Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Облачный стыд Какими фильмами запомнится 2012 год: версия "Ленты.ру"

"Лента.ру" составила список самых-самых фильмов 2012 года, отобрав их по нескольким критериям. В частности, в ход шли такие объективные показатели, как кассовые сборы или количество полученных наград. Однако значительная часть перечня совсем не претендует на объективность - она была сформирована по проверенной годами методике "понравилось / не понравилось".

В нашем списке немало фильмов, снятых в 2011 году, которые зритель (российский, прежде всего) увидел лишь в 2012-м. По этой же логике некоторые из вышедших в уходящем году картин попадут в список "самых-самых" лишь в следующем декабре. Например, понятно, что у "Хоббита" Питера Джексона есть все шансы поставить какой-нибудь кассовый рекорд - но мы узнаем об этом позже.

Самое интересное (в случайном порядке)

"Королевство полной луны" ("Moonrise Kingdom") - фильм Уэса Андерсона. Зрителям, знакомым с предыдущими работами режиссера, достаточно знать, что новая картина им ни в чем не уступает. Тем же, кто не видел "Поезд на Дарджилинг", "Семейку Тененбаум" или "Водную жизнь", "Королевство" посмотреть все-таки стоит, держа в уме, что Андерсон - кинематографист с очень характерным почерком. Новую картину населяют привычно странные персонажи в исполнении Эдварда Нортона, Фрэнсис Макдорманд, Билла Мюррея и Брюса Уиллиса, но взрослых запросто переигрывают малолетние актеры-новички - Джаред Гилман и Кара Хэйуорд. "Королевство полной луны" - это вообще фильм о детстве, причем такой искренний и трогательный, что возникает вопрос: как взрослому человеку удалось так естественно высказаться на эту тему?

Формально "Шапито-шоу" - фильм 2011 года (именно тогда лента была показана на нескольких кинофестивалях, включая ММКФ), но в прокат он вышел только в январе 2012-го. Идти смотреть его было боязно: картину заявляли как музыкальную комедию продолжительностью в три с половиной часа. С учетом того факта, что создателями этой "комедии" являлись авторы "Пыли" Сергей Лобан и Марина Потапова, ожидать можно было вообще чего угодно. Музыкальные номера в "Шапито-шоу" действительно есть (такие, например), а также есть сразу четыре связных и связанных между собой истории. Каждая из них изложена изобретательно и с юмором (местами совсем печальным) и интересна сама по себе, но тут, что называется, есть из чего выбирать. По словам Лобана и Потаповой, им самим больше всего нравится последняя главка - о сотрудничестве.

Британская лента "Стыд" ("Shame") - еще одна картина 2011 года, добравшаяся до российских зрителей только в 2012-м. Герой фильма - обеспеченный житель Нью-Йорка Брэндон (Майкл Фассбендер), занимающийся работой и сексом. Больше в его жизни буквально ничего нет. Но однажды к нему в гости наведывается младшая сестра Сисси (Кэри Маллиган). В фильме, собственно, рассмотрены две главные темы: взаимоотношения Брэндона с сексом и с сестрой. "Стыд" - хорошее кино, которое даже как-то неудобно рекомендовать к просмотру. Дело не в порнографии - все, в конце концов, взрослые люди, чего мы там не видели? Дело в том, что, если зритель не сможет установить связь с персонажами Фассбендера и Маллиган, фильм вообще никакого впечатления не произведет. Если же связь установится, эффект от просмотра может быть примерно таким же, как от сильного удара кулаком в лицо.

"Цыпленок с черносливом" ("Poulet aux prunes") - вторая режиссерская работа иранки Маржан Сатрапи. Как и дебютная полнометражка "Персеполис", вышедшая в 2007 году, новая лента основана на комиксах самой постановщицы. В рисованных историях Сатрапи нет ни супергероев, ни зомби: фантастические элементы присутствуют, но в виде бытовой (чтобы не сказать обыденной) магии. Как и "Персеполис", "Цыпленок" позволяет взглянуть на Иран под неожиданным углом (сама Сатрапи родилась в Реште, росла в Тегеране, но в раннем возрасте покинула страну). Однако "Персеполис" был мультипликационным, черно-белым и автобиографическим. В "Цыпленке" же Сатрапи снимает живых актеров (правда, сталкивая их в кадре с анимацией) и повествует о своем родственнике-музыканте. Удивительно, но ее рассказ о другом человеке получился даже более увлекательным, чем история о ней самой.

Создатели фильма "Петля времени" ("Looper") считают, что через 30 лет актер Джозеф Гордон-Левитт превратится в Брюса Уиллиса. Многим эта гипотеза может показаться сомнительной. Многие также найдут массу неправдоподобных элементов в сюжете самой картины (но давайте посмотрим правде в глаза: сюжетные нестыковки можно найти в любом фильме о путешествиях во времени). Основной аттракцион "Петли времени" - это, собственно, встреча главного героя с самим собой, то есть Гордон-Левитта с прилетевшим из будущего Уиллисом. Главное достоинство фильма в том, что это совсем не боевик, как можно было подумать после просмотра трейлера. Многих этот факт разочаровал - но не вся же фантастика должна быть похожа на работы Майкла Бэя.

Самый титулованный фильм года

"Артист" ("The Artist") Мишеля Хазанавичуса - если не самый, то уж точно один из самых титулованных французских фильмов всех времен. Собирать награды он начал еще в прошлом году. В мае 2011-го ленту, в частности, показывали в программе основного конкурса в Каннах (в результате фестивальные награды достались исполнителю главной роли Жану Дюжардену и псу Угги). В феврале 2012-го (то есть тогда же, когда "Артиста" выпустили в российский и американский прокат) лента Хазанавичуса удостоилась пяти "Оскаров"; всего же картина претендовала на награды Американской киноакадемии в десяти номинациях. "Артист" - черно-белая немая драма, события которой разворачиваются в те времена, когда в Голливуд пришел звук. Речь идет о взаимоотношениях опытного актера и начинающей артистки. Сначала он помогает ей, потом она - ему. Собственно, все. По большому счету, составить представление о фильме можно уже после просмотра трейлера. "Артист" - кино, безусловно, милое. Неожиданность в том, что для получения кучи "Оскаров" (в том числе в основной номинации "Лучший фильм") картине достаточно быть всего лишь милой.

Самые прибыльные фильмы года

В 2012-м десятка самых кассовых фильмов всех времен пополнилась двумя новыми наименованиями. "Мстители" ("The Avengers") Джосса Уидона сумели заработать более 1,5 миллиарда долларов США и в результате вскарабкались на третью строчку списка. Работу Уидона сейчас опережают только две картины Джеймса Кэмерона - "Аватар" (2,78 миллиарда долларов) и "Титаник" (2,18 миллиарда долларов).

Сборы картины "Темный рыцарь: Возрождение легенды" ("The Dark Knight Rises") - заключительной части трилогии Кристофера Нолана о Бэтмене - оказались скромнее: всего-то 1,08 миллиарда долларов США. Фильм сейчас занимает восьмую строчку в списке самых успешных с финансовой точки зрения кинолент всех времен. И "Мстители", и "Возрождение легенды" сняты по комиксам (первая лента базируется на графических новеллах Marvel, вторая - на работах DC).

Разочарования года

Одним из главных претендентов на победу в этой номинации был "Облачный атлас" ("Cloud Atlas"). Но с фильмом Вачовски и Тыквера все вышло более-менее предсказуемо: все и так думали, что экранизировать роман Дэвида Митчелла практически невозможно. Тыквер и Вачовски же показали, что экранизировать-то можно все что угодно, вот только результат будет, мягко говоря, так себе. И ситуацию не спасают фокусы с гримом (местами довольно сомнительные). Защитники "Облачного атласа" обычно говорят, что это великое кино обо всем. В чем-то они, конечно, правы, только "обо всем сразу" - это примерно то же самое, что и "ни о чем конкретно".

С "Прометеем" ("Prometheus") все сложнее. Сюжет фильма держался в строжайшем секрете. Режиссер Ридли Скотт то говорил, что снимает приквел к "Чужому", то заявлял, что его новая работа - вовсе не предыстория, а вполне самостоятельный проект. В результате "Прометей" действительно оказался не приквелом, а скорее пересказом ленты Скотта 1979 года. Основные элементы на месте: обнаруженная астронавтами комната-инкубатор, монстр, растущий внутри человеческого организма, обезглавленный робот, финальный поединок в спасательной капсуле. Декорации, конечно, изменились, некоторые сюжетные линии трансформировались и добавились - и в результате получилось кино, не идущее ни в какое сравнение с оригинальным "Чужим". Поступкам героев невозможно найти логическое объяснение, сами персонажи в большинстве своем забываются через пять минут после просмотра ленты, сценарий нелепый, зато с претензией. Сценаристы вроде как рассказывали историю о Создателях - так вот, выясняется, что, если за два часа несколько десятков раз произнести слово "бог", к богу ближе не станешь.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше