Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Марокканские карлики Для Сирии готовят команду кризисных управляющих

Противники президента Сирии Башара Асада добились в Марокко окончательного международного признания. Среди стран, назвавших Сирийскую национальную коалицию единственным легитимным представителем нации, оказались и США - именно от них во многом зависит, как сложится дальнейшая судьба страны. Самым насущным вопросом при этом теперь является не судьба нынешнего режима, а кто придет к нему на смену.

Официальное признание Сирийская национальная коалиция революционных и оппозиционных сил получила 12 декабря в ходе встречи "Друзей Сирии" в Марракеше, на которой присутствовали делегации из 130 стран мира. К моменту проведения мероприятия коалиция уже успела заручиться поддержкой ряда стран - Франции, Великобритании, Турции, а также государств Евросоюза и Персидского залива. Кроме того, накануне церемонии в Марокко объединение сирийских оппозиционеров признал Вашингтон, о чем сообщил лично президент Барак Обама (по плану это должна была сделать госсекретарь Хиллари Клинтон, однако она не смогла приехать в Марокко из-за болезни).

Признание противников Башара Асада со стороны большей части стран мира, и в особенности США, безусловно, носит знаковый характер. Как сочли некоторые СМИ, оно может означать скорое оказание повстанцам военной помощи и, возможно, даже проведение международной военной кампании. Ведь операция НАТО против ливийского лидера Муаммара Каддафи, закончившаяся его свержением в 2011 году, началась именно с легитимизации его противников.

Тем не менее события вокруг Сирии могут пойти по другому сценарию. Одна из основных причин - различия между ливийскими и сирийскими оппозиционерами. В случае с Ливией противников режима представлял Национальный переходный совет (НПС), который сложился почти сразу после начала восстания, собрав повстанцев, непосредственно участвующих в боях. Более того, у них была своя база внутри страны - Бенгази, который повстанцы отвоевали к моменту формирования совета.

В Сирии создать единое объединение антиправительственных сил удалось лишь спустя почти два года после начала войны. Еще весной 2011 года, когда восстание против Асада только набирало силу, аналитики подчеркивали разобщенность сирийской оппозиции. Именно этот факт оставался одной из основных причин того, что страны Запада и их союзники предпочитали не оказывать повстанцам практически никакой помощи: не было ясно, кому именно помогать.


Министры иностранных дел Марокко Саад-Эддин эль-Отмани (слева за столом), Саудовской Аравии Сауд аль-Файзал бин Адбулазиз аль-Сауд (в центре) и Франции Лоран Фабиус на встрече "Друзей Сирии" в Марракеше. Фото Reuters

При этом если объединение ливийских повстанцев было в значительной степени процессом стихийным, то сирийская коалиция, по сути, является вашингтонским проектом. Понимая, что разобщенные силы противников Асада не могут самостоятельно прийти к единству, США занялись их объединением. Результат был достигнут месяц назад - 12 ноября, но насколько он оказался удачным - большой вопрос. Несмотря на то что в состав коалиции вошли представители тех организаций, чьи люди непосредственно участвуют в боевых действиях, многие повстанцы в объединение не попали. Вместе с тем в коалиции присутствует довольно много экспатов, взявшихся руководить революцией из-за границы. Как опасаются эксперты, такая расстановка сил может сделать существование коалиции просто бессмысленным, поскольку у нее не будет реальной связи с антиправительственными силами.

Еще одно важное различие между войнами в Ливии и Сирии касается международной реакции. Ливийская кампания стала возможной благодаря решению Совета безопасности ООН, разрешившего установить над страной бесполетную зону. Между тем принять схожую резолюцию в отношении Сирии не дадут Россия и Китай, прочно стоящие на принципе невмешательства (во время голосования по Ливии обе страны воздержались). Впрочем, возможен вариант, при котором оппозиционная коалиция, ставшая легитимным представителем сирийского народа, может сама попросить о проведении международной операции. В этом случае санкции Совбеза ООН не потребуется. Однако, несмотря на признание оппозиции, те же США никак не обозначили дипломатический статус противников Асада. В частности, им не было предложено занять сирийское посольство в США. Не исключено, что, будучи в подвешенном состоянии, оппозиционный совет не сможет добиться иностранного вторжения.

Ситуацию осложняет тот факт, что неоднородность антиправительственных сил в Сирии дает повод Вашингтону воздерживаться от поставок им оружия. Пока Белый дом отделывается лишь гуманитарной помощью и предоставлением невоенного оборудования - например, средств связи. Отказ же снабжать сирийских повстанцев вооружением в Вашингтоне объясняют опасениями, что оно может попасть в руки террористов. Впрочем, представления США о терроризме кардинально отличаются от видения самих оппозиционеров. На днях американские власти объявили о внесении в террористический список сирийской группировки "Аль-Нусра". Между тем сами повстанцы считают ее одним из самых успешных антиправительственных формирований, которому за последнее время удалось захватить несколько районов на севере Сирии.

Серьезность разногласий между коалицией и Вашингтоном демонстрирует открытое обращение, с которым на встрече в Марракеше выступил оппозиционный лидер Ахмад Муаз аль-Хатиб аль-Хасани (Ahmad Mouaz Al-Khatib Al-Hasani). В частности, он заявил о недопустимости внесения "Аль-Нусры", которую американцы также называют "Аль-Каедой в Ираке", в черный список. Однако американцы свое решение уже вряд ли изменят. Между тем оно вызвало волну возмущения и в самой Сирии - повстанцы запланировали на пятницу массовые антиамериканские манифестации.

Вообще, как отмечают обозреватели, антиамериканские настроения среди непосредственных участников боев с силами Асада уже не редкость. Бойцы не раз просили Вашингтон об оказании военной помощи в противостоянии с режимом, однако до сих пор они лишь слышат рассуждения о непродуктивности вмешательства. И хотя американцы и пригрозили Асаду серьезными последствиями, если тот решится прибегнуть к химическому оружию, тысячам сирийцев действия США могут уже не помочь.

Впрочем, на сегодняшний день ситуация такова, что помощь извне может и не понадобиться. С учетом темпов, с которыми повстанцы захватывают новые территории, нельзя исключать, что им удастся сокрушить режим Асада своими силами. Косвенным подтверждением того, что такой сценарий не рассматривается как невероятный, стало заявление заместителя министра иностранных дел России Михаила Богданова, сделанное им в четверг, 13 декабря. "Нужно смотреть фактам в глаза, тенденция как раз в том направлении, что режим и правительство в Сирии теряет все больше и больше контроля и все больше и больше территорий. К сожалению, нельзя исключать победы сирийской оппозиции", - признал дипломат. Одновременно он рассказал о подготовке эвакуации из страны россиян, счет которых в Сирии идет на тысячи. Правда, в российском посольстве в Дамаске сведения о количестве находящихся в стране сограждан не подтвердили.

Возможное крушение режима Асада может привести совсем к иным последствиям, нежели рассчитывают в Вашингтоне. Судя по нынешнему отношению повстанцев к США сирийцы могут отвергнуть новое правительство, созданное на основе оппозиционной коалиции, как навязанный из Белого дома проект. Опасения экспертов относительно будущего страны, наверное, лучше всего выразила Марина Оттэвэй (Marina Ottaway), специалист из Фонда Карнеги: "Я наблюдаю за освободительными движениями... уже 30 лет, и я не могу представить себе ситуацию, при которой правительство в изгнании могло бы взять верх над повстанцами внутри страны. Для того чтобы это получилось, потребуются невероятные усилия".

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше