Мал золотник

Балет "Драгоценности" Баланчина украсила юная танцовщица

Культура

На майских праздниках на исторической сцене Большого театра прошла одна из самых важных, и уж точно ярких, премьер сезона. В ГАБТ показали "Драгоценности", триптих выдающегося хореографа XX века, создателя американской балетной школы Джорджа Баланчина. Балет, впервые поставленный в Москве целиком, вписался в концепцию Большого, и если сам не стал откровением, то явил публике танцовщицу удивительного дарования.

Выходец из России Баланчин (Георгий Баланчивадзе) поставил бессюжетный балет "Драгоценности" для труппы Нью-Йорк Сити балет, которой он к тому времени руководил уже около 20 лет, в 1967 году. Балет из трех частей на музыку разных композиторов ("Изумруды" на музыку Форе, "Рубины" - Стравинского и "Бриллианты" - Чайковского) Баланчин спустя пять лет привез на гастроли в СССР. В постоянном репертуаре российского театра "Драгоценности" появились в 1999-м - в Мариинке, теперь к ней присоединился и Большой, в 2010 году уже поставивший одну часть - "Рубины".

Джордж Баланчин в 1976 году. Фото <a href=http://lenta.ru/info/afp.htm>(c)AFP</a>

Джордж Баланчин в 1976 году. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Руководство Большого упорно вело переговоры с Фондом Баланчина, чьим согласием и поддержкой необходимо заручиться театру, чтоб перенести на свою сцену какое-либо творение балетмейстера. Более того, балеты Баланчина ставят под чутким руководством представителей Фонда, часто бывших танцовщиков хореографа. Российским артистам помогала, например, Мэррил Эшли, ныне педагог-репетитор, а в прошлом одна из любимых балерин Баланчина и единственная, танцевавшая во всех частях "Драгоценностей".

Фонд же разрешил сделать Большому оригинальные декорации и костюмы, что в истории "Драгоценностей" происходит чуть ли не впервые - обычно театры воссоздавали первоначальные костюмы, придуманные американской художницей Барбарой Карински. Таким образом, ГАБТ хоть какое, но новшество выдал, правда, часть художественного оформления, отсылающая к "большому стилю" Большого театра, вызывает вопросы.

Сценограф Альона Пикалова решила сделать сцену темно-серой, а фон, по ее собственному признанию, активным - для этого заднюю часть сцены в "Изумрудах" и "Рубинах" "упаковали" соответственно в изумрудного и рубинового цвета вертикальные полосы, созданные по особым технологиям из кристаллов. В итоге воздушный фон Баланчина исчез, а свет из мрачной глубины оказался достаточно сильным, отвлекающим от танцевального действа и главных героев балета. Костюмы работы Елены Зайцевой, блестящие, но все же не критично, несколько отяжелили танец своим покроем. На деформацию танцовщиц в "Рубинах", например, обращает внимание балетный критик "Коммерсанта" Татьяна Кузнецова; кстати, Зайцева рассказывала, что именно костюмы для "рубинов" дались ей тяжелее всего - их Фонд Баланчина утвердил не с первого раза.

Репетиция сцены из "Драгоценностей". Фото РИА Новости, Илья Питалев

Репетиция сцены из "Драгоценностей". Фото РИА Новости, Илья Питалев

Lenta.ru

Внимание же зрителей должно быть приковано к артистам балета и танцу, отражающему музыку и передающему характер камня. Рождение балета "Драгоценности" обросло множеством легенд, главная же из них гласит, что Баланчина на эту постановку вдохновила коллекция драгоценных камней ювелира Клода Арпельса - в 1967 году он посетил его бутик Van Cleef & Arpels, который до сих пор принимает участие в создании новых вариантов "Драгоценностей".

Для Баланчина, родоначальника неоклассического балета, основополагающим был синтез танца и музыки: характер музыкального произведения задавал хореографию. Многие композиции балетмейстера бессюжетны – в них нет литературной основы, и она Баланчину была не так важна; его интересовал танец как таковой, сконструированный музыкой.

Нет никаких историй и в "Драгоценностях", "Мистер Би", как называли хореографа, лишь говорил, что элегантные "Изумруды", возможно, связаны с его воспоминаниями о Франции. Далее критики додумали все за мастера: три страны, три города (Париж, Нью-Йорк - "Рубины", Петербург - "Бриллианты"), три разные хореографические школы. Баланчин, окончивший балетную школу при Мариинке, в 1924 оказался в Париже, где с успехом ставил для "Русского балета" Дягилева, в 1933-м уехал в США и там, сперва трудно, начал "строить" американский балет.

"Драгоценности" отражают главные периоды жизни и творчества хореографа и, конечно, его привязанности и пристрастия: здесь есть музыка Стравинского (Каприччио для фортепиано и оркестра), его друга и вдохновителя, и Чайковского (Третья симфония в ре мажоре), перед которым хореограф преклонялся. На музыку Чайковского Баланчин поставил более двадцати балетов, всего же его обширное творческое наследие насчитывает около 420 постановок.

Репетиция сцены из "Драгоценностей". Фото РИА Новости, Илья Питалев

Репетиция сцены из "Драгоценностей". Фото РИА Новости, Илья Питалев

Lenta.ru

Наследник Петипа, продолжатель классических традиций и абсолютный новатор, Баланчин ускорил темп танца и значительно усложнил танцевальные па, подарив современным хореографам новую пластику, которую они уже развили практически до акробатики. Воплощением нового классического танца на сцене ГАБТ занимаются ведущие артисты труппы – они следуют инструкциям баланчинских преподавателей. Интерес зрителей к балету набирает силу от акта к акту, и если в "Изумрудах", несмотря на старания очаровательной примы Евгении Образцовой, поступившей в ГАБТ из Мариинки, можно и поскучать, то во время полонеза в "Бриллиантах" публика не отрывает глаз от сцены.

В "Рубинах" танец "заряжает" ведущая пара Екатерина Крысанова и Вячеслав Лопатин, в "Бриллиантах" украшением оказался дуэт Ольги Смирновой и Семена Чудина. Главным открытием премьеры стала именно Смирнова, в этом сезоне зачисленная в труппу ГАБТ, исключительного таланта и техники выпускница Академии Вагановой, на которую также претендовала Мариинка. Смирнова - идеальная балерина для классических и неоклассических постановок, которую можно смело зачислить в главные надежды русского балета.

"Драгоценности" очень сложная работа по музыкальности и настроению, и иногда танцовщики в своих настроениях явно не совпадали; как и недоставало некоторым легкости в исполнении. По словам историка балета и театроведа Вадима Гаевского, знатока творчества Баланчина, "Драгоценности" требуют невероятно тщательной и долгой подготовки и тренировки. Надо сказать, что после просмотра балета в ГАБТ и впрямь хочется, чтобы труппа все еще продолжала тщательно и долго репетировать.

В целом Большой замахнулся на Баланчина не зря - репертуар театра пополнился ярким балетом величайшего хореографа, поставленного хоть и с оформительскими отклонениями, но все же "по баланчинским стандартам". В разговоре с "Лентой.ру" Гаевский отметил, что премьера, которую лично он ждал, безусловно, важное событие для театра. Равным же по значению премьере историк назвал появление на сцене Большого театра Ольги Смирновой.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности