили общее название «Агрессор». В них набирались и набираются сегодня исключительно на добровольной основе опытные пилоты, имеющие не менее 600 часов налета и квалификацию инструкторов. Истребители «агрессоров» во время учений обязаны вести воздушные бои в соответствии с правилами и наставлениями стран ─ вероятных противников. При этом подбор самолетов для эскадрилий производится таким образом, чтобы они по своим характеристикам примерно соответствовали истребителям «врагов».

Для имитации советских истребителей МиГ-17 и МиГ-21, в частности, ВВС США использовали собственные боевые самолеты A-4 Skyhawk и F-5A/E Freedom Fighter/Tiger II соответственно. В первой половине 1980-х американское министерство обороны арендовало у Израиля истребители Kfir (в составе американских ВВС они получили обозначение F-21A), которые должны были имитировать советские МиГ-23. Позднее основными летательными аппаратами «агрессоров» стали F/A-18 Hornet и F-16 Fighting Falcon, игравшие роль истребителей Су-27 и МиГ-29. С 2005 года американские эскадрильи начали использовать и F-15 Eagle.

В 1980-х годах Корпус морской пехоты и ВМС США сформировали собственные эскадрильи для подготовки к воздушным боям с самолетами возможного врага ─ там они получили общее название «Противник» (Adversary). В составе этих эскадрилий полеты выполняют истребители Hornet и F-16N. Последние проектировались специально для флота. Они получили подвесные контейнеры с линзами Люнеберга по сторонам воздухозаборника, чтобы увеличить эффективную площадь рассеяния до такого же показателя советских истребителей, и усиленную конструкцию крыла и фюзеляжа.

В 1980-х «Агрессоры» базировались не только на территории США, но и нередко проводили учебные бои в Великобритании, Германии, Испании, Италии и на Филиппинах. С распадом СССР в начале 1990-х годов ВВС США расформировали эскадрильи «вероятных противников» из-за изменения международной политической ситуации, но уже в 2003-2006 годах «Агрессоры» были сформированы заново. В настоящее время они имитируют преимущественно истребители ВВС России, Китая и стран Ближнего Востока. В составе ВМС США действует школа TopGun, в которой летчиков обучают воевать с истребителями «противника».

Помимо американской техники «агрессорам» принадлежат и летательные аппараты советского производства, купленные преимущественно у бывших республик СССР после распада Советского Союза. В частности, военным принадлежат истребители МиГ-21, МиГ-29, Су-27, а также вертолеты Ми-2, Ми-8, Ми-24 и транспортники Ан-2. Эта техника используется для изучения летных параметров самолетов и вертолетов, а также ознакомления летчиков с особенностями ее пилотирования.

Сегодня в составе ВВС США имеются 18-я эскадрилья «агрессоров» на авиабазе Эйльсен на Аляске, а также 64-я и 65-я эскадрильи «агрессоров» на авиабазе Неллис в Неваде. Кроме того, в состав военно-воздушных сил входят 26-я эскадрилья «космических агрессоров» (подготовка к защите космических объектов США от радиоэлектронных средств борьбы и систем поражения вероятного противника) на авиабазе Шривер в Колорадо, 507-я эскадрилья «агрессоров ПВО» на авиабазе Неллис и 527-я эскадрилья «космических агрессоров» на базе Шривер.

Недоимитация

К настоящему времени многие истребители «агрессоров» уже значительно устарели и не позволяют имитировать самолеты вероятного противника в полной мере. Об этом изданию Flightglobal рассказал майор Гэри Баркер, руководитель подразделения реалистичной подготовки Авиационного боевого командования ВВС США. По его словам, «агрессорам» стало сложнее «воспроизводить картину угрозы, с которой летчики могут столкнуться в ближнем бою». Речь идет не только о летных возможностях самолетов в целом, но и о методах и особенностях применения имитируемого вооружения.

Для исправления ситуации ВВС планируют подвергнуть модернизации истребители F-16 Block 30 и Block 32, стоящие на вооружении 18-й и 64-й эскадрилий «агрессоров». Самолеты планируется улучшить по программе SCU-8 (System Capabilities Upgrade 8), в рамках которой на F-16 будет установлена система обнаружения с выводом информации на нашлемный дисплей, большой многофункциональный дисплей на приборной панели и система имитации вооружения с возможностью распределения точек запуска ракет, фиксацией цели и оценки эффективности применения имитируемого оружия.

В настоящее время «агрессорские» F-16 не имеют возможности имитировать, например, запуск ракет для высокоманевренного боя Р-73, стоящих на вооружении России с 1983 года. По словам Баркера, ВВС США просто не располагают ракетами класса «воздух-воздух» с инфракрасной головкой самонаведения, которые соответствовали бы характеристикам Р-73. Поэтому пилотам приходится использовать учебные ракеты AIM-9X CATM Sidewinder, осуществляя их запуск только с определенного расстояния и под определенным углом, при которых Р-73 способна захватить цель.

Сейчас такие учебные пуски ракет производятся «на глазок», когда пилот визуально определяет правильные расстояние, скорость и угол. Все данные о выстрелах «агрессоров» после боя анализируются на земле, однако, как правило, не учитываются при формировании тактики, поскольку оказываются неверными. В расчет берутся только запуски ракет, произведенные при доскональном совпадении параметров пуска с Р-73. Модернизация F-16 позволит эту ситуацию исправить ─ система сама будет определять необходимые параметры и давать команду на запуск ракет, передавая информацию на землю.

В 2010 году ВВС Израиля объявили о намерении создать тренажерную сеть из симуляторов истребителей F-16I, расположенных в разных точках страны. Ожидается, что такая сеть позволит объединить виртуальные истребители в боевое соединение. Кроме того, к этому же соединению в виртуальном пространстве смогут примкнуть и реальные F-16I, находящиеся в учебном полете. Все параметры полета будут передаваться с этих самолетов в сеть и отображаться на экранах тренажеров. Новую систему военные намерены использовать для совместной отработки пилотами приемов воздушного боя и применения оружия, в том числе и против виртуальных самолетов вероятного противника. Центральный узел новой системы расположится на авиабазе Хацор.

Истребители «агрессоров» планируется также оснастить новыми подвесными системами радиоэлектронной борьбы, которые по своим параметрам работы сопоставимы с боевыми системами, используемыми Россией или Китаем. Тем не менее, по словам Баркера, командованию ВВС США придется постараться убедить Конгресс и Пентагон в необходимости модернизации F-16 ─ в настоящее время в Соединенных Штатах ведется кампания по сокращению оборонных расходов и финансирование некоторых военных программ урезается.

Между тем самолеты, которыми располагают эскадрильи «агрессоров», ─ F-15 и F-16 ─ могут с высокой степенью адекватности имитировать истребители четвертого поколения потенциальных противников, однако не могут быть назначены на роль боевой авиации пятого поколения. В частности, они не смогут имитировать перспективные китайские истребители J-20 и J-31, а также российский Т-50 (ПАК ФА). Американские «агрессорские» самолеты не соответствуют им ни по летным параметрам, ни по набору применяемого оборудования, ни по эффективной площади рассеяния.

Конкретным рецептом решения этой задачи ВВС США пока не обладают. Возможности использовать для имитации самолетов вероятного противника стоящие на вооружении F-22 Raptor нет, эти истребители нужны военным в боевом составе, да и применение их в учебных целях будет стоить слишком дорого. Правда, в отдаленной перспективе военные не исключают возможности перевода в ранг «противников» истребителей F-35 Lightning II. Пока же в качестве временного решения планируется использовать системы виртуализации, разработкой которых уже занимается ряд американских компаний.

Речь идет не только о наземных тренажерах, но и о системе, позволяющей имитировать воздушную обстановку на приборах реального самолета. В частности, планируется создать единый наземный центр, который будет передавать бортовым системам истребителей данные о целях, которых на самом деле в воздухе нет. В этом случае пилотам необходимо будет вести бой с незримым противником, имитирующим тактику боя реального вероятного «агрессора». Правда, прежде чем система начнет применяться, разработчикам предстоит решить ряд задач, включая интеграцию в воздушное пространство и совмещение виртуальных целей с реальными для избежания столкновений в воздухе.

Враги за деньги

Между тем спрос на «агрессорские» услуги на мировом рынке, в первую очередь со стороны США, постоянно растет. По разным оценкам, потребность ВВС США, Канады, Израиля и НАТО составляет 260-280 тысяч часов имитированного воздушного боя, из которых страны способны удовлетворить только 35-40 тысяч часов. Часть этих потребностей военных в самолетах вероятного противника удовлетворяется частными компаниями, которые не оказывают услуг воздушного боя, но предоставляют различные самолеты для отработки наведения и оценки возможностей радаров и вооружения.

В частности, услуги несложного «агрессора», не выполняющего фигуры высшего пилотажа или не маневрирующего активно, сегодня оказывают компании ATAC USA, Top Aces Combat Support, Advanced Training Systems International и Hawker Hunter Aviation в США и Канаде. Эти фирмы располагают самолетами L-39, Alpha Jet, Saab Draken, BD-5J, Kfir и A-4.

В сентябре 2010 года голландский бизнесмен Мелвилл тен Кат объявил о планах перепрофилировать бывшую исландскую авиабазу США Кефлавик в тренировочный полигон. Там планировалось открыть частную школу пилотов-асов Top Gun. Предполагалось, что для новой школы будут закуплены истребители советского производства, на которых пилоты ВВС стран ─ членов НАТО смогут оттачивать технику воздушного боя. В частности, велись переговоры с одной из белорусских компаний о поставке 15 истребителей Су-27 на сумму в 1,2 миллиарда евро и возможности увеличения покупки на 18 самолетов.

Для реализации поставленной задачи в Нидерландах была создана компания ECA Program. В конце 2011 года проект создания школы асов в Исландии был закрыт, а сама компания перепрофилировалась на оказание комплексных «вражеских услуг». Фирма за определенное вознаграждение берется продать или передать заказчику в лизинг самолеты вероятного противника со всем необходимым оборудованием, включая системы наблюдения за имитацией боя, наземные тренажеры и оборудование обслуживания. Эта система получила название IOPFOR (Integrated OPposing FORce) и призвана заменить устаревшие боевые самолеты «противника» Kfir, Alpha Jet, МиГ-21, A-4, МиГ-29, L-39, Hawker Hunter и некоторые другие.

В настоящее время голландская компания арендует 24 истребителя четвертого поколения (какие именно, не уточняется, но судя по информации на сайте фирмы, речь идет о Су-27), на базе которых готова оказывать услуги «противника» при подготовке пилотов или на учениях. В перспективе ECA Program намерена получить 26 шведских истребителей JAS 39 Gripen NG, десять российских Су-30 и 14 Су-35. Основными поставщиками военной техники и компьютерных технологий для тренировок компания называет Россию, страны СНГ, США, Израиль, Нидерланды, ОАЭ, Индию, Бразилию и ЮАР.

Заказчиков у ECA Program пока нет. В настоящее время проверку IOPFOR проводят ВВС США. В частности, для этих целей американским военным в 2012 году были поставлены два истребителя и все необходимое сопутствующее оборудование, включая системы планирования и прогнозирования, станции слежения и имитаторы эффективной площади рассеяния и «тепловой подписи» самолетов. Ожидается, что активное использование системы ECA Program США начнут в 2013 году. В этом же году к проекту может присоединиться НАТО.

В целом голландская фирма еще только развивается и к полноценному оказанию услуг пока не готова. Так, компании требуются летчики в возрасте от 28 до 45 лет с налетом не менее 1,5 тысячи часов, из которых тысяча часов ─ на истребителях. При этом давность полета на боевом самолете для таких пилотов не должна превышать три года. Летчики должны иметь статус инструктора. Кроме того, ECA Program набирает техников, администраторов, диспетчеров (со знанием русского, немецкого, испанского и английского языков) и врачей с опытом работы в авиации не менее восьми лет.

Итог

Сегодня многие страны мира прибегают к «ролевым играм» в авиации для отработки тактики боя. Собственным аналогом «агрессоров» помимо США располагает Канада, а другие страны периодически назначают на учениях «противниками» самолеты из боевого состава. И Россия здесь не исключение. Правда, в плане изучения боевой техники противника американцам повезло больше, чем кому бы то ни было ─ после распада СССР США сумели заполучить множество образцов самолетов и вертолетов, оставшихся на территории бывших советских республик и стран Варшавского договора.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше