Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Хлеба к обеду в меру бери ООН предложила покупателям относиться к пище бережнее

Фото: Mustafa Quraishi / AP

Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО) начала продвигать программу, ориентированную на бережное отношение потребителей к продуктам питания. Программа под названием «Думай-Ешь-Сохраняй; Оставляй меньше пищевых следов» направлена на то, чтобы потребители не выбрасывали продукты и не гнушались непрезентабельно выглядящими фруктами и овощами. Таким образом ФАО рассчитывает бороться с ростом цен на продовольственных рынках, возникающих в том числе и из-за неэкономного потребления.

Во второй половине XX века благодаря «зеленой революции» развитым странам удалось решить проблему нехватки продовольствия, да и в третьем мире ситуация с продуктами питания серьезно улучшилась. Массовый голод сохранился разве что в отдельных странах Африки. Новые технологии в земледелии позволили существенно нарастить объемы производства и сократить цены. К примеру, в 1990-е — первую половину 2000-х годов реальные цены на питание по всему миру стабильно падали даже несмотря на стремительный рост мирового населения.

Положение несколько ухудшилось во второй половине 2000-х, когда впервые начал обнаруживаться некоторый недостаток продуктов питания в мире. Почти одновременно с глобальным финансовым кризисом произошел и кризис продовольственный, выразившийся в скачке цен на многие продукты в полтора-два раза. Отчасти это было связано с качественным улучшением потребления в развивающихся странах, в течение десяти лет переживавших небывалый рост. В какой-то мере повлияли и необузданные спекуляции на сырьевых рынках. Острая фаза финансового кризиса на некоторое время вновь опустила цены на продукты, но потом они опять начали расти.

Так, в 2007 году сводный индекс продовольственных цен ФАО находился на уровне в 130 пунктов. В конце 2008 года он достиг 230 пунктов, а в последний год колебался около отметок в 200-220 пунктов. Такие показатели наглядно демонстрируют, что продовольствие в мире — все-таки ресурс ограниченный, и наращивать потребление до бесконечности невозможно, несмотря на технологический подъем.

В первую очередь удар приходится по наиболее бедным слоям населения, которые вынуждены тратить на питание большую долю своих доходов, чем средний класс и богатые. Но если в развитых странах худо-бедно проблема решается за счет различных социальных программ (типа американских фудстемпов — карточек на питание, используемых 50 миллионами американцев), то в развивающихся государствах людям остается надеяться только на себя.

Разумеется, «умные головы» в ООН стали задумываться, как можно ответить на этот вызов. Одним из выводов по итогам этих размышлений стало мнение о том, что продовольствие потребляется неэффективно и неэкономно. Проще говоря, значительная часть продуктов выбрасывается, оказавшись не съеденной.

В целом, по подсчетам британского Institution of Mechanical Engineers, от 30 до 50 процентов всех произведенных в мире продуктов питания выбрасывается за ненадобностью. Помимо экономических потерь, следуют и экологические — на производство уходит около 550 миллиардов кубометров воды в год. Вода же, как известно, в условиях продолжающегося экономического и демографического роста является стратегически важным ресурсом.

Проблема эта касается прежде всего богатых стран Северной Америки, Европы и Азии, где продовольствие в избытке. К примеру, в США и Канаде на долю потребителей приходится потеря продуктов в объеме 100 килограммов в год на человека. В Европе — 50 килограммов, в развитых странах Азии — 40 килограммов. В Латинской Америке эта цифра падает до 20 килограммов, а в Южной и Юго-Восточной Азии, а также Черной Африке — до 10 килограммов.

Люди покупают больше, чем им нужно, по массе причин — например, из-за различных программ ритейлеров, предлагающих более масштабные закупки в обмен на снижение цен. Еще одним фактором неэффективности является то, что многие продукты не имеют товарного вида. Речь прежде всего об овощах и фруктах уродливой и неэстетичной формы. Они либо игнорируются покупателями, либо вообще не попадают на прилавки.

Именно на них и направлена новая образовательно-рекламная программа ФАО, взывающая к бережливости и социальной ответственности. Представители ООН советуют потребителям составлять списки необходимых продуктов перед тем, как отправиться в магазин, избегать импульсивных покупок и не поддаваться на рекламу, заставляющую приобретать больше еды, чем нужно. Кроме того, людям рекомендуется не брезговать фруктами и овощами только из-за их неправильной формы. В конце концов, они содержат такую же массу питательных веществ, как и их привлекательные собратья.

Следует отметить, что задолго до появления рекомендаций ФАО в Европе и США возникло движение, которое в общем и целом разделяет эту идеологию. Так называемые фриганы добровольно отправляются на помойку в поисках только что выброшенной еды, вполне годной к употреблению. Таким образом, они питаются бесплатно (отсюда и их самоназвание) и одновременно протестуют против общества потребления. Движение уже включает в себя миллионы участников по всему миру, а значит, такие ценности могут быть принятыми на ура вовсе не только из-за бедности. В общем, предложение ФАО может попасть на благодатную почву.

Однако же стоит помнить, что выбрасывание продуктов потребителями — это меньшая часть айсберга продовольственных потерь. Даже в Европе и США на уровне ритейлеров и покупателей теряется лишь 40 процентов неиспользованных продуктов. Остальное же транжирится на прочих стадиях, начиная прямо с уборки урожая. В развивающихся странах картина еще более перекошена в сторону потерь производителей: на их долю приходится 80-90 процентов перевода пищи на отходы, а по общей массе потерь бедные государства вполне сопоставимы с богатыми. Там бессмысленно расходуется примерно миллиард тонн продовольствия в год, а суммарные потери составляют чуть более двух миллиардов тонн.

В общем, для подлинного смягчения нового продовольственного кризиса за счет бережливости ФАО следовало бы в первую очередь апеллировать к производителям. В конце концов, в отличие от потребителей, они могут сократить свои потери просто за счет внедрения новых технологий.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше