Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Совещание средней тяжести На главу спецназа МВД завели дело об избиении коллег

17 сентября Следственный комитет объявил о возбуждении уголовного дела в отношении главы центра специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД РФ, генерал-майора Александра Иванина. По версии следствия, Иванин на корпоративном мероприятии нанес телесные повреждения командирам двух подразделений спецназа.

Александр Иванин начал службу в ОМОН ГУВД по Московской области и дослужился до должности его командира. В 2006 году на базе подмосковного ОМОНа был создан отряд особого назначения "Зубр". Иванин возглавил этот отряд. "Зубр" базируется в подмосковном городе Щелково-7, в его состав входят примерно 2,5 тысячи человек. Сотрудники отряда регулярно выезжают в командировки на Северный Кавказ. Более 500 бойцов "Зубра" награждены высшими государственными наградами, двое посмертно удостоены звания Героя России, 95 человек являются кавалерами ордена Мужества. Сам Иванин тоже не раз бывал в "горячих точках". Он награжден тремя орденами Мужества и орденом "За личное мужество".

В 2011 году в рамках реформы МВД был создан единый орган управления полицейским спецназом - центр специального назначения сил оперативного реагирования и авиации МВД. Иванин недолго побыл первым заместителем главы центра, а в июне 2011 года был назначен его руководителем. В подчинении центра, помимо "Зубра", находятся отряд специального назначения "Рысь" и авиационный отряд специального назначения "Ястреб".

В 2010 году, еще будучи командиром "Зубра", Иванин стал фигурантом скандала. Журнал The New Times решил провести расследование подковерной жизни московского и подмосковного ОМОНа. Сначала редакция взялась за Москву и опубликовала статью о том, что сотрудников ОМОН ГУВД Москвы заставляют слишком много работать, лишают премий за малое число задержанных и даже заставляют обеспечивать охрану ворам в законе. Информацию журналистам предоставили несколько уволенных спецназовцев. В МВД заявили, что эти сотрудники являются фигурантами дела о грабеже. Глава ОМОН ГУВД Москвы Вячеслав Хаустов прокомментировал статью словами: "Если уж завелась крыса, то она завелась". Впрочем, впоследствии экс-спецназовцы, которых The New Times называл своими источниками, вообще отказались подтвердить свое участие в подготовке материала.

А через месяц в The New Times появилась вторая статья - на этот раз посвященная подмосковному "Зубру". Собеседницей журналистов стала бывший кинолог отряда Лариса Крепкова, уволенная в 2008 году и после этого устроившаяся работать (и жить) консьержкой в многоквартирный дом. Крепкова заявила, что бойцы "Зубра" якобы регулярно вылавливали на нелегальной "бирже труда" возле Ярославского шоссе гастарбайтеров, которых затем заставляли бесплатно работать на базе отряда. Кинолог не стеснялась в выражениях и называла мигрантов не иначе как "чурками". Она заявила, что рабочие по такой схеме добывались не только для базы "Зубра", но и для дачи тогдашнего замглавы МВД Михаила Суходольского. Впрочем, эту часть рассказа журналисты сильно раздули. Оригинал интервью звучал так:

- Я и у Суходольского чурку видела...
- У замминистра МВД, генерал-полковника Суходольского?
- Я видела их у него два раза, когда ездила. Дача находится за Фрязино у него.

Из этого можно сделать вывод, что Крепкова дважды видела на даче замминистра одного мигранта (максимум - двух или трех), причем неясно - привезли этих людей насильно, наняли за деньги или они вообще проходили мимо. Однако многие СМИ в последующих перепечатках утверждали, что "бойцы спецназа регулярно возили десятки гастарбайтеров на дачу Суходольского".

Через месяц после публикации статьи Иванин подал в суд иск о клевете. Глава "Зубра" заявил, что Крепкова была хорошим специалистом, но не выдержала напряженной работы в элитном отряде. "Неоднократно данная сотрудница появлялась на службе в состоянии алкогольного опьянения и, более того, несколько раз была замечена в употреблении спиртных напитков в рабочее время. По этим фактам проводились служебные проверки и есть подтверждающие материалы", - рассказал он.

Сама Крепкова утверждала, что ее уволили за попытку защитить молодого кинолога, избитого заместителем начальника инженерного отдела "Зубра". По ее словам, в приказе об увольнении сначала была обозначена причина "по собственному желанию", но затем ее заменили на формулировку "по болезни". Болезнь у кинолога действительно присутствовала - по версии прокурора, озвученной на процессе о клевете, Крепкова страдала шизофренией и некоторое время находилась на лечении в больнице. По версии защиты, диагноз звучал иначе - "астенический невроз, последствия ишемического инсульта в височной доле правой гемисферы".

Так или иначе, в сентябре 2011 года суд назначил Крепковой психиатрическую экспертизу. Если бы по результатам экспертизы кинолога признали невменяемой, она могла бы фактически избежать наказания (но The New Times попал бы в довольно неловкое положение). Адвокат Марина Андреева (в других процессах процессах представлявшая интересы журнала) возражала против обследования. "Это возвращение к карательной психиатрии советских времен. Расправа. Прошу внести это в протокол", - заявила она.

Впрочем, впоследствии СМИ ничего не сообщали об исходе дела в целом, и о результатах экспертизы в частности. Дело понемногу забылось, и фамилия Иванина перестала упоминаться в СМИ. (А вот московский ОМОН "свой" суд выиграл - The New Times еще осенью 2010 года обязали опровергнуть изложенную в первой статье информацию). Любопытно, что уже в октябре 2011 года Крепкова выступила с комментарием в статье "Комсомольской правды", посвященной бойцовским собакам. В материале она была представлена как "сотрудник кинологической службы московского ОМОНа". Действительно ли специалиста, судившегося с главой подмосковного ОМОНа, приняли на работу в ОМОН московский, или в статье допущена неточность - так и осталось загадкой.

А в мае 2012 года депутат Госдумы Александр Хинштейн опубликовал в "Московском комсомольце" статью, из которой можно сделать вывод, что Иванин и сам на короткой ноге с алкоголем. Хинштейн утверждал, что знает главу полицейского спецназа лично и признает его боевые заслуги. Однако у Иванина якобы есть один серьезный недостаток: выпив, генерал перестает себя контролировать. По утверждению депутата, однажды Иванин даже устроил стрельбу на базе "Зубра", но дело удалось замять. А в апреле 2012 года, как стало известно Хинштейну из собственных источников, Иванин снова оказался замешан в некрасивой истории. Личное знакомство и уважение к заслугам не помешало депутату использовать эту историю в качестве иллюстрации к статье о провале реформы МВД.

Упомянутый инцидент произошел на трехдневном Всероссийском совещании командиров спецподразделений МВД. Мероприятие проходило на базе отдыха "Селен" в городе Верхняя Пышма Свердловской области. Совещание открывал лично глава МВД Рашид Нургалиев (который, кстати, был отправлен в отставку через месяц после совещания и через две недели после публикации статьи Хинштейна). Журналистов на мероприятие не пустили, сославшись на секретность обсуждаемых вопросов и скромность участников совещания. "Эти сотрудники делами, а не дешевым пиаром доказывают свою работу. Уважая их, учитывая, что многие из них просто не могут показать свои лица средствам массовой информации, министр принял решение о таком закрытом режиме данного мероприятия", - заявил начальник ГУ МВД России по Свердловской области Михаил Бородин.

По сведениям Хинштейна, "невозможность показать лица" объясняется очень просто - совещание по сути превратилось в беспробудную пьянку. Иванин, зная об особенностях своего характера, долго отказывался пить. Но 24 апреля у кого-то из участников совещания был день рождения, и главу спецназа МВД уговорили выпить несколько рюмок в честь этого события. В результате тем же вечером Иванин избил двух человек - командира ОМОН МВД Новокузнецка Сергея Павловского и заместителя командира СОБР МВД Тувы Алексея Уварова. У Павловского впоследствии диагностировали сотрясение мозга, а у Уварова - закрытый перелом ноги со смещением.

Как утверждали собеседники депутата, Иванин был отправлен на больничный с рекомендацией уволиться по болезни - в точности, как Крепкова. В ответ бойцы "Зубра" направили в Госдуму коллективное обращение с просьбой не увольнять командира. Любопытно, что Хинштейн, сообщив об этом в своем микроблоге, пояснил, что Иванина "увольняют за якобы пьяный дебош". Осталось неясным, почему депутат, за неделю до этого уверенно и с апломбом разоблачавший генерала в статье в "МК", теперь вдруг решил использовать слово "якобы".

Долгое время на утверждения Хинштейна не было никакой официальной реакции. Информация не подтверждалась и не опровергалась. И лишь 17 сентября Следственный комитет РФ объявил, что в отношении Иванина возбуждено дело об умышленном причинении легкого и среднего вреда здоровью из хулиганских побуждений. Тут же ожил и пресс-центр МВД - ведомство пообещало, что в ближайшее время проштрафившегося генерала уволят. Возможно, высшее руководство решило, что если за пять месяцев Иванин не использовал данный ему шанс уйти в отставку "по-хорошему" - значит, ему надо "помочь".

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше