Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Дошло "Почта России" вроде бы начала меняться

Государственные монополии России, за 20 с лишним лет капитализма так и не сумевшие превратиться в цивилизованных игроков рынка, - одна из "витрин" российской экономики. На этой витрине грязно, стоят ободранные манекены, одежду на которых поела моль, а в сам магазин нельзя попасть из-за обеденного перерыва. Но даже из такой компании "Почта России" выделяется своей аморфностью.

Можно долго спорить о том, как именно нужно реформировать наследство СССР, но очевидно, что без реформ, без рыночных механизмов или конкуренции, ни одна структура работать нормально не сможет. В различных российских монополиях это поняли не сразу, из-за чего изменения в них затянулись. Особенно это видно по тем компаниям, которые работают на потребительском рынке – с их товарами и услугами приходится сталкиваться буквально каждому россиянину.

В Сбербанке, например, начали активно меняться только с середины 2000-х годов, когда в финансовую организацию пришел Герман Греф. Его знаменитые - применительно к Сбербанку - слова о том, что надо "заставить слона танцевать", пока так и не воплотились в жизнь до конца, но все-таки несколько сложных па банк разучил. В его офисах стали отменять обеденные перерывы и ввели электронные очереди, а сами офисы были перестроены, став просторнее и светлее. Кроме того, их, по крайней мере в крупных городах, стало больше, и они стали заметнее.

В "Российских железных дорогах", активно сопротивляющихся приватизации, ситуация сложнее. В сентябре выяснилось, что средняя скорость грузовых поездов монополии не превышает 10 километров в час. С пассажирскими ситуация получше, но ни о какой сети железных дорог, которой было бы пользоваться удобнее, чем самолетами, речи не идет.

У РЖД остаются убыточные (а потому и не обновляющиеся) электрички, грязные мрачные вокзалы, огромные очереди у касс. Но все же монополия не стоит на месте – особенно это видно по пригородным поездам в Подмосковье, которые, в отличие от электричек в регионах, становятся похожи на поезда в Европе. В РЖД с грехом пополам ввели систему покупки билетов в интернете, а лицом компании стали "Сапсаны". Пусть их мало, пусть ходят они только из Москвы в Санкт-Петербург и в Нижний Новгород, но все-таки они есть.

И только в "Почте России", как это кажется со стороны, не происходит ничего – у нее нет даже своих "Сапсанов". Если выражаться языком Германа Грефа, то этого слона надо учить не танцевать – было бы хорошо, если бы он просто более или менее сносно ходил.

Почему так?

"Почта России" столкнулась за последние годы со вполне объективными сложностями – в кризисе находятся почтовые сервисы многих стран мира. Люди в 2000-е окончательно перестали писать друг другу письма, им стало удобнее читать газету в интернете, а не за утренним чаем, многие официальные документы теперь пересылаются по Сети.

Другая объективная сложность – большое количество неприбыльных отделений. Десятки тысяч отделений предприятия раскиданы по всей огромной стране, но некоторые из них не приносят даже таких доходов, на которые можно было бы прокормить обслуживающих их работников. По словам гендиректора "Почты" Александра Киселева, эти отделения каждый год приносят убытки на четыре миллиарда рублей.

Генеральный директор ФГУП "Почта России" Александр Киселев. Фото РИА Новости, Михаил Фомичев

Генеральный директор ФГУП "Почта России" Александр Киселев. Фото РИА Новости, Михаил Фомичев

Lenta.ru

Закрыть убыточные пункты нельзя, иначе некому будет доставлять в села и деревни пенсии. Кроме того, письма – все еще едва ли не единственное средство связи деревенских жителей с родственниками и друзьями: мобильная связь распространена еще не везде, что уж говорить об интернете. Эти отделения у "Почты" похожи на убыточные электрички РЖД – и ни та, ни другая компании не знают, что с ними делать.

Впрочем, у изменений последних лет есть не только отрицательные стороны. Количество отправлений посылок растет год от года впечатляющими темпами – люди стали больше, чем когда-либо, получать товары по почте из-за популярности интернет-магазинов. Многие национальные операторы эту тенденцию приметили еще в начале 2000-х годов и стали создавать крупные логистические центры.
Большое количество маленьких отделений в регионах они тоже смогли повернуть себе во благо, создавая в них банковские филиалы. В итоге в Германии, Италии, Японии и других странах почтовые банки стали одними из самых популярных у населения – в них в общей сложности размещены вклады едва ли не на сотни миллиардов долларов.

Потеря времени

В России реформ в почтовой отрасли почти не проводилось, хотя говорилось о них довольного много. Само ФГУП "Почта России" было образовано 10 лет назад – в 2002 году предприятие объединило разрозненные региональные почтовые службы, введены единые стандарты учета. Следующим шагом могло бы стать акционирование "Почты" - за 2000-е крупных ФГУПов в стране практически не осталось, все они стали ЗАО и ОАО. После этого можно было думать о размещении части акций на бирже или продаже пакета ценных бумаг инвестору с опытом работы с монополиями. Там, глядишь, дело бы дошло и до допуска к почтовым услугам более широкого круга компаний.

Пока, однако, не сделан и первый шаг. Чтобы акционировать "Почту", нужно изменить закон "О почтовой связи". Изменения в него готовились все последние годы, но на какой стадии законопроект сейчас, неясно. По последним данным, он должен быть внесен в Госдуму в ходе осенней сессии, но когда депутаты будут его рассматривать – неизвестно.

Такая же неясность и с созданием Почтового банка. Вдохновившись примерами западных стран, ВЭБ с подконтрольным ему Связь-Банком и "Почта России" стали еще в 2009 году думать, как бы и им на базе отделений ФГУПа создать кредитную организацию. Много собственных средств государственные предприятия решили не тратить – основные затраты должны были лечь на частных участников проекта, которым решили отдать до четверти Почтового банка.

За три года, что эта идея обсуждается чиновниками, проект стал долгостроем - оценка "Почты России" показала, что ее активы могут стоить гораздо больше, чем планировалось, а значит, доля потенциальных инвесторов в Почтовом банке должна быть сокращена. На этом переговоры застопорились, а создавать финансовую организацию своими силами ВЭБ и "Почта России" не хотят. Кроме того, для участия в банке "Почте" необходимо пройти все то же акционирование, так что даже если проект и сдвинется с мертвой точки, то далеко не сразу.

Надежда на реформы

В правительстве Дмитрия Медведева еще в мае заявили, что проблема почты – одна из самых острых, и решать ее надо быстро. Каких-то кардинальных шагов чиновники пока не приняли - ну разве что вице-премьер Аркадий Дворкович дал почте два года на ускорение сроков доставки.

При этом сама "Почта России" неожиданно активизировалась. Так, в июле стало известно, что ФГУП провело внутреннюю проверку подрядчиков и выявило многочисленные нарушения по срокам доставки почты. В итоге от части подрядчиков "Почта" отказалась, а материалы проверки отправила в полицию, которая обещала с нарушениями разобраться.

В сентябре "Почта России" вступила в полемику со Счетной палатой, которая обвинила ФГУП в неэффективности, опубликовав на сайте специальное обращение Александра Киселева – раньше такой прыти от "Почты" было не дождаться.

Наконец, тогда же, в сентябре, "Почта" провела переговоры с Fitch Ratings и получила первый кредитный рейтинг от международного агентства. Обычно рейтинги присваиваются компаниям или целым странам, но тут было сделано исключение – рейтинг получило ФГУП. В Fitch решили, что "Почта России" достойна рейтинга "ВВВ", точно такого же, как и суверенный рейтинг страны. Таким образом, "Почта" официально стала относительно благонадежным заемщиком – это даст ей возможность привлекать кредиты по выгодным ставкам.

К чему приведет активность "Почты России" и насколько правительство страны действительно хочет реформирования ФГУПа, пока неизвестно. Не исключено, что пока идут аппаратные игры – уже в мае по рынку ходили слухи, что Киселева могут уволить. На его место уже прочили бывшего главу "Связьинвеста" Вадима Семенова – еще одной монополии, которая не реформировалась с десяток лет, и только после такого длительного простоя ее активы стали переходить "Ростелекому". Если дело действительно только в смене руководства, то тогда реформу "Почты России" можно скоро не ждать – в конце концов, ФГУП денег у государства если и просит, то немного, и год от года приносит прибыль: ситуация вполне комфортная, и может длиться много лет.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше