Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Четверть века Дело о нападении на круизный лайнер в 1988 году дошло до суда

В Париже начался суд по делу, расследование которого заняло более 20 лет. Перед судом заочно предстали трое арабских боевиков, в 1988 году напавших на греческий круизный лайнер "Сити оф Порос" (City of Poros). Тогда в результате действий террористов погибли девять человек, не менее 80 получили ранения. Процесс осложняется тем, что подсудимых уже может не быть в живых.

Нападение на судно произошло 12 июля 1988 года в Эгейском море. На борту лайнера, который возвращался в Пирей из круиза по островам Саронического залива, находился 471 пассажир. Среди них, как предполагается, оказались и террористы, которым удалось пронести на борт автоматы и другое оружие. В какой-то момент один из преступников достал автомат и открыл огонь по окружающим. Затем он бросил в охваченную паникой толпу гранату и самодельное взрывное устройство. Помимо него по людям стрелял по крайней мере еще один человек. После они, предположительно, покинули судно на катере, которым, по версии следствия, управляли их сообщники. Впрочем, обстоятельства произошедшего остаются довольно туманными даже спустя столько лет.

Путаница началась сразу после совершения терактов. Греческие власти, которые взялись расследовать нападение, заявили, что двое из трех погибших французов были сообщниками нападавших. На одного из них, студента Лорана Винерона (Laurent Vigneron), указали выжившие пассажиры, заявившие о том, что француз якобы тоже стрелял по людям. Кроме того, подозрения пали на секретаршу Изабель Бисмю (Isabelle Bismuth), которая, как следует из опубликованных позже фотографий, непосредственно перед нападением играла в карты с одним из террористов.

Позже греки осознали свою ошибку: во время вскрытия оказалось, что оба подозреваемых погибли от пулевых ранений, причем стреляли в них со спины. Однако это не устроило родителей Винерона, которых до крайности возмутили первоначальные обвинения греков, и они обратились к французским судебным органам. В своей жалобе они попросили расследовать обстоятельства нападения на судно. Именно эта жалоба и положила начало более чем двадцатилетнему разбирательству.

Экстремистская группировка "Революционный совет ФАТХ" была создана в 1974 году палестинцем Сабри аль-Банной (Sabri al-Banna), более известным как Абу Нидаль (Abu Nidal). По данным Госдепартамента США (документ .pdf), на счету группировки не менее 20 терактов в разных странах мира, в результате которых погибли около 900 человек. Наиболее громкими из них стали нападения на аэропорты Рима и Вены в 1985 году (18 убитых), теракт в стамбульской синагоге Неве Шалом (22 жертвы) в 1986 году и захват в том же году пассажирского самолета американской авиакомпании Pan Am в Карачи (16 погибших). С конца 80-х годов группировка ни разу не брала ответственность за теракты. Абу Нидаль, предположительно, был убит в 2002 году в Багдаде.

За прошедшее время неясностей в деле стало не меньше, а, напротив, больше. Так, следствие до сих пор не может однозначно ответить, что именно стало причиной теракта - никаких требований после его совершения выдвинуто не было. Впрочем, известно, что стрелявшие входили в состав экстремистской группировки "Революционный совет ФАТХ", созданной палестинцами в качестве альтернативы партии ФАТХ Ясира Арафата. Как и остальные палестинские организации, "Революционный совет ФАТХ" преследовал общую для всех цель - создание независимой Палестины, однако методы, которых придерживалась группировка, были крайне жесткими. В связи с этим "Революционный совет ФАТХ" многими странами был внесен в террористический список, причем на момент нападения несколько членов организации находились в греческих тюрьмах. Именно это, по одной из версий, и могло стать причиной, по которой террористы напали на лайнер - якобы они надеялись взять пассажиров в заложники и потребовать освобождения своих соратников. Что им помешало выполнить такой план (если он у них был), неизвестно.

Как следует из версии следствия, непосредственно в нападении на судно приняли участие только двое из трех подсудимых. Речь идет о предполагаемом организаторе теракта Аднане Соджоде (Adnan Sojod), которого обвиняют в преднамеренном убийстве, а также Самире Хайдире (Samir Khaidir) - он проходит по статье о попытке преднамеренного убийства. Третьего фигуранта дела, Абдула Хамида Амуда (Abdul Hamid Amoud), как следует из материалов дела, вероятно, вообще не было на борту судна. Ему приписывают организацию взрыва автомобиля в Пирее, который произошел в день нападения на "Сити оф Порос" (ему, как и Хайдиру, вменяют попытку преднамеренного убийства). При этом следствие точно не знает ни национальности подсудимых (известно только то, что они были арабами), ни того, остались ли они в живых. В частности, предполагается, что Амуд мог погибнуть при взрыве машины.

Процесс по делу о нападении уже вызвал массу критики со стороны родных погибших, а также выживших пассажиров. Главные претензии истцов и свидетелей связаны с неторопливостью следствия, занимавшегося этим делом 24 года. Масла в огонь подлил тот факт, что обвинительное заключение в отношении трех арабов было подготовлено еще в 2004 году, однако что именно мешало передаче дела в суд в течение еще восьми лет, не уточняется.

В то же время слушания должны пройти достаточно быстро: приговор, как ожидается, будет вынесен уже в пятницу, 2 марта. В том что он будет обвинительным, остается мало сомнений - равно как и в том, что виновные вряд ли понесут наказание. Между тем родные погибших и пострадавшие рады и такому исходу: в то время как одни надеются добиться восстановления доброго имени своих детей, несправедливо обвиненных в терроризме, вторые смогут наконец постараться забыть тот кошмар, который, по их словам, преследует их четверть века.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше