Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Добро пожаловать в реальность Иванишвили представил правительство грузинской мечты

В понедельник лидер коалиции "Грузинская мечта" Бидзина Иванишвили представил публике новый состав правительства Грузии, которое должно сменить нынешний кабинет министров, после того как ЦИК республики утвердит окончательные итоги выборов и в парламенте будет официально сформировано правящее большинство. В списке представленных министров и вице-премьеров много знаковых для Грузии имен, что, впрочем, не является гарантией успеха.

На память приходят аналогии с событиями на Украине почти восьмилетней давности, когда вышедший из "оранжевой" революции победителем президент Виктор Ющенко начал формирование своей команды. В результате посты в правительстве и силовых структурах были розданы всем, кто хоть мало-мальски засветился на Майдане Незалежности. При этом глава государства постарался соблюсти интересы различных группировок, в результате чего на ключевые должности были назначены люди, друг друга на дух не переносившие, и конфликт двоих из них - Петра Порошенко (Совбез) и Юлии Тимошенко (кабмин) - привел "оранжевую" команду к расколу, от которого она так и не оправилась.

Другое дело, что сравнивать Иванишвили и Ющенко не очень корректно - бывший украинский президент по сути был символом, знаменем, под которым все недовольные Леонидом Кучмой и его протеже Виктором Януковичем вышли "на баррикады". Практическая же ценность Ющенко уже тогда была равна нулю, в отличие от той же Тимошенко или какого-нибудь Давида Жвании. Между тем Иванишвили сам сколотил команду, обеспечил ее собственными средствами и в итоге лично привел к победе на парламентских выборах. Поэтому вряд ли будущему правительству Грузии, если оно все же состоится, грозит участь первого кабинета Тимошенко - возникнуть междоусобице не позволит авторитет партийного лидера.

Ираклий Аласания, Фото (c)AP

Ираклий Аласания, Фото (c)AP

Lenta.ru

Иванишвили не оставил в новом кабинете ни одного человека из действующего правительства Вано Мерабишвили. Тем не менее предложенные кандидатуры по большей части прекрасно знакомы грузинскому обществу. На ключевой пост в правительстве - министра обороны и вице-премьера - выдвинут лидер партии "Наша Грузия - Свободные демократы" Ираклий Аласания. 39-летний политик находится в оппозиции к Михаилу Саакашвили с 2009 года. До этого он был постоянным представителем Грузии в ООН, а также возглавлял правительство Абхазской автономной республики (прогрузинского "правительства Абхазии в изгнании"). У Аласании, выпускника факультета международного права Тбилисского государственного университета, есть опыт руководства силовыми структурами - в 2001 году он наводил порядок в Панкисском ущелье, где осели боевики из Чечни. Военным был и отец Аласании, погибший в 1993-м в ходе так называемой "Сухумской резни", когда абхазами были расстреляны члены прогрузинского правительства республики. Молодость Аласании вряд ли кого-то смутит - проживающий до сих пор во Франции Ираклий Окруашвили возглавил Минобороны Грузии, когда ему был 31 год.

Впрочем, и это не предел - в министры внутренних дел Иванишвили выдвинул одного из лидеров "Грузинской мечты", руководителя фонда Cartu (специализируется на благотворительности и оказании поддержки грузинским спортсменам), 30-летнего Ираклия Гарибашвили. У него за плечами также факультет международных отношений ТГУ плюс парижский университет Paris-I, Pantheon-Sorbonne. Гарибашвили уже заявил, что намерен отделить полицию от политики, и пообещал преступникам "нулевую толерантность" со стороны правоохранительных органов.

Парламентские выборы в Грузии прошли 1 октября. По итогам голосования в законодательное собрание прошли две партии, причем большинство голосов (54,85 процента) набрала оппозиционная коалиция "Грузинская мечта". Правящее "Единое национальное движение" получило 40,43 процента голосов. "Грузинская мечта" получила мандаты в 39 мажоритарных округах, а "Единое национальное движение" - в 34-х. Согласно вступившим в силу поправкам к Конституции, теперь не президент, а парламент должен назначить новый состав кабинета министров и утвердить кандидатуру премьера. Причем после президентских выборов в 2013 году полномочия главы государства еще больше сократятся.

Руководство МИД решено доверить Майе Панджикидзе, имеющей опыт дипломатической работы в качестве посла Грузии в Германии, а затем - в Нидерландах. Панджикидзе была руководителем центрального офиса коалиции "Грузинская мечта" и по совместительству - пресс-секретарем Иванишвили. Когда после оглашения итогов парламентских выборов президент Белоруссии Александр Лукашенко заявил, что настало время возвращать Грузию в СНГ, Панджикидзе сочла эту инициативу "не стоящей внимания". "Европейская интеграция Грузии остается нашей главной, неизменной целью, одной из самых важных на данный момент, заявление президента Беларуси - несерьезное и абсурдное", - подчеркнула будущий руководитель грузинского МИД. О том, как она намерена при этом договариваться с Россией, Панджикидзе пообещала рассказать, когда официально будет утверждена в должности.

Еще одна чрезвычайно важная для Грузии должность - пост министра по реинтеграции, то есть того самого чиновника, который будет контактировать с властями Абхазии и Южной Осетии, - доверена Паате Закареишвили представляющему Республиканскую партию. Правда, как сообщил источник "Коммерсанта" в окружении Иванишвили, скоро министерство обретет старое название - "по урегулированию конфликтов", чтобы не раздражать не очень-то склонных к реинтеграции Сухуми и Цхинвали. В свое время Закареишвили возглавлял правительственную комиссию, занимавшуюся вопросами защиты пленных и поиска без вести пропавших на абхазской войне, а также защитой мирного населения в зоне вооруженного конфликта. По словам политолога Мамуки Арешидзе, в Абхазии обрадовались назначению Закареишвили, поскольку тот имеет множество контактов в отколовшихся от Грузии республиках и пользуется там определенным доверием.

Закареишвили уже пообещал, что будет добиваться смягчения норм, содержащихся в законе "Об оккупированных территориях". По этому документу Южная Осетия и Абхазия признаются исключительно грузинскими территориями, пребывание и ведение экономической деятельности на которых категорически запрещено без согласия Тбилиси. Въезд в республики, согласно закону, также разрешен только с территории Грузии. Именно из-за этого положения граждане РФ, попавшие в Абхазию с российской территории, а впоследствии переместившиеся в Грузию, частенько арестовывались местными властями, что приводило к международным скандалам.

Несмотря на то что, по мнению Закареишвили, "факт оккупации территории Грузии не подлежит сомнению", кандидат в министры полагает, что "санкции необходимо свести к минимуму, так как мы должны максимально способствовать передвижению населения, грузов и иностранцев в зонах конфликта". Причем ранее Закареишвили также выступал за отказ от самого термина "оккупация" и признание Абхазии и Южной Осетии сторонами конфликта - до сих пор эти республики рассматривались в Тбилиси просто как захваченные Россией регионы.

Каха Каладзе. Фото с сайта football.ua

Каха Каладзе. Фото с сайта football.ua

Lenta.ru

Наверное, самое большое количество вопросов вызвала кандидатура на пост вице-премьера и министра регионального развития и инфраструктуры. Эту должность Иванишвили решил доверить известному в прошлом футболисту тбилисского и киевского "Динамо", а также итальянских "Милана" и "Дженоа" Кахе Каладзе. При всем уважении к Каладзе как к спортсмену трудно представить, что один из некогда лучших защитников Европы, не имеющий никакого опыта работы на государственных должностях, вдруг перевоплотится в преуспевающего чиновника. Пожалуй, Каладзе вместе с кандидатом на пост главы МВД Гарибашвили вызывают наибольшие сомнения у экспертов.

С другой стороны, на ряд должностей Иванишвили предложил людей, получивших опыт работы в правительстве еще при Эдуарде Шеварднадзе. Так, в министры здравоохранения выдвинут Амиран Гамкрелидзе, занимавший пост министра труда, здравоохранения и соцзащиты с конца 2001 года до января 2004 года. Министерство сельского хозяйства должен возглавить Давид Кирвалидзе, занимавший эту же должность при Шеварднадзе.

Министерство по вопросам исполнения наказания, пробации и юридической помощи, внимание к работе которого возросло в связи с обнародованием данных о пытках в грузинских тюрьмах, доверили Созару Субари, воевавшему в свое время в Абхазии, а впоследствии избранному народным защитником Грузии. Субари ранее неоднократно обвинял власти Грузии в грубых нарушениях прав человека, а после своего выдвижения пообещал изменить отношение к заключенным. Государство, по его словам, возьмет на себя ответственность за уход за заключенными. "Главной заботой сегодня будет то, что того постыдного первого места, которое мы занимаем по уровню смертности заключенных, больше не будет, а также не будет тех драконовских наказаний, которые у нас существуют", - заявил Субари.

Помимо кандидатов в министры, Иванишвили накануне назвал имена претендентов еще на две не самые последние должности в республике. Так, на посту главного прокурора лидер "Грузинской мечты" видит Ирчила Кбилашвили, адвоката, ранее неоднократно защищавшего интересы Иванишвили, в том числе и в деле о грузинском гражданстве миллиардера. Кбилашвили, в свою очередь, пообещал, что в качестве главного прокурора вернется к расследованию гибели в 2005 году Зураба Жвании - бывшего премьер-министра и соратника Саакашвили. По официальной версии, Жвания в результате несчастного случая отравился угарным газом, хотя недоброжелатели Саакашвили утверждали, что это было убийство, и указывали непосредственно на президента как на заказчика.

И, наконец, Иванишвили уже нашел кандидатуру на пост президента республики, которым, по мнению миллиардера, может стать Вахтанг Хмаладзе - один из главных авторов Конституции Грузии 1995 года и, что логично, давний сторонник сокращения полномочий главы государства в пользу парламента и правительства. Хотя, кто бы ни был избран главой государства на следующих президентских выборах, которые пройдут в Грузии осенью будущего года, помешать правящей коалиции управлять страной он вряд ли сможет. Поэтому единственная угроза для "Грузинской мечты" кроется, опять-таки, в ней самой.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше