Интернет и СМИ
13:52, 20 ноября 2012

Переменная с успехом Как прошел год Ильи Дронова во главе ЖЖ

В ноябре 2011 года пост главы LiveJournal Russia занял молодой и амбициозный Илья Дронов, известный блогерам под ником igrick. Он сменил Светлану Иванникову, на чью нелегкую долю выпала борьба с DDoS-атаками и, следовательно, постоянными падениями ресурса. 19 ноября на "Не-пече-куче" новый руководитель ЖЖ при поддержке Антона Носика, вернувшегося в SUP Media, рассказал о грандиозных планах по внесению долгожданных изменений в работу ЖЖ. Спустя год "Лента.ру" поговорила с Ильей Дроновым о том, что удалось и не удалось сделать за эти 12 месяцев, о последствиях отказа от рекламных баннеров, об угрозах цензуры и планах на следующий год.

Год нововведений

"Лента.ру": Давай вспомним, в каком состоянии тебе достался ЖЖ: в нем постоянно все ломается; если Навальный что-нибудь напишет, то кроме его блога ничего не открывается; в самом ЖЖ ничего не меняется. Все уже в очередной раз хоронили LiveJournal, а тут ты такой въезжаешь на белом коне и говоришь: "У меня есть план, как все сделать классно".

Илья Дронов: Очередной, пятый год хоронили, порвали три баяна… Ну, на самом деле, конечно, вся эта история изнутри смотрится несколько иначе. Была серия определенных неудач с точки зрения платформы, вызванная внешними факторами типа DDoS-атак, каких-то других событий. Навальный писал, а ддосили нас - причем сначала только Навального, а потом и всех остальных... Одиннадцатый год был, конечно, тяжелым.

Так вот, в прошлом году в какой-то момент мы фактически (я, мы - здесь не принципиально, команда, можно сказать) пришли к некой новой стратегии, которую я презентовал руководству. Радикальный момент в ней был вот в чем: "А давайте уже уберем баннеры из дневников пользователей!".

То есть что получается? SUP вводил медийную рекламу в ЖЖ в 2008-2009 годах, именно тогда в дневниках пользователей между первой и второй записью появились баннеры. И тут мы приходим и говорим: "А давайте мы вот это вот все уберем (то есть основной источник дохода ЖЖ) и заменим его на некий другой источник дохода, который гораздо более диверсифицирован с точки зрения риска". Мы были уверены, что он окажется не менее прибыльным, чем баннеры, которые были на тот момент. И уже сейчас имеем тому подтверждение: за этот год - с ноября по ноябрь - доходы платных сервисов выросли в четыре раза.

По большей мере, естественно, доход вырос за счет Self-промо, который мы запустили на главной странице, и уже потом расширяли за счет так называемого синего промо (Календарное Промо. – прим. "Ленты.ру"), промо в уведомлениях, журналах…. Естественно, нам пришлось выслушать много негатива от пользователей, потому что любое наше изменение не оставляет их равнодушными. Тем не менее эти нововведения позволили нам заместить ту медийку, которую мы в процессе и убирали.

Ты говоришь, что это были довольно рискованные ходы.

Безусловно.

Что в итоге вышло по деньгам? Насколько убыточно суммарно вышел год по сравнению с предыдущими?

Не убыточно. ЖЖ заработал... заработает. Год еще не кончился, четвертый квартал по обыкновению один из самых прибыльных - так рынок устроен. ЖЖ в 2012-м заработает намного больше, чем в прошлом году, даже при условии того, что мы отказываемся от медийки. Ну, опять же, четырехкратный рост платных сервисов показывает...

Я же не знаю, сколько было и сколько стало.

Я говорить об этом в абсолютных цифрах не могу, но в относительных – пожалуйста. Счет идет на миллионы долларов, естественно.

А не было такого, что вот ты сидел и думал: "Блин, чего-то всем не нравится, может, вернуть..."?

Каждый раз есть такое. Ну, потому что на тебя давят. Ты что-то выпустил, и множество пользователей говорят тебе не в самой приятной форме, как ты не прав... Тут стоит сказать, что начиная с лета прошлого года, я активно проводил политику "вот он я" - если что-то не так в ЖЖ, кидайте камни в меня. Если у аудитории есть персона, которую можно обвинить [во всем], это тут же изолирует команду от негатива, то есть матерят уже не SUP, матерят Дронова. Это удобно со всех сторон. Потому что даже если что-то происходит - убираешь Дронова, и это с точки зрения пиара и маркетинга позволяет открыть площадке второе дыхание.

Когда руководитель размыт или его нет, начинают отрываться на самой площадке, а ее ты уже вот так просто не можешь взять и заменить. Поэтому стратегически все валилось на меня. Я понимаю, что это правильно, но эмоционально, конечно, невероятно тяжело, потому что и х** у меня на лбу вырасти должен, и рак у моих детей, и свечку за упокой ставят, и так далее, и так далее. Некоторые люди в выражениях не стесняются, но тем не менее с ними ты должен продолжать общаться нормально, и потом многие начинают извиняться: "Извини, что я вот так вот был..."

Сидишь такой и думаешь: я изменил формулу социального капитала, чтобы было все по-честному, то есть сделал так, что теперь период оценки активного пользователя несколько сократился. Все это делается для того, чтобы мы могли честнее пользователю показать, кто его читающая аудитория. Зачем нам пускать пыль в глаза собственным пользователям? И у тебя в комментариях десятки тысяч людей что только тебе не пишут: вот меня опустили, это все в SUPе, это несправедливо. Ты запустил какое-то незначительное на самом деле изменение, а у десятков тысяч людей случился баттхерт. И они тебе рассказывают, какой ты плохой, как все это нечестно, что на самом деле формулы социального капитала не существует, что мы руками все это делаем - вот сидим и миллионы пользователей руками сортируем каждый день.

И ты понимаешь, что твои действия влияют на огромное количество людей, а в конечном счете - и на медийный рынок в России. Потому что ЖЖ в конечном счете здесь, в России, особенно если судить по главной странице, - это больше медиа, чем обычная блогинговая плаформа типа blogger.com. Выдержать такой прессинг тяжело, но мы пока еще ни разу не сдались. И потом, опыт же накапливается. Мы когда комментарии в новом стиле запускали в декабре прошлого года, американцы даже завели сообщество "Уволить igrick’а", активно его продвигали, писали в том числе президенту SUP Media, что Дронова надо срочно уволить, потому что темы комментариев отменил! Писали и петицию американскому правительству, чтобы вернули тему сообщений в комменты. Обсуждали в том числе и то, что они сейчас скинутся на билет на самолет до Москвы, прилетят и мне морду набьют.

Кожа с каждым разом становится толще. Мы сейчас запустим новую френдленту, будет много тех, кому она придется не по нраву, будут, возможно, снова митинги у офиса, приведут козла живого, как уже собирались. На самом деле круто как, да? Какая у нас живая аудитория! Вот. А через месяц все успокоится, как обычно. Но если в следующем году все вернуть назад, будет точно такой же скандал, потому что взяли опять все и отменили. Пользователи адаптируются, и это абсолютно нормально.

Получается, что ты все тянешь на себя - и плохое, и хорошее. И вообще все эти изменения воспринимаются как такой "дроновский ЖЖ".

Да, к сожалению, это дань времени, пока так... Сейчас мы уже идем расширенным путем. То есть, если раньше "ЖЖ" было равно "Дронов", потому что как бы и Носик объявил "план Дронова" в свое время, то сейчас появился [Олег] Бармин (директор по маркетингу LiveJournal, - прим. "Ленты.ру"). Он очень сильно оттягивает визуальное восприятие на себя, его везде зовут больше, чем меня, и это хорошо. Женя Войнов, директор по развитию продуктов ЖЖ, тоже сейчас становится на фронтовую линию. Сейчас больше людей. Каждый из команды по своему направлению действует, но уже больше людей презентуют ЖЖ, что, естественно, удобнее.

Бармин сейчас ездит по регионам постоянно. Потому что мы растем за счет регионов. А региональная программа существовала и до этого, и в 2011 году была, но она была какой-то никакой. Ты, наверное, о ней даже и не слышал?

Нет.

А сейчас есть: послы, саммит послов, в РИА Новости блогеры недавно приезжали на "НеФорум"... Все общаются, что-то делают, прям вот реально какая-то движуха происходит.

А эти послы дают какой-то отклик?

Безусловно. Прежде всего, с точки зрения площадки. Как бы пользователи ни говорили: "Да кто этот чувак? Я его у нас в регионе первый раз вижу вообще, у него три френда", - надо понимать, что послов мы выбираем по иным критериям. Это не обязательно должен быть блогер номер один в своем регионе. У нас drugoi блогер номер один во всей стране, но это же не значит, что мы его должны взять послом. Он прекрасно пишет, пусть продолжает писать. Перед послами ставится другая задача. По большей мере это люди из оффлайна, с которыми мы лично встречались, которые имеют определенный вес и авторитет в своем регионе, определенные связи с точки зрения медиа, общества, политики.

ЖЖ и государство

А как вы страхуетесь о того, чтобы они не лезли в политику и не втягивали ЖЖ?

А мы не можем от этого страховаться. Ну, смотри. Некоторые наши послы, например, работают в администрации - либо с губернатором, либо с главой города. И еще ни разу не было, чтобы на нас через послов какая-то властная структура пыталась оказать давление при решении каких-то вопросов. Еще пока ни разу с таким не сталкивались.

Я наблюдаю за одной из крупнейших медийных площадок в стране, с охватом в пол-российского Интернета, что гораздо больше, чем у "Коммерсанта" или "Ленты.ру". Причем, более того, эта площадка не имеет цензуры над собой, здесь каждый цензор самому себе, поэтому на ней присутствуют абсолютно разные мнения. И в декабре прошлого года государству, насколько я вижу, стало понятно, что они недооценили Сеть.

Почему? Потому что за последние четыре года в Сети, и особенно в ЖЖ, сложился пул. Многие из тех, кто входит сейчас в топ-сотню, - по большей мере люди, которым не очень нравится, что происходит в этой стране, мягко говоря. Соответственно, мы имеем площадку, на которой превалируют мнения о том, что "поищи себе, Володь, других каких-нибудь пороть", "сдавай дела ты", как "Гражданин поэт" рассказывал. Вот. И они еще и на улицу вышли.

Представители государства посмотрели: действительно, с Сетью надо что-то делать. И получается, что кто-то черный список сайтов запускает, а кто-то, наоборот, пытается на этом поле играть. И мы везде ходим и говорим: "Вам запрещать что-то бесполезно, лазейки всегда найдут. Закроете ЖЖ - они разбегутся по твиттерам, фейсбукам и контактам, гуглплюсам, блогеркомам и так далее, вам еще будет тяжелее, потому что площадок будет много. Вы не сможете ничего с этим сделать. Поэтому единственное, что нужно делать, - это научиться играть на этом поле".

Уже в феврале примерно они поняли, что с оппозицией бесполезно бороться. У них появились свои представители, и они начали на этом поле играть. И уже более или менее вырисовывается хоть какой-то плюрализм. Потому что в рейтинге записей, например, уже присутствуют не только Навальный, но и Фрицморген. Ровно то же самое мы рассказывали Русской православной церкви - ну какой смысл призывать верующих обращаться в Конфликтную комиссию по поводу Артемия Лебедева? Вы в интернете еще никак не представлены, что вы еще хотите? Естественно, народ будет обсуждать, как "пьяные попы врезаются на машинах" в жителей нашей страны.

Поэтому сейчас концепция изменилась, давления нет, но при этом власть понимает, что играть на этом поле надо, и она ищет поддержки того, кто знает, как играть на этом поле. Поэтому вот в этом плане институт послов действующей администрации, в принципе, неплохо помогает - они понимают, как эта структура работает. Например, у нас есть один посол - помощник президента Республики Ингушентия Юнус-Бека Евкурова. И евкуровский блог очень активно растет. Недавно появился hardingush, который сейчас взлетает вообще как стрела, как ракета. Он пишет от лица спецназовца, который уничтожает террористов в Ингушентии.

Просто нереальный дневник, видно, что ведется профессионально, никогда не увидишь ни одного лица спецназовца. Террористов, ради бога, вот они все в линейку стоят. Все сотрудники правоохранительных органов сфотографированы сзади, все в камуфляже, не понятно, кто это. Явно, что та информация, которая раскрывается в этих историях, прошла через какие-то определенные фильтры. Ясно, что это та правильная игра, которую должен вести любой орган, то есть не обязательно государственная власть, вообще любой игрок, который хочет играть на этом едином пространстве. Глупо приходить, пытаться всех расстрелять, нужно просто уметь с этим работать. Поэтому давления давно уже нет.

О цензуре в Рунете

То есть ты не видишь угрозы со стороны государства? В этом году ведь стали использоваться не DDoS-атаки, а другие методы - прикрыть ЖЖ в какой-нибудь области на пару дней... Или законодательные инициативы те же. Ты не видишь в этом угрозы?

В принципе, риск того, что какие-то эти элементы реализуются, безусловно, есть. Но он обусловлен не тем, что государство хочет его реализовать, что хочет взять и запретить, например, Facebook. Риск обусловлен тем, что наша судебная система, особенно в регионах, не разбирается в предметной области. Увы. У нас судья, который выносит решение о блокировке сайта по IP-адресу, понятия не имеет, что такое IP-адрес, как и не знает, что такое хостинг и что он может быть вообще не на территории Российской Федерации.

Прокурор, который выносит постановление, тоже очень часто не понимает, о чем идет речь. Периодически, например, выкладывается список экстремистских материалов, подготовленный прокуратурой, то есть материалов, которые надо запретить, через суд обязать провайдера закрыть. И там в части материалов написано, например: "C:/1.jpg". То есть он открыл файл, посмотрел его адрес: "С слэш 1 жпг". Да, этот файл на его компьютере, но он об этом не знает. Вот эти люди, к сожалению, сейчас вынуждены исполнять этот закон.

В худшей ситуации находится Роскомнадзор. Потому что они: а) понимают, как это работает; б) они не рады этому закону. Мы проводили консультации до первого ноября и с Министерством связи, и с Роскомнадзором. И они все абсолютно откровенно, не под протокол, хотя в том числе и под протокол, говорят: "Ребята, мы не хотим закрывать YouTube здесь, мы не хотим закрывать ЖЖ здесь. Мы прекрасно понимаем, что у части провайдеров нет технической возможности по фильтрации http-трафика, глубокоуровнего, у некоторых из них есть только по IP-адресу, мы прекрасно понимаем. Давайте общаться, давайте работать".

А новый закон о защите детей от вредоносной информации? Я про 139-й ФЗ. От него ЖЖ, в принципе, ни горячо, ни холодно. Наконец-то в российском государстве дошли до того, чтобы запретить в Интернете детскую порнографию, суицид и наркотики! По законам Калифорнии, по которым действует ЖЖ, это запрещено уже много лет. В правилах ЖЖ четко сказано, что никаких призывов к суициду и к способам его исполнения, никаких инструкций по изготовлению наркотиков на площадке не должно быть. Но реальных инструкций, а не того, что, например, в книге Пелевина написано, что герой скрутил косяк и закурил. Это не инструкция по изготовлению наркотиков. Ее, конечно, при большом желании можно трактовать как таковую, но тем не менее это все-таки художественное произведение.

А что касается детской порнографии, то в этом году мы уже сталкивались со скандалами. Были в ЖЖ такие активные "борцы" с детской порнографией, выкладывающие в блоги фотографии, мол: "Смотрите, какие они плохие! Они же там с детьми что-то делают. Вот, смотрите! А еще сходите туда, там это скачать можно", - таких мы баним без права восстановления, без права заведения последующих дневников, то есть полностью нулевая терпимость. Поэтому если теперь Роскомнадзор будет присылать нам ссылки на материалы в ЖЖ с детской порнографией, нам только лучше. Более того, так как ЖЖ - американский сервис и действует по законам штата Калифорния, то при каждом обнаружении случая детской порнографии мы еще и уведомляем New York Police Department, который занимается расследованием таких дел о педофилии.

А с российской полицией?

Мы готовы делать это и здесь, только если у нас кто-то действительно будет заниматься борьбой с педофилией, а не популизмом, как это обычно происходит. Мы почему были против? Когда было слушание, второе, третье, почему "Википедия" была против, почему "ВКонтакте" был против, почему все эти площадки были против? Потому что у них и так эти правила давно действуют. А как работает наше государство, все здесь прекрасно понимают. Но, в принципе, нет, мы не боимся. Я думаю, что здесь все вопросы решаемы.

Что дальше

Отлично. Тогда на другую тему. Год назад ты говорил про то, что Facebook, Twitter - это не конкуренты, а просто другие площадки. Но при этом ты говорил о том, что будешь думать, как интегрировать их в ЖЖ. И что-то никакой особой интеграции нет, в ленте просто идут те же надоедливые посты "Мои твиты за день".

Мы на самом деле просто до этого пока не дошли. К сожалению, мы не все успели сделать из того, что планировали в этом году. То есть программа, которая была объявлена "планом Дронова" в ноябре прошлого года, отчасти реализована, и отчасти реализованы вещи, которых в ней изначально не было. И рынок, и окружение - все меняется, а уж в Интернете меняется все еще быстрее. Поэтому мы вынуждены лавировать.

Естественно, интеграции с твиттером, фейсбуком и другими соцсетями будут усилены. Что мы планируем, например, с твиттером сделать? Если у пользователя произошел кросспост [записи из ЖЖ в Twitter], после кто-то ему на этот кросспост в твиттере ответил, у него автоматически появится ответ в его комментариях от имени этого Twitter-аккаунта. Вот такая гораздо более тесная интеграция. С Facebook будем больше интегрироваться с точки зрения экспорта наших записей. Не просто чтобы пользователь их там смотрел, а чтобы можно было пользователю фейсбука нормально подписаться на пользователя ЖЖ и сразу видеть его в своем тайм-лайне.

Все это лишний раз доказывает, что мы не видим в соцсетях конкурентов. На самом деле мы рассматриваем Facebook, Twitter и "ВКонтакте" как способ дистрибуции нашего контента. ЖЖ - не социальная сеть. Есть, естественно, некие социальные связи, но мы же медиа в этом ключе, мы как одна большая палатка, в которой ты можешь взять любую газету, какую-то платно, какую-то бесплатно, какая-то раз в неделю выходит, какая-то - каждый день по десять номеров… Поэтому соцсети для нас - это просто способ дистрибуции. Нам выгодно, чтобы они росли, потому что чем больше ими будут пользоваться, тем больше людей придут к нам.

Интеграция, естественно, будет. Мы от нее не отказываемся, она для нас стратегически важна.

Ну раз ты начал про планы, может быть, расскажешь, что следующий год принесет?

Ух... Ну-у... Этот год был, наверное… больше подготовительным. Потому что когда получаешь в свое ведение огромную махину, ты вынужден в течение какого-то времени расхлебывать определенные вещи, которые были сделаны не совсем корректно или просто не вовремя. На самом деле, если бы то, что мы сделали за этот год, было сделано три года назад, то сейчас мы были бы в гораздо лучшем положении, чем сейчас - хотя и сейчас у нас все хорошо.

Соответственно, сейчас у нас уже есть плацдарм, уже оттестированы промо-продукты, что является очень важной стратегической составляющей - и даже не с точки зрения монетизации нами самого ЖЖ, а с точки зрения монетизации блогеров. На самом деле, за монетизацией блогеров лежит огромная идеология, которая базируется на очень простой концепции: если блогер, который публикует свой контент и на этом зарабатывает (даже если он пишет копипасту, но эту копипасту все равно читают и у блогера нет проблем с законом), видит, что у него растет аудитория, и что он зарабатывает больше от того, что у него аудитория выросла, то он начинает писать еще больше. Он для себя это трактует как работу, с помощью которой, если ее делать лучше, он будет больше зарабатывать. В принципе, очень просто, понятный параметр для пользователей.

Понятный, да.

Поэтому история будет продолжена. Пока мы запустили промо только в дневниках, дальше мы запустим их в сообществах, затем дадим возможность использовать инструменты по более тонким настройкам, потом - по более тонкому таргетингу. А, соответственно, для "низов" - в хорошем понимании слова, для тех, кто внизу рейтинга находится, появляется все больше и больше инструментов по продвижению. Это тоже ключевой момент, потому что ты можешь быть семи пядей во лбу и писать сколь угодно крутые тексты, но естественным образом ты будешь раскручиваться при этом три года. А вложив деньги в промо, ты будешь раскручиваться три месяца. Это совершенно разные показатели.

С точки зрения продукта, френдлента будет, наверное, одной из важнейших составляющих в следующем году, потому что в этом году она в публичное использование запущена все-таки не будет, речь не о публичной бете, конечно. Мы получили достаточно большое количество отзывов: если среди них отфильтровать весь мат, то есть и здравые предложения, которые мы при разработке упустили. Впрочем, мы для этого ее и выкладываем публично, чтобы пользователь мог попробовать. Естественно, туда будет включен Friendstimes - сервис, который показывает пользователю посты, в которых каким-нибудь образом отметились его друзья.

Что еще?

Более правильная работа с группами, с репостами, чтобы не получалось так, что все друзья пользователя перепостили одну запись, и у него теперь [вся лента] из этой записи и состоит. В новой френдленте уже нет такой проблемы. Естественно, из нее можно комментировать, сразу добавлять в друзья, тут же добавлять в избранное. Она становится более современной.

Критики будет, конечно, много, но тем не менее это одно из фундаментальных нововведений. Потом переделаем инбокс, то есть личные сообщения, - я бы не сказал, что это такая важная вещь, которая приведет к улучшению технических характеристик, но это сделать надо, он морально устарел сто лет назад. Другой очень важный момент - статистика. У нас в ЖЖ, в принципе, есть много разных пластов пользователей. Есть достаточно много тех, кто пишет для себя и для своих друзей и только он и его друзья читают, - вот это мы не трогаем. Мы будем предлагать много нового тем, кто хотят делать свое медиа: с точки зрения функциональности, аналитики и прочего.

С точки зрения маркетинга: раньше площадка рекламировала ЖЖ, сам продукт, то есть LiveJournal.com. Новая концепция очень проста: мы не рекламируем ЖЖ вообще, мы рекламируем только блогеров, которые есть в этом ЖЖ. И когда рекламную кампанию запустят, именно блогеры будут рекламировать сервис, грубо говоря, "Читай Ксению Собчак онлайн".

Вы не боитесь, что Божена Рынска обидится, что вы рекламируете Собчак и не рекламируете ее?

А мы и Божену будем! Не принципиально. Конечно, часть людей обидится, что продвигают не их, но мы же не можем рекламировать всех. К тому же, нам это еще и выгодно, мы убиваем двух зайцев, потому что у людей возникает ассоциация, что все эти "крутые чуваки" есть в ЖЖ. И второе - маркетинговые деньги мы инвестируем фактически в раскрутку наших же журналов, которые придут читать люди, увеличивая наш трафик, увеличивая наш охват, капитализацию, монетизацию. Поэтому это абсолютно выгодная история для нас.

Ну и, естественно, собственно фундаментальный продукт в начале следующего года - это новая главная страница ЖЖ, то есть переезд livejournal.ru на livejournal.com. Мы их полностью объединяем, это все будет главной страницей livejournal.com, она состоит не только из рейтинга, но вообще из всего, что происходит в ЖЖ. И не только в ЖЖ, но и за его пределами.

Потом, у нас наконец-то в следующем году начнет активно развиваться мобильное направление. Основным пунктом нашей мобильной стратегии на следующий год будут так называемые community readers. То есть ты будешь заходить в iTunes или в Google Play и набирать "Один мой день" и у тебя будет приложение "Один мой день" - скачиваешь на телефон и читаешь это сообщество.

Понятно. Это все про Россию. А что с ЖЖ в других регионах? В Штатах, например?

С точки зрения остальных регионов - совсем недавно была принята концепция, на которой мы настаивали давно, то есть концепция глобального развития ЖЖ. Согласно ей, то, что мы делали в Москве, будет во всем мире. Это, естественно, приведет к революции в определенных регионах, потому что американский сегмент разительно отличается по модели поведения от российского.

Сейчас ЖЖ в США - это в основном персональные дневники, где все общаются только друг с другом. Если даже у кого-то и есть публичные записи, тем, кто приходит и оставляет комментарии типа "Cool. Thank you!", говорят: "О, как ты сюда попал? Ты где? Тут русские набежали!". А наши, еще бывает, приходят и троллить начинают. И уже приходят 100, 200, 1000 человек. И этому бедному американцу, у которого 20 подписчиков, оставляют тысячу комментов, где он сидит и каждому отвечает "We don’t speak Mexican here". Потом дневник свой удаляет, потому что все, у него случился взрыв башки, он не понимает, что произошло.

Естественно, внедрение медийной стратегии развития ЖЖ в Америке приведет к определенной пертурбации пользователей, которые там есть. Мы, в принципе, готовы пойти [на это], будем делать это очень аккуратно. Чтобы максимально не повредить ту сложившуюся инфраструктуру, которая там есть, но на любой войне потери неизбежны в любом случае.

В общем, там тоже назревают значительные перемены. Ой, я даже себе не представляю, что будет, когда мы для всех запустим социальный капитал. В России же мы всех взяли и померили. А что в остальных странах начнется… Но, увы. Иначе никак.

< Назад в рубрику