Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

О людях и льдах У берегов Гренландии обнаружено судно - покоритель Южного полюса

В середине лета 2012 года у берегов Гренландии были обнаружены останки "Терра Нова": судна, на котором британец Роберт Скотт сто с небольшим лет назад отправился покорять Южный полюс. Возможно, эта находка всколыхнет новую волну интереса к истории гонки за достижение одного из самых труднодоступных мест земли - гонки, которая закончилась для Скотта трагически.

В начале XX века на карте мира оставалось только два обширных белых пятна - рядом с Южным и рядом с Северным полюсами. Их покорением должна была закончиться эра Великих географических открытий - дальше для путешественников оставался только один путь - наверх, в космос.

Казалось, что право стереть последние белые пятна на карте мира по умолчанию должно было достаться Великобритании - сверхдержаве XIX века, чьи судна и корабли ходили по всему миру - от Индии до Северной Америки. Только у британцев были деньги, достаточные для формирования дорогостоящих экспедиций, только у них офицеры флота готовы были выполнять и исследовательские задачи. Да и по влиятельности с Королевским географическим обществом Великобритании не могла сравниться ни одна подобная институция в мире.

Тем не менее, в конце XIX-го - начале XX века выяснилось, что притязания на славу последних первопроходцев в мировой истории есть и у многих других государств. Антарктические и арктические экспедиции в то время начали устраивать едва ли не все уважающие себя страны, имеющие выход к морю - и Италия, и Российская империя (по большей части, неудачные), и даже совсем уж экзотическая Япония. И все же главными конкурентами британцев на море оказались не они, а еще не так давно бывшие британской колонией США с одной стороны и Норвегия, только в 1905 году появившаяся на карте мира как отдельное государство, - с другой.

Роберт Скотт в 1912 году. Фото из архива ИТАР ТАСС

Роберт Скотт в 1912 году. Фото из архива ИТАР ТАСС

Lenta.ru

Норвежцы начали активно изучать северные воды еще в конце XIX века, а во время экспедиции 1893-1896 годов Фритьоф Нансен совершил революцию в деле покорения Северного полюса: он позволил своему кораблю "Фрам" вмерзнуть в лед и подчинить движение течениям. В результате Нансену удалось достичь отметки в 86 градусов и 13 минут - к сожалению норвежца, околополярные течения не проходили через "нулевую точку", а для длинного санного похода у него не было ресурсов.

Тем не менее, экспедиция Нансена показала, что путь к Северному полюсу открыт, и уже через 12-13 лет после окончания его экспедиции он был действительно покорен: то ли американцем Робертом Пири, то ли его соотечественником Фредериком Куком (споры на этот счет не утихают до сих пор, соответственно, неизвестна и точная дата его открытия).

Если выход к Северному полюсу Королевское географическое общество проспало (его руководитель Клемент Маркэм, участвовавший в британской арктической экспедиции 1875-1876 годов был уверен, что "нулевая точка" просто недостижима), то покорение Южного полюса было британцами практически монополизировано. Во время национальной антарктической экспедиции 1901-1904 годов именно офицерам британского флота удалось достичь отметки 82'11 градуса южной широты, а в 1909 году Эрнест Шеклтон, поначалу коллега, а затем соперник Роберта Скотта, не дошел до полюса всего 180 километров, остановившись около 88'23 градуса.

Гонка за полюс

Следующая экспедиция - путешествие Роберта Скотта на "Терра Нова" - должна была закрепить за Великобританией открытие Южного полюса. Уже направляясь на юг, Скотт узнал, что у него будет соперник: норвежец Руаль Амундсен на нансеновском "Фраме" втайне ото всех отправился на покорение Южного полюса. Амундсен, опасаясь общественного порицания и, как следствие, потери финансирования, обставил все дело так, что даже большая часть его команды полагала, что "Фрам" пойдет к Северному полюсу.

В итоге именно Амундсен и победил в гонке за полюс, опередив Скотта более чем на месяц - норвежец смог прийти к точке назначения 14 декабря 1911 года, британец - уже в январе 1912-го. При этом Амундсен и его команда вернулись к себе на корабль без потерь (если не считать собак), а вот "Терра Нова" своего капитана и нескольких его помощников не дождалась: на обратном пути Скотт замерз, страдая от недоедания, цинги и истощения.

Ученые до сих пор спорят о том, виноват ли Амундсен в гибели экспедиции Скотта: норвежский флаг на полюсе нанес по британцам страшный психологический удар, от которого недалеко и до апатии, самоубийственной в условиях Антарктики. Однако даже если Амундсен и провинился перед британцами, то уж точно не больше, чем они сами - Скотт по ходу экспедиции сам допустил несколько "роковых" ошибок.

Например, британец сделал ставку на механизированные сани и пони в качестве тягловой силы, но ни те, ни другие надежд не оправдали - сани оказались неадаптированными к особенностям снега и льда в Антарктике, а пони своими копытами проваливались в снег и практически не могли передвигаться. В результате Скотту и его команде пришлось застрелить пони и тянуть сани на себе. Амундсен же использовал для экспедиции собак, прекрасно справившихся с холодами - они позволили норвежцам делать по несколько десятков километров в день даже при плохой погоде.

Руаль Амундсен в 1909 году. Фото из архива <a href=http://www.photolib.noaa.gov/ target=_blank>The NOAA Photo Library</a>

Руаль Амундсен в 1909 году. Фото из архива The NOAA Photo Library

Lenta.ru

Кроме того, Амундсен, в отличие от Скотта, был искусным лыжником, а его система складов с запасами оказалась намного эффективнее британской: норвежцы во время экспедиции практически не болели, а вот Скотт и его команда сразу стали недоедать, что стало причиной истощения и цинги. Снаряжение норвежцев также оказалось лучше: оно было и легче, и надежнее, и теплее, чем у британцев.

И все же Скотт вошел в историю Великих географических открытий, потому что сложно придумать образ благороднее и романтичнее, а судьбу - трагичнее, чем у британца. Скотт стал олицетворением мужества и выдержки, на которую способен человек. Его путешествие - это памятник человеческим возможностям: идти сотни километров по ледяной пустыне, впрягшись в сани и постоянно недоедая, в любую стужу и ветер, идти, несмотря на поражение в деле всей своей жизни, идти и не дойти до лагеря с запасами всего около 17 километров - готовый сюжет для книги или фильма про героя-неудачника.

Скотт стал одной из последних знаменитых жертв, на которые человечество пошло ради освоения земли - уже в 20-х - 30-х годах XX века столь длительные и изнурительные путешествия не понадобились бы. Саня Григорьев из "Двух капитанов" Каверина, размышляя об Амундсене, сожалеет, что у путешественника не было самолетов: с ними покорить полюс можно за несколько часов. Скотт же остался со стихией один на один, и от этого его история кажется еще героичнее.

В Великобритании Скотт воспринимается не так, как во всем мире. Для британцев он еще и национальный герой, а его поход - это памятник не только человеческим возможностям, но и отдельно викторианской эпохе с ее убежденностью в безграничных силах подданных Империи, которые умирают, но выполняют свой долг. На последнем письме Скотта (он не прекращал писать до самой смерти) супруге Кэтлин Брюс написано: "Моей жене", а потом переправлено на "Моей вдове" - только истинный джентльмен мог бы всего в нескольких словах выразить свое отчаяние и безысходность.

Такие разные судьбы

В каком-то смысле истории "Терры Новы" и "Фрама" повторяют истории их владельцев: на базе норвежского судна создан один из главных музеев Осло, британское - лежит на дне океана.

Так было далеко не всегда: "Фрам" начал разрушаться практически сразу после экспедиции Амудсена, тем более что сам норвежец решил строить новое судно - "Мод", на которое ему было разрешено взять все необходимое оборудование с "Фрама". В итоге долгое время "Фрам" стоял, никому не нужный, пока в середине 1920-х годов не был сформирован Комитет по спасению "Фрама".

Если норвежское судно изначально строилось для полярных экспедиций, то трехмачтовый барк "Терра нова" до путешествия на юг занимался китобойным промыслом и добычей тюленей. Сразу же после возвращения в Великобританию без своего капитана в 1913 году (видео этого события можно посмотреть тут) он вернулся к своим прямым обязанностям, а через пять лет стал простым транспортником и перевозил уголь в северных широтах.

В 1943 году, через 30 лет после возвращения из Антарктики, "Терра Нова" затонула в другом конце света - у берегов Гренландии. Экипаж судна был спасен, а вот "Терра Нова" ушла под воду.

В годы Второй мировой Великобритании было не до обнаружения затонувшего судна, а потом о нем как-то забыли. Район, в котором затонул корабль, был известен, но снаряжение экспедиции для его поисков требовало научного обоснования, а с ним как раз могли возникнуть сложности: за 30 лет тяжелой работы на нем вряд ли что осталось от экспедиции Скотта.

Из-за этого "Терру Нову" нашли во многом благодаря случаю: для тестирования оборудования в 2012 году американские исследователи выбрали именно район, где затонуло судно. Оборудование в итоге и помогло найти "Терру Нову" - во всяком случае, по видеозаписи нет сомнений в том, что это именно корабль, а его длина составляет ровно столько же, сколько и "Терры Новы".

Пока непонятно, будут ли доставать судно со дна и сможет ли дать такое затратное мероприятие отдачу в виде новых научных открытий или создания нового музея. Тем не менее, если кто-нибудь все же решится на подъем судна, к последним годам эпохи Великих географических открытий вновь будет приковано общественное внимание, а достижения Роберта Скотта и Руаля Амундсена в очередной раз будут переосмыслены.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше