Культура
23:18, 20 июня 2012

Опасное время В прокат выходит "Королевство полной луны" Уэса Андерсона

21 июня в Российский прокат выходит новый фильм Уэса Андерсона "Королевство полной луны". Картина будет также демонстрироваться на ММКФ в рамках программы "8 1/2 фильмов". "Королевство" - это седьмая полнометражная работа Андерсона, а также второй фильм, при работе над сценарием которого соавтором Уэса являлся Роман Коппола (первым их совместным произведением стал вышедший в 2007 году "Поезд на Дарджилинг").

В предыдущих фильмах Андерсона персонажи, в частности, спускались под воду и путешествовали по Индии. По сравнению с ними, "Королевство полной луны" - история крайне лаконичная. События разворачиваются на 25-километровом острове где-то на северо-востоке США в середине 1960-х. Главные действующие лица - 12-летние дети. Сэм - сирота, "хаки-скаут", носящий на лацкане своей скаутской куртки мамину брошь.Сьюзи - старший ребенок четы юристов; у нее есть три брата, она не ладит с родственниками и одноклассниками и вроде бы мечтает стать сиротой. Однажды дети вместе совершают побег. Мальчик берет с собой трубку, палатку и ружье, девочка - стыренные из библиотеки книги, проигрыватель и кошку.

Немногочисленное население острова, включая вожатого бойскаутов, родителей Сьюзи и единственного имеющегося на этом клочке суши полицейского, становится на уши. В том числе это обусловлено тем, что погода стремительно портится и, кажется, вот-вот случится новый всемирный потоп. Дети между тем бродят по индейским тропам, танцуют на пустынном пляже, ловят рыбу и признаются друг другу в любви.

Кадр из "Королевства полной луны"
Lenta.ru

При всей своей простоте новый фильм Андерсона хорош настолько, что про него довольно трудно писать. Можно, конечно, хвалить картину, основываясь на каких-то внешних признаках. Например, отталкиваясь от актерского состава - тут и Билл Мюррей, с которым Андерсон уже неоднократно работал, и Брюс Уиллис в роли печального копа, и Фрэнсис Макдорманд, вооруженная мегафоном, и Эдвард Нортон - вожатый-недотепа. В качестве бонуса прилагаются Тильда Суинтон (она играет единственного действительно отрицательного персонажа - экипированную синей униформой работницу социальной службы), Харви Кейтель и Джейсон Шварцман. Все хороши. Впрочем, два главных героя в исполнении новичков Джареда Гилмана и Кары Хэйуорд все равно всех затмевают.

Еще можно восторгаться тем, как Андерсон выстраивает кадр. Теплые цвета, будто бы слегка смазанная картинка - создается ощущение, что разглядываешь старые фотографии. При этом Уэс чрезвычайно внимателен к деталям. Простой пример: в чемодан Сьюзи наложили не просто какую-то макулатуру, а самые настоящие - пускай и выдуманные создателями фильма - книжки. У каждой есть своя обложка и автор. Кажется, сценаристы даже знают, о чем идет речь в каждом из изданий - на основе этих сюжетов собираются снять короткометражку.

Все это безусловные достоинства "Королевства полной луны", однако после их перечисления не становится понятно, почему же, собственно, новый фильм Андерсона заставляет одновременно смеяться и хлюпать носом. Действительно, гэгов в традиционном понимании в картине крайне мало. И чего грустить-то, если заканчивается все условным, но все-таки хэппи-эндом. За полтора часа погибает только терьер Снупи.

Дело, наверно, в том, что Андерсон - заслуженный 43-летний кинематографист - смог рассказать о детстве предельно искренне. Считается, что у детей проблем либо вообще нет, либо они весьма условные, легко решаемые. Вот вырастете, девочки и мальчики, и поймете, что такое настоящие трудности. А пока бегайте по лесам и лугам с набитыми глупыми книжками чемоданами и проигрывателями.

Кадр из "Королевства восходящей луны"
Lenta.ru

Но Андерсон, похоже, придерживается другой точки зрения. По его мнению (скорее всего, верному), детство - это очень серьезно. И проблемы, с которыми сталкиваются Сэм и Сьюзи, тоже, соответственно, не игрушечные. Как говорила одна из героинь романа Джулиана Барнса "Как все было", "опасное время - всегда". (Речь в книге шла немного о другом, но фраза эта довольно универсальна.) Достоинство "Королевства полной луны" - в выбранной Андерсоном интонации: детство - период непростой, но интересный, так что расстраиваться не стоит.

Кто-то, конечно, скажет, что детские проблемы кажутся серьезными только детям, как 12-летним, так и 43-летним. Сьюзи и Сэм вырастут, им будет не до игр, их мысли будут заняты нелюбимой работой и арендной платой за жилье. То есть детям, может, и непросто, но потом станет еще сложнее. Но тут можно вспомнить, что родители главной героини "Королевства полной луны" все-таки имеют возможность уединиться в спальне, прежде чем начать обсуждать свои неприятности. Сьюзи и Сэму приходится принимать главное решение в жизни, пока в двух метрах от них какой-то придурочный бойскаут прыгает на батуте. Ну и кому, спрашивается, труднее?

< Назад в рубрику