Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

До основанья Что ждет "Детский мир" на Лубянке

В понедельник, 4 июня, стало известно, что у многострадального проекта реконструкции знаменитого "Центрального Детского мира" на Лубянке сменился архитектор. Теперь перестройкой главного магазина игрушек времен СССР будет заниматься Павел Андреев, имя которого далекие от архитектуры люди узнали в связи с реконструкцией Манежа - не в последнюю очередь, из-за мощного потока критики.

Сергей Калинин, глава компании "Галс-Девелопмент", которая собственно и занимается реконструкцией, заявил, что новый архитектор на 90 процентов переделал проект своего предшественника Сергея Леонова, предусматривающий полное переустройство всего внутреннего пространства универмага. Однако отказ от прежних замыслов не будет означать возврата к привычным интерьерам "Детского мира" - похоже, что знакомый многим с детства магазин все же изменится до неузнаваемости.

История вопроса

Универмаг "Центральный Детский мир на Лубянке" был построен в 1957 году на месте Лубянского пассажа. Проект здания неправильной формы с огромными закругленными окнами разработал архитектор Алексей Душкин, автор станций московского метро "Кропоткинская", "Маяковская", "Автозаводская", "Площадь Революции", высотки у Красных Ворот, железнодорожных вокзалов в Сочи и Симферополе. "Детский мир" стал одним из самых больших магазинов детских товаров в СССР. "Это был единственный такого рода универмаг детской торговли, знак послевоенного времени. Он входил во все архитектурные путеводители по Москве, как отечественные, так и заграничные", - объясняет архитектор, профессор МАРХИ, специалист по охране культурного наследия, внучка автора "Детского мира" Наталья Душкина.

За игрушками, одеждой и школьными принадлежностями в уникальный магазин приезжали не только москвичи, но и жители союзных республик. Символом "Детского мира" был двухэтажный купол, под которым в Новый год ставили гигантскую елку, и обязательные толпы. После распада Союза универмаг стал постепенно хиреть, в его коридорах обосновались продавцы совсем недетских товаров, а знаменитые окна загородили палатки с фаст-фудом, мобильными телефонами, колготками и прочей постсоветской всячиной. В 2000-е дела у "Детского мира" вроде как пошли получше - по крайней мере, игрушек, канцтоваров и одежды для детей в нем было достаточно, но 1 июля 2008 года магазин закрыли "на реконструкцию и реставрацию".

Модель одного из помещений магазина "Детский мир" после реконструкции по плану Леонова. Фото Александра Котомина для "Ленты.ру".<br><a href=http://realty.lenta.ru/photo/2012/01/27/dm/ target=_blank>Открыть фотогалерею "Фундаментальный ремонт"</a>

Модель одного из помещений магазина "Детский мир" после реконструкции по плану Леонова. Фото Александра Котомина для "Ленты.ру".
Открыть фотогалерею "Фундаментальный ремонт"

Lenta.ru

Предполагалось, что работы в "Детском мире" будут закончены к концу 2011 года, однако этим планам помешал финансовый кризис: здание сменило собственника. Если раньше им владела АФК "Система", то теперь все права перешли к ВТБ. Срок окончания реконструкции при этом отодвинулся на 2013 год.

С момента закрытия универмага в кругах людей, интересующихся сохранением культурного наследия, бродили слухи, что "Детский мир" таким, как к нему привыкли москвичи, не переживет реставрации. По мнению борцов за универмаг, реконструкция - это, фактически, завуалированный снос здания, когда все его исторические интерьеры будут разрушены и перестроены под современные стандарты торговых центров, а нетронутыми останутся только внешние фасады. Эти опасения подкреплялись изменением статуса здания: в 2005 году его занесли в реестр памятников истории и культуры, причем в предметы охраны были включены не только наружные стены, но также "внутренности" "Детского мира". Однако позже выездная комиссия Главного управления охраны памятников (ГУОП) вычеркнула интерьеры магазина из охранного перечня - соответственно, от них можно было избавиться, не нарушая закона.

Как объясняет координатор общественного движения "Архнадзор" историк Наталья Самовер, внезапное "разжалование" интерьеров "Детского мира" - это проявление типичного для 2000-х годов убеждения, что квадратные метры в центре Москвы приносят деньги сами по себе. "В лужковские времена все стремились получить как можно больше торговых площадей в центре столицы, а сами площади застраивали совершенно определенным образом. Например, классические атриумы в торговых центрах нужны для того, чтобы народ видел, что там сплошь магазины, от первого до последнего этажа". Планировка "Детского мира" никак не отвечала современным требованиям - купол полностью закрывал от глаз верхние этажи, торговые помещения располагались, с точки зрения современных бизнесменов, крайне бестолково. К тому же, собственно мест для торговли было слишком мало: немалую часть площади магазина занимали склады и даже производства - например, комбинат по изготовлению "детскомировского" мороженого.

Окончательно подозрения, что белочки, зайчики и черепашки со знаменитых круглых панно, замысловатые торшеры, мраморные колонны и парадная лестница больше никогда не увидят покупателей, подтвердились после того, как проникшие на стройплощадку "Детского мира" участники движения "Архнадзор" сфотографировали текущее состояние здания. На прошедшем в понедельник брифинге Калинин отметил, что внутреннее пространство универмага полностью зачищено.

Смена

Смена главного архитектора проекта стала неожиданностью лишь отчасти - все-таки защитники "Детского мира" спровоцировали вокруг проекта реконструкции изрядный шум, а это вредило репутации исполнителя работ. "Это решение вызвано желанием успокоить общественность и специалистов", - полагает Самовер. "Андреев давно работает с историческими объектами, - отмечает Душкина. - Степень вторжения в те сооружения, которыми он занимался, была различна и дала различный эффект. Например, в ГУМе Андреев повесил мосты с эскалаторами, но не разрушал весь интерьер".

Новый архитектор уже представил свой проект реконструкции "Детского мира", который кардинально отличается от леоновского. Предыдущий архитектор собирался изменить высоту этажей и прорубить сплошной атриум до самой крыши. Согласно новой задумке, заложенная Душкиным этажность будет сохранена, атриум вернется к прямоугольной форме, а вместо планируемого Леоновым на верхних этажах "хай-тека" там будет использоваться постмодернистский прием объединения в одном пространстве элементов фасада и интерьера. "В итоге гигантские тяжеловесные арки будут опираться на тоненькую колоннаду. Парадоксальным образом, несмотря на декларируемый возврат к старому "Детскому миру", то, что предлагает Андреев, еще меньше похоже на душкинский проект, чем то, что собирался делать Леонов", - считает Самовер.

Впрочем, координатор "Архнадзора" полагает, что такой результат вполне закономерен: по ее мнению, Андреев - мастер "набивать чучела" из "живых" исторических зданий. "Образ и все смыслы старого "Детского мира" в новом проекте совершенно отсутствуют", - констатирует Душкина.

"Детский мир" после реконструкции по плану Андреева. Изображение компании "Галс-Девелопмент"

"Детский мир" после реконструкции по плану Андреева. Изображение компании "Галс-Девелопмент"

Lenta.ru

В любом случае, знакомого многим с детства универмага больше не будет, так как его базовые элементы уже удалены и "воссоздание" интерьеров будет проводиться с чистого листа. Кроме того, здание на Лубянской площади больше не называется "Детский мир" - этот бренд зарегистрирован на компанию ОАО “Детский мир - Центр”, владеющую сетью одноименных магазинов и принадлежащую совместно АФК "Система" и "Сбербанку". Теперь магазин будет жить с именем "Центральный детский магазин на Лубянке".

По мнению Самовер, потеря исторического бренда - очень недальновидный для ВТБ поступок, превращающий еще недостроенный универмаг в экономически невыгодный объект: "Рынок торговых площадей в Москве не безграничен, в городе много магазинов, и у собственников часто возникают проблемы с арендаторами, особенно в центре, где стоимость аренды очень высока. Вспомните полупустые "Военторг" и торговый центр "Наутилус" через дорогу от "Детского мира". Исторический бренд мог бы привлечь в магазин и продавцов и покупателей - плюс, аренда в исторических зданиях всегда стоит дороже". Душкина, со своей стороны, приводит примеры исторических магазинов, интерьеры которых были сохранены, и которые стали объектами капитализации и своеобразными брендами городов: самый знаменитый из них - парижский "Бон Марше".

С учетом всех задержек строительства и пересмотров проекта общий объем инвестиций в проект, по оценкам "Галс-Девелопмент", составит около 8 миллиардов рублей. Сейчас универмаг представляет собой, фактически, пустую оболочку, внутри которой, в итоге, намерены воссоздавать интерьер, по возможности близкий к разрушенному - хотя окончательный эскиз, вероятно, будет утвержден еще нескоро. "Лично я вижу во всей этой истории один положительный момент, - говорит Самовер. - Постепенно происходит восстановление нормальной логики, о которой давно говорили многие архитекторы: не нужно разрушать исторические объекты, их вполне успешно можно приспособить к современности. Жаль только, что в данном случае платой за логику стал "Детский мир"".

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше