Экономика
22:35, 4 мая 2012

Говорит по-французски Renault подписал соглашение о контроле над "АвтоВАЗом"

Альянс Renault-Nissan 3 мая договорился с "Ростехнологиями" о создании СП, в результате которого иностранцы получат контроль над "АвтоВАЗом". Для этого им придется заплатить за приобретаемые акции вдвое больше рыночной цены, однако за эти деньги альянс будет управлять одним из крупнейших автопроизводителей в Восточной Европе, пусть и убыточным. Впрочем, говорить о завершении сделки пока рано.

Российская госкорпорация "Ростехнологии", альянс Renault-Nissan и "Тройка Диалог" 3 мая подписали в Париже соглашение о создании совместного предприятия, которому будет принадлежать 74,5 процента "АвтоВАЗа". Альянс получит 67,13 процента акций нового СП.

По условиям протокола о намерениях, Renault (владеет 25 процентами "АвтоВАЗа") и Nissan инвестируют в СП 750 миллионов долларов, "Тройка Диалог" (контролирует 20 процентов акций) выйдет из капитала автопроизводителя, а госкорпорация (владеет 29 процентами завода) снизит долю до блокирующей и согласится на продление срока погашения беспроцентных кредитов на сумму около 46 миллиардов рублей, выданных за счет государства. Таким образом, контроль над крупнейшим автопроизводителем в Восточной Европе переходит к иностранцам.

Первая доля Renault

Глава Nissan-Renault Карлос Гон и гендиректор "Ростехнологий" Сергей Чемезов. Фото Reuters.
Lenta.ru

"АвтоВАЗ" начал процесс интеграции в мировое автомобилестроение с начала 2000-х годов. Первым совместным проектом с зарубежными компаниями стал выпуск Chevrolet-Niva вместе с американским GM. Затем последовало подписание соглашения с канадской Magna о строительстве нового завода мощностью 450 тысяч автомобилей в год и о разработке новой модели Lada класса С, однако дело не продвинулось дальше подписания протокола о намерениях.

В 2007 году тольяттинский завод начал переговоры о стратегическом партнерстве с Fiat и Renault. В итоге была выбрана французская компания, с которой в конце того же года и подписали меморандум о взаимопонимании.

В феврале 2008 года Renault купил 25 процентов акций "АвтоВАЗа" за миллиард долларов. Через полтора года акционеры тольяттинского завода подписали соглашение об инвестициях Renault-Nissan в размере 300 миллионов евро в виде имущественного взноса, который включал передачу технологий, оборудования, знаний и опыта для производства автомобилей на платформе В0 (на ней же выпускается бюджетный седан Renault Logan). В ответ "АвтоВАЗ" обязался предоставить свои мощности Renault-Nissan для выпуска машин под их собственными брендами.

В начале 2010 года при участии зарубежных партнеров была разработана программа развития "АвтоВАЗа", в соответствии с которой к 2016 году планируется полное обновление модельного ряда. Объем производства Lada к 2020 году должен достигнуть миллиона штук в год, из которых 10 процентов будут идти на экспорт (Renault после получения контроля может и отказаться от бренда Lada, однако о соответствующих планах не сообщалось). Согласно принятой программе, "АвтоВАЗ" останется лидером российского рынка легковых автомобилей, а его доля на внутреннем рынке новых "легковушек" составит около 25 процентов.

Господдержка решает все

Фактически после вхождения Renault в капитал "АвтоВАЗа" завод стал прибыльным только в 2011 году (заработал 3,1 миллиарда рублей по РСБУ - российским стандартам бухгалтерской отчетности). В 2009 году убыток составил 49,2 миллиарда рублей. В 2010 году автопроизводитель заработал 3,6 миллиарда рублей чистой прибыли по международным стандартам финансовой отчетности (по РСБУ - 2,4 миллиарда рублей), однако она была получена в основном за счет скидок по государственным займам, которые предоставили "Ростехнологии".

Как писал "Коммерсантъ" со ссылкой на подсчеты аналитиков, без господдержки "АвтоВАЗ" получил бы в 2010 году убыток более 4 миллиардов рублей.

В ноябре прошлого года "АвтоВАЗ" показал первое после кризиса серьезное падение продаж, которое достигло 17 процентов по сравнению с ноябрем 2010 года. На заводе такие показатели связали со спадом спроса на "классику" (2107), который произошел после окончания государственной программы утилизации и льготного кредитования.

В первом квартале 2012 года прибыль "АвтоВАЗа" упала в девять раз до 106 миллионов рублей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Продажи в годичном исчислении продолжили падать, хотя, к примеру, в апреле по сравнению с мартом они выросли на 12,9 процента (неудивительно, учитывая откат в 17 процентов в минувшем декабре).

Эксперты не ждут серьезного улучшения показателей тольяттинского завода и во втором квартале, учитывая апрельские продажи, долгие майские праздники и самую масштабную за последнее время отзывную кампанию (завод отзывает 94 тысячи Kalina и Granta в связи с "потенциально возможным проявлением неисправности" топливной системы).

Участники рынка давно ждали завершения переговоров с Renault-Nissan: передача контроля иностранцам рассматривается как единственный спасительный для "АвтоВАЗа" вариант.

Реакция рынка на такое позитивное событие, как договоренность с Renault, оказалась неожиданной: 3 мая акции завода сначала немного подорожали, а затем рухнули на 8 процентов. На торгах 4 мая ценные бумаги производителя также падают на 8 процентов (по состоянию на 14:30 по Москве).

Столь масштабные распродажи связывают с тем, что закрытие сделки планируется на середину 2014 года, а не на 2012-2013 годы, как ожидали участники рынка. Кроме этого свое влияние могли оказать и не до конца ясные параметры соглашения, в первую очередь создание СП. Закон обязывает акционера, который консолидирует более 30 процентов и более 50 процентов акций выставить оферту миноритариям, однако Renault-Nissan получает контроль через СП, и есть вероятность, что альянсу удастся избежать объявления оферты. Миноритарии, рассчитывая в будущем продать неликвидные акции "АвтоВАЗа" Renault, могли удариться в панику и устроить распродажу.

Несмотря на некоторые "но", сделка представляется выгодной для всех сторон. Зарубежные автопроизводители получают контроль над "АвтоВАЗом"; он придется весьма кстати, учитывая, что Россия по итогам марта занимает третье (после Великобритании и Германии) место в Европе по продажам машин. Российское государство, с одной стороны, избавится от неэффективного предприятия, которому постоянно нужны деньги, а с другой - выполнит важную социальную задачу, сохранив рабочие места. Тольяттинский завод, в свою очередь, сможет с помощью зарубежных технологий и опыта существенно расширить модельный ряд. Впрочем, об окончательном успехе пока говорить рано: обязывающее соглашение планируется подписать только в конце этого года.

< Назад в рубрику