Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Сорок дней спустя Названы предполагаемые виновники беспорядков в Жанаозене

25 января Генеральная прокуратура Казахстана отчиталась о ходе расследования декабрьских беспорядков в Жанаозене (городе в Мангистауской области). Она назвала имена предполагаемых организаторов преступления и заявила, что полиция при подавлении беспорядков в целом действовала правильно (некоторым полицейским при этом все же грозит ответственность за превышение полномочий).

Помимо конкретных организаторов беспорядков, вину за обострение обстановки в Жанаозене, как следует из заявления прокуратуры, власти возлагают на местных чиновников (их обвинили в расхищении денег, поступающих на социальные нужды) и представителей оппозиции (им ставят в вину разжигание конфликта между бастовавшими в городе нефтяниками и властями). В то же время на вопрос о том, с какой целью были организованы беспорядки, четкого ответа со стороны властей пока не последовало.

Заявление прокуратуры уточняет официальную версию событий в Жанаозене, которая за последний месяц неоднократно корректировалась. Можно вспомнить хотя бы выступление президента Казахстана Нурсултана Назарбаева на следующий день после беспорядков, который тогда полностью оправдал действия полиции. Позднее, однако, власти все же признали, что превышение полномочий имело место.

Прокуратура констатировала, что в беспорядках участвовали бывшие сотрудники местного нефтедобывающего предприятия "ОзенМунайГаз", а также "хулиганствующая молодежь". Волнениям, напомним, предшествовала многомесячная акция протеста бывших работников этой компании, которые были уволены после забастовки и пытались вернуть себе рабочие места (в прессе их по инерции называли "бастующими нефтяниками", хотя формально они уже не бастовали, а протестовали против увольнения).

Беспорядки вспыхнули после того, как на центральной площади города, где проводилась акция нефтяников, власти попытались провести праздничное шествие (по случаю Дня независимости Казахстана). В ответ толпа разогнала празднующих, оттеснила полицию и разгромила сцену. Затем в центре города начались поджоги и мародерство. Свое участие в первоначальных стычках с полицией "бастующие", как заявлял посещавший Жанаозен оппозиционер Владимир Козлов, не отрицают. Однако поджогами и грабежами они, по его словам, уже не занимались. По версии, которую изложила оппозиция, наиболее активными участниками беспорядков были неизвестные нефтяникам молодые люди, вооруженные бутылками с зажигательной смесью.

Назарбаев, выступая в конце декабря, признал претензии нефтяников обоснованными. Из его заявления следовало, что основную вину за произошедшее власть на них решила не возлагать. Как выразился глава республики, "те нефтяники, которые просто поддались эффекту толпы, если они действительно не виновны, их отпустят".

В вопрос о том, на кого же будет возложена основная вина, прокуратура пока внесла мало ясности. В заявлении ведомства говорится лишь, что установлены некоторые из организаторов беспорядков и что поиски остальных продолжаются. Названы фамилии тех, кто уже арестован: Сактаганов, Джарылгасинов, Ирмуханов, Досмагамбетов, Уткилов и Тулетаева.

Однако этим по сути информация об организаторах и ограничилась. Подробностей о месте их жительства, гражданстве, профессии не последовало.

Некоторые из этих фамилий, правда, уже упоминались в связи с Жанаозеном. Так, в начале января сообщалось, что в городе была задержана некая Роза Тулетаева - бывшая активистка нефтяников (по словам ее дочери, Розу Тулетаеву после 16 декабря неоднократно допрашивали, а затем задержали, обвинив в причастности к массовым беспорядкам). Ранее в числе активистов бастующих был упомянут некий Талгат Сактаганов. А в конце декабря сообщалось, что в списке разыскиваемых за беспорядки в Жанаозене значится некий Шабдал Уткилов (при этом "Радио Азаттык" / местная служба "Радио Свобода" отмечало, что в списке присутствуют активисты "бастующих нефтяников").

Отдельной темой являются действия полиции. Назарбаев, выступая на заседании Совета безопасности 17 декабря, заявил, что полицейские в Жанаозене "четко выполняли служебные долг и действовали в рамках своих полномочий по закону". На упреки в том, что против участников беспорядков было применено оружие, власти отвечали, что те нападали на полицейских и даже обстреливали их (по данным прокуратуры, при подавлении беспорядков огнестрельные ранения получили 64 человека, 14 погибли, со стороны полиции пострадали 35 человек).

Сами полицейские обвинения в свой адрес отвергали. "Я стоял со щитом перед зданием акимата (местной администрации), когда поперла толпа, - рассказывал один из сотрудников полиции. - Я им кричу: 'Уходите нах... б... отсюда', - а они прут дальше. Мы стреляем в воздух, а они не останавливаются, их там провокаторы подзуживают, и они идут дальше. Что же мы должны делать?"

Оппозиция, в свою очередь, заявила, что "власть стреляла в народ", и потребовала наказать как тех, кто открыл огонь, так и тех, кто отдал соответствующий приказ (вину за "расстрел народа" оппозиционеры возложили в том числе и на Назарбаева). Критика в связи с действиями казахстанских силовиков - хотя и гораздо более умеренная - прозвучала и за рубежом. ОБСЕ, в частности, заявила, что ожидает "прозрачного расследования" событий в Жанаозене.

Власти, очевидно, пришли к выводу, что в сложившейся ситуации наказать кого-то из силовиков (не отказываясь от установки, согласно которой в целом сотрудники полиции действовали правомерно) все же придется. Уже в конце декабря стало известно, что в отношении некоторых полицейских проводится служебное расследование. А вскоре после этого было объявлено, что возбуждено уголовное дело о превышении полномочий - "по факту причинения смерти в результате применения сотрудниками полиции оружия на поражение".

Как сообщает теперь прокуратура, к ответственности привлекаются замглавы управления полиции Жанаозена, а также двое сотрудников областного департамента внутренних дел, в том числе начальник отдела по борьбе с экстремизмом. Кроме того, под следствием оказался начальник изолятора временного содержания, после пребывания в котором скончался задержанный житель Жанаозена Базарбай Кенжебаев. Родные Кенжебаева заявили журналистам, что он был необоснованно задержан, а затем жестоко избит. Начальника ИВС, правда, обвиняют в том, что он "допустил незаконное содержание Кенжебаева под стражей и не обеспечил своевременную госпитализацию".

Между тем планы властей, связанные с наказанием полицейских за стрельбу 16 декабря, уже вызвали протесты со стороны самой полиции. "Если наших товарищей осудят, - заявили полицейские в Жанаозене изданию "Лада", - и если подобные события повторятся, то у сотрудников правоохранительных органов не будет желания защищать свой город. Никто не захочет в случае чего сам попасть за решетку". Они также пригрозили уволиться со службы, если их коллег признают виновными.

Полиция в Жанаозене. Фото <a href=http://lenta.ru/info/ap.htm>(c)AP</a>

Полиция в Жанаозене. Фото (c)AP

Lenta.ru

С такого рода настроениями власти тоже придется считаться. Можно вспомнить, что происходило с милицией, например, в соседней Киргизии. Там в ходе очередного переворота (в апреле 2010 года) пострадали более 700 сотрудников МВД, в том числе был жестоко избит "революционерами" министр внутренних дел Молодмуса Конгантиев. Новое руководство страны объявило избитых милиционеров "жертвами свергнутой власти" и назначило одного из "революционеров" новым главой МВД. В ответ сотрудники милиции сами вышли на акции протеста, а в ходе майских беспорядков, последовавших за "революцией", уже не мешали тем, кто пытался свергнуть новую власть (в этой ситуации один из губернаторов даже предложил вербовать из желающих народное ополчение на контрактной основе).

Отдельные претензии прокуратура адресовала местным чиновникам и представителям оппозиции. Первых обвинили в расхищении средств, выделявшихся на "социально-экономическую поддержку местного населения и [в том числе] работников нефтегазовой отрасли". При оценке событий в Жанаозене уже, вообще-то, неоднократно отмечалось, что социальное недовольство в городе копилось давно: жители "города нефтяников" жаловались на нехватку инфраструктуры, недостаток рабочих мест, аварийное жилье, перебои с водой и электричеством. Даже если бы властям и не удалось предотвратить беспорядки (учитывая, что они, как предполагается, были организованными, а не стихийными), то вовремя принятые меры могли бы по крайней мере снизить недовольство среди горожан.

Уже после того, как произошли беспорядки, власти обеспечили уволенным нефтяникам работу, городу были обещаны социально-экономические проекты и щедрое финансирование. Теперь, однако, прокуратура заявляет, что денег городу и раньше выделялось немало, однако значительная часть их разворовывалась местной администрацией. В числе подозреваемых названы бывший и действующий главы городской администрации, на них заведены уголовные дела.

Что касается оппозиции, то ее представителей обвиняют в "разжигании социальной розни". Фактически им ставят в вину разжигание конфликта между бастующими нефтяниками и властями (по версии прокуратуры, к беспорядкам привели в том числе "активные действия отдельных лиц по склонению уволенных рабочих к продолжению акций протеста и жесткому противостоянию властям").

В связи с этими обвинениями были задержаны активисты оппозиционного альянса "Народный фронт" Серик Сапаргали и Айжангуль Амирова (последняя также упоминалась в прессе как "активистка бастующих нефтяников"), а также лидер незарегистрированной партии "Алга" (эта партия входит в "Народный фронт" вместе с Коммунистической партией Казахстана, деятельность которой недавно была приостановлена) Владимир Козлов. Оппозиция, со своей стороны, отвергает обвинения в свой адрес, обвиняет власть в репрессиях и заявляет, что из нее хотят сделать козла отпущения.

На днях был также задержан главный редактор оппозиционной газеты "Взгляд" Игорь Винявский (который, кстати, как сообщалось, является одним из учредителей "Народного фронта"). Его обвинили в призывах к насильственному свержению власти. В оппозиции считают это местью властей за критические материалы газеты по теме Жанаозена. В то же время, как выяснило оппозиционное издание "Республика", обвинения в его адрес касаются истории двухлетней давности: тогда, как следует из постановления о возбуждении дела, в Алма-Ате была задержана партия листовок с призывами повторить "революционный" опыт соседней Киргизии (листовки были изъяты в мае 2010 года, вскоре после переворота в Бишкеке). В том же документе утверждается, что изготовлением этих листовок занимался Винявский.

Активисты "Народного фронта" ранее (еще до беспорядков) ездили в Жанаозен, чтобы поддержать бастующих нефтяников. "Взгляд" выступал и выступает с критикой в адрес властей. Однако дело, очевидно, не только в этом. После декабрьских событий в Жанаозене "Народный фронт" стал активно требовать смены власти, он призывал сограждан прекратить поддержку "режима Назарбаева" и бойкотировать парламентские выборы (заявляя, что "тот, кто участвует в выборах, поддерживает расстрел в Жанаозене"). В унисон выступал и близкий к альянсу бизнесмен - опальный казахстанский банкир Мухтар Аблязов, проживающий в Великобритании. Он называл правление Назарбаева "оккупационным режимом" и призывал "освободить" от него Казахстан.

Дело дошло до призывов к международному сообществу, которое противники Назарбаева просили срочно вмешаться в ситуацию (соответствующие послания можно найти в том числе и на странице "Взгляда" в Facebook). Аблязов и Козлов требовали созвать Совет безопасности ООН по ситуации в Казахстане, заморозить зарубежные счета Назарбаева, а также ввести в отношении представителей казахстанского руководства международные санкции. Просьбы остались без ответа. Однако с их авторами (по крайней мере, некоторыми из них) власть, очевидно, решила разобраться.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше