Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Ностальгия. Дорого Разработчики открыли для себя Kickstarter

Сайт Kickstarter, запущенный в 2009 году, предназначен для того, чтобы люди, у которых есть идея, но нет финансирования, просили денег не у банка (знакомых, родственников), а у тех, кому эта идея может понравиться или пригодиться. На сайте есть несколько разделов - от игр и комиксов (самые популярные) - до непопулярных танцев. Как легко догадаться, в истории сайта было достаточное количество проектов разной степени безумия - от различных устройств, которые позволят превратить айфон в подводную лодку панорамный фотоаппарат до ремешка и пары креплений для iPod Nano (кстати, дизайнерская фирма, которая делала этот проект, собрала на него почти миллион долларов). Игры, на которые собирали разработчики, тоже не отставали: на Kickstarter легко можно было найти что-нибудь вроде ниндзя-бейсбола.

В целом сайт был не столько успешным способом набрать для себя солидный бюджет, сколько последним прибежищем безумных ученых и отчаявшихся изобретателей. И запросы у них тоже были чаще всего довольно скромные: вот, например, еще прошлой осенью гейм-дизайнер Джейн Дженсен (создательница серии про Гэбриэла Найта) собирала через Kickstarter деньги на свой новый проект. Новым проектом должна была стать приключенческая игра про некую работающую в ФБР барышню, которая охотится на маньяка. Непосредственно к просьбе прилагался ролик, концепт-арт и приблизительное описание истории. Для того, чтобы реализовать эту идею, Джейн нужны были 25 тысяч долларов. Набрала она (за месяц) немножко больше - 34 тысячи - и взялась за разработку.

Столько же просили летом разработчики Astronaut: Moon, Mars and Beyond (многопользовательской космической игры) - им не хватало на то, чтобы ее завершить. Создателям проекта досталось в итоге чуть больше чем Джейн - 46 тысяч долларов - но, в общем, разница была не принципиальна.

Все изменилось тогда, когда на Kickstarter пришел глава студии Double Fine Тим Шефер (известный по играм Grim Fandango, Psychonauts, Brütal Legend и другим). Он довольно давно жаловался на то, что, де, издатели не понимают его блестящие идеи, не дают на них денег, и вообще он давно мечтает сделать, например, Psychonauts 2, а никто ему под это несколько миллиончиков подкинуть не хочет. Поэтому просить денег на свою новую (безымянную - просто Double Fine Adventure) игру Шефер решил непосредственно у геймеров. Он во всеуслышание объявил, что ему на нее не хватает всего-то каких-то четыреста тысяч долларов (сравните с 25 тысячами Джейн Дженсен) и попросил срочно его проспонсировать.

Что любопытно, никакого конкретного описания своего проекта глава Double Fine тоже не представил. Только довольно туманно рассказал, что это, мол, будет "олдскульная" приключенческая игра в 2D, выйдет для PC и будет крута.

Четыреста тысяч на неизвестную олдскульную игру, которые он попросил, геймеры собрали за первые восемь часов. Но останавливаться на этом не стали.

Остальное, в общем, уже является новейшей историей разработки компьютерных игр. Как известно, за тот месяц с хвостиком, который длилась кампания по сбору денег, Шефер собрал на три миллиона долларов больше, чем планировал изначально, а кроме того привлек на сайт почти 62 тысячи пользователей, которые раньше ни о каком кикстартере и слыхом не слыхивали.

Опыт Тима Шефера сделал очевидной очень простую вещь, которая в общем была известна и раньше, но еще не переводилась с такой очевидностью в натуральные деньги: геймеры ностальгируют. У них есть планшеты, консоли и PC, но иногда наступает момент, когда, поиграв в очередной "блокбастер", они откидываются на спинку дивана и говорят: черт подери, а ведь пошаговые стратегии (квесты, RPG, нужное подставить) в детстве были намного круче! Как было бы здорово, если бы вот такая-то студия разработала продолжение (или HD-версию) моей любимой игры! Вот если бы они сказали завтра, что собираются это сделать, я бы так обрадовался, что дал бы им на это денег!

Но возможности сделать это раньше у них не было: в конце концов, разработчики редко откапывают из недр прошлого свои когда-то успешные игры и говорят: ребята, номер нашего счета есть у нас на сайте, переведите-ка нам пару миллионов - и все будет. Да и такой подход вряд ли сразу приведет к успеху. А Kickstarter - совсем другое дело. Это, во-первых, единая платформа (а не двести тысяч писем в почте менеджера сайта), и во-вторых, так называемые "награды" (за поддержку проекта там принято давать разные бонусы. У того же Шефера все, кто поддержал его Adventure, должны получить как минимум DRM-free копию игры, а как максимум - ужин с разработчиками и "кучу других интересных вещей"). А еще это приятное ощущение сделанного Хорошего Дела, что тоже немаловажно в делах добровольной отдачи денег.

Вторым известным разработчиком, который решил ковать железо, пока горячо, стал Брайан Фарго (основатель и бывший глава Interplay). Он пошел еще дальше, чем Шефер: вместо того, чтобы обещать некую пока неизвестную, но олдскульную игру, он просто объявил, что делает вторую часть культовой постапокалиптической RPG Wasteland (из которой выросла, в частности, серия Fallout). Цель на Kickstarter Фарго тоже поставил более амбициозную: попросил не жалкие четыреста тысяч, а все девятьсот. И, что характерно, тоже собрал

После успеха сразу двух ностальгических проектов остальные посыпались как из ведра. Прямо сейчас на Kickstarter собирают деньги на Shadowrun (попросили 400 тысяч долларов, за два дня собрали больше 500) и Leisure Larry (разработчики захотели 500 тысяч, но пока собрали чуть меньше двухсот). Джейн Дженсен, которая еще недавно скромно просила 25 тысяч на свою Cognition, решила сделать еще проще. Теперь она собирает деньги (300 тысяч) не на конкретную игру, а на студию - Pinkerton Road. Фактически Дженсен решила продавать через сервис подписку на игры: те, кто пожертвовал на студию определенную сумму, получают право на несколько ее проектов. Когда подписка окончится, повторить.

Некоторые разработчики пока не завели себе страницу на Kickstarter, но открыто говорят, что собираются сделать это позже. На геймерской ностальгии, например, собирается сыграть студия Beamdog, руководители которой открыто заявляли, что они хотят сделать Baldur’s Gate III, а деньги на него, скорее всего, соберут через этот сервис. О том же задумывается и Obsidian, испытывающая в последнее время изрядные финансовые сложности. Так, в феврале Крис Авеллон спрашивал у фанатов, какую игру следует сделать студии, если она решится "выйти" на Kickstarter (а меньше чем за год до этого Фергус Уркхарт признавался, что разработчики "обдумывают" возможность сиквела Planescape: Torment).

Кажется, теперь, благодаря Kickstarter, из недр прошлого возникнут все или почти все игры, о которых когда-нибудь ностальгировали любые платежеспособные геймеры. Всю эту восхитительную картину портят несколько моментов: все это пока находится на стадии обещаний (и неизвестно, как они будут реализованы - тут разработчикам можно лишь поверить на честное слово), а созданием игр прошлого часто занимаются люди, которые за последние годы не выпустили ни одного хорошего проекта подобного рода. Вроде Эла Лоу, чья последняя и единственная со времен Ларри игра была закрыта в 2006 году. Или inXile, которые несколько лет создавали отличные игры для мобильных телефонов, но провалились, когда попытались вернуться на "большой рынок" с Hunted: The Demon's Forge.

Да и Дюк Нюкем совсем недавно доказал, что ностальгические проекты приводят лишь к одному: к разочарованию.

P.S. Единственный плюс, который есть в оживлении Kickstarter - то, что геймеры, которые хотят отдать свои деньги, не ограничиваются одной только ностальгией, но кроме этого с охотой жертвуют на интересные новые проекты. Отличным примером интересной игры, которой этот сервис сильно поможет, является Banner Saga от бывших разработчиков SWTOR.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше