Культура
16:50, 26 сентября 2012

Ученик чародея "Мастерская Петра Фоменко" выбрала нового худрука

Художественным руководителем московского театра "Мастерская П. Фоменко", 9 августа лишившегося своего основателя Петра Наумовича Фоменко, станет режиссер Евгений Каменькович. Его кандидатуру выдвинула труппа - теперь выбор артистов должен утвердить столичный департамент культуры. Глава ведомства Сергей Капков уже пообещал, что одобрит любого режиссера, предложенного коллективом.

Избрание Каменьковича было делом предрешенным. В течение многих лет, с 1983 года, он работал рядом с Фоменко - вначале в ГИТИСе как педагог на его курсе, потом как режиссер в "Мастерской", разделял его взгляды на театральное искусство и театральную педагогику. Вместе с Фоменко они вырастили в стенах ГИТИСа несколько поколений артистов и режиссеров, большинство из которых и составляет теперь труппу театра.

С "фоменками" Каменькович поставил около 15 спектаклей. В афише театра сегодня: "Дом, где разбиваются сердца" по пьесе Бернарда Шоу, "Самое важное" по роману Шишкина "Венерин волос", "Улисс" по Джойсу и другие спектакли. Теперь к череде этих сложных для театра текстов, с которыми Каменькович умеет справляться как никто другой, добавился и "Дар" по роману Владимира Набокова. Его премьерой недавно открылся 20-ый сезон "Мастерской", первый сезон, который этой большой, осиротевшей театральной семье предстоит прожить без своего Мастера. Театр переходит теперь "по наследству" в руки законного преемника, и за тем, как Евгению Каменьковичу удастся двигаться вперед и развиваться, сберегая дух "Мастерской", зритель явно будет следить с неравнодушным вниманием.

Сцена из спектакля "Дар" режиссера Евгения Каменьковича. Фото Сергея Петрова для "Ленты.ру"
Открыть фотогалерею "В дар от Набокова"
Lenta.ru

Евгений Борисович Каменькович, заслуженный деятель искусств России, профессор РАТИ (ГИТИС) родился 9 ноября 1954 года в Киеве в семье режиссера и хореографа Бориса Каменьковича и режиссера оперного театра Ирины Молостовой. В 1972 году он приехал в Москву учиться на режиссера, окончил вначале актерский курс и лишь потом получил профессию, о которой мечтал. Его учителем был выдающийся режиссер Андрей Гончаров, в свое время бывший учителем и самого Фоменко.

Не переставая преподавать на курсе у Петра Фоменко, а с 1992-го года работая в "Мастерской", Каменькович много ставил в самых разных московских и зарубежных театрах. В театре Маяковского - "Волшебный сон" Юлия Кима (1987), "Молодые годы Людовика XIV" Дюма - в театре Сатиры (1993), "Любовные письма" Гурнея (2000) и "Затоваренную бочкотару" Василия Аксенова (2007) в театре под руководством Олега Табакова. В Студии театрального искусства Сергея Женовача он сделал "Marienbad" по Шолом-Алейхему (2005), в МХТ - "Белого кролика" Мэри Чейз (2008), в "Современнике" - "Горбунова и Горчакова" по поэме Иосифа Бродского (2011).

Но родным домом для Евгения Каменьковича всегда оставался маленький гитисовский зальчик. В начале 90-х попасть туда на студенческий спектакль курса Фоменко в постановке Каменьковича - "Двенадцатую ночь" по Шекспиру - было подчас невозможно. Тогда Москва только начинала узнавать имена юных актрис Полины и Ксении Кутеповых, Галины Тюниной и Мадлен Джабраиловой, привыкать к их неповторимым интонациям, любоваться их грациозностью. Только-только стало входить в обиход их ласковое прозвище "фоменки". Эти легкие, очаровательные, по-студенчески неприхотливые спектакли (например, "Как важно быть серьезным" по Оскару Уайльду) вошли и в афишу театра "Мастерская Петра Фоменко", родившегося в 1993 году, заставив говорить о нем как о театре с ярко выраженным "женским акцентом".

Сегодня Каменькович посерьезнел, у него обнаружился вкус к сложной интеллектуальной литературе. Это совершенно не означает, что он перебрался из репетиционного зала в кабинет, нет, просто он считает, что нынешнее время требует от театра большей интеллектуальности, чем раньше. В целом Каменькович по-прежнему верит в стихию игры, которой присягал на верность в прежние годы. Его излюбленным методом ведения репетиций и обучения студентов актерской профессии, как и ранее, остается импровизация. "Я убежден, что форма должна рождаться изнутри репетиций спектакля", - говорил Каменькович в одном из интервью. И это доверие к актерской фантазии в сочетании с музыкально выверенной формой спектакля - черта, особенно сближающая его с Фоменко.

Впрочем, как и приверженность театру высокого слова, чуждого злобе дня. Вслед за Фоменко Каменькович упрямо держит оборону против наступающей визуальности и уклоняется от высказываний на политическую тему. Даже самые продвинутые критики легко прощали Петру Наумовичу и некую старомодность вкусов, и некий консерватизм, в котором он полушутливо каялся: "Мы представляем собой нафталинный театр, приходится это признать". А его преемнику, похоже, не спустят. В ситуации, когда театральное сообщество все резче раскалывается на "старых" и "новых", Каменьковичу с его богатым наследством будет непросто.

Пока же с благословения Фоменко, успевшего посмотреть предпремьерные репетиции, в "Мастерской" выпустили набоковский "Дар". Каменькович выступил тут не только в роли режиссера, но и смелого инсценировщика. Нужно быть очень бесстрашным, чтобы подступиться к тонкой вязи набоковского текста с театральной отмычкой. Каменькович рискнул и извлек оттуда самые яркие эпизоды: несколько пародийных гротескных сцен, пару картин былого семейного счастья, возникающих в памяти неприкаянного юноши-эмигранта, желчную зарисовку из жизни нелюбимых Набоковым немцев, две упоительные, призрачные беседы о литературе и сцену творческих мук полунищего поэта Годунова-Чердынцева (в исполнении Федора Малышева).

Театральный язык "Мастерской" устроен гораздо проще сверхчувствительного набоковского глаза. К крайне субъективным, трудно уловимым оттенкам ощущений писателя язык сцены, по крайней мере этой, не восприимчив. Так, самое важное для Набокова из спектакля выпадает, как выпадает и целая глава - сочиненная главным героем книга "Жизнь Н.Г. Чернышевского". В антракте ее можно приобрести отдельной брошюркой - она же является программкой спектакля. Тем не менее постановка выстраивается вокруг прекрасного набоковского слова: слова сочиняют, о словах рассуждают, через слова характеризуют персонажей - поэтов, пошляков, политиканов, самых близких, к словам, написанным на бумаге, даже принюхиваются.

Смотреть и слушать это захватывающе интересно и порой смешно. Спектакль "Мастерской" - признание в любви русской литературе, безграничным возможностям и выразительной силе русского слова. Сегодня, когда слово все больше уходит из нашей жизни, театр Фоменко лишний раз заявляет о своей верности традициям. На том стоят и не могут иначе.

< Назад в рубрику