Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Покиньте сцену Большой театр решил отстранить Цискаридзе от преподавания

Балет Большого театра всегда жил и продолжает жить совершенно особой двойной жизнью - интерес к творчеству "первого театра страны" периодически уступает всеобщему вниманию к кадровым вопросам. И дело тут не только в любви зрителей и читателей к пикантным подробностям закулисной жизни. Сам театр планомерно поставляет необходимое количество конфликтов, причем вовсе не нарочно - просто иначе не умеет.

4 января газета "Московские новости" написала, что дирекция Большого театра решила отстранить от педагогической деятельности солиста ГАБТ Николая Цискаридзе, который занят преподаванием на полставки. Уже 5-го числа народный артист России подтвердил в интервью информационным агентствам, что 15 декабря он действительно получил уведомление о прекращении в конце года его деятельности в качестве педагога, однако подписать его отказался, поскольку договор у него заключен до июня 2012 года.

Более того, из слов артиста следовало, что пока он продолжает вести репетиции и в том случае, если к нему вновь обратятся "с просьбой" покинуть Большой театр, отправится в суд. Позднее пресс-служба ГАБТ объяснила, что с Цискаридзе хотят расстаться именно потому, что он работает на полставки - вместо него и солиста Большого Яна Годовского, которому также не посчастливилось трудиться на полную ставку, возьмут 76-летнюю сотрудницу ГАБТ, бывшую танцовщицу Регину Никифорову, призванную усиливать позиции кордебалета. На Никифоровой же вроде как настаивал балетмейстер Юрий Григорович, в 1992 году и позвавший в труппу Большого выпускника Московской академии хореографии Николая Цискаридзе.

Сообщение об отстранении Цискаридзе от преподавательской практики оказалось странным образом неожиданным, хотя эта отставка - лишь логичное продолжение череды критических замечаний, произнесенных танцовщиком по поводу реконструкции Большого театра. С самого начала было ясно, что артиста, уже давно не вписывающегося в "систему" Большого, наказание все равно настигнет, однако те очевидность и прозрачность, с которыми ГАБТ "убирает" неугодного, все равно удивляют.

Складывается ощущение, что Большой действительно любит своих солистов и печалится об их уходе (например, как в случае с Осиповой и Васильевым), только когда они пребывают в зените славы. Как только артист переходит из разряда "юных и молодых" в возрастную категорию, ему становится все труднее найти себе применение. Наверное, главный нюанс в том, что театру порой и не хочется искать для своих звезд достойного занятия - и здесь проявляется прежде всего потребительское отношение к артистам балета.

В истории Большого немало примеров, когда легендарных танцовщиков и хореографов начинали "задвигать" либо просто забывать. Так было с Марисом Лиепой, которого в какой-то момент убрали из-за "профнепригодности", унизительно лишили пропуска и не пускали в театр. В 1988 году Юрий Григорович отправил на пенсию Майю Плисецкую, Владимира Васильева и Екатерину Максимову - конечно, трое великих артистов уже находились по балетным меркам в почтенном возрасте, однако их увольнению предшествовали непростые отношения, многолетние конфликты и деления на "группировки".

В 2008 году слишком странным оказался добровольный уход с поста художественного руководителя Большого Алексея Ратманского, замечательного хореографа, который, видимо, просто не вынес того, что происходило в театре. Причем хореограф объяснял свой поступок тем, что ему захотелось некоторое время побыть свободным художником, однако уже в 2009 году он стал худруком Американского театра балета. Тем временем в 2008 году в штат Большого вновь приняли Юрия Григоровича, получившего должность постоянного хореографа театра.

Юрий Григорович. Фото РИА Новости, Владимир Вяткин

Юрий Григорович. Фото РИА Новости, Владимир Вяткин

Lenta.ru

Григорович - ключевая фигура для балетной жизни ГАБТ последних 50 лет, при нем в 1964-1995 театр пережил свои лучшие годы, однако личные пристрастия и вкусы "большого художника" повлияли на творческие судьбы многих артистов балета. Вот и в этот раз пресс-служба Большого театра подчеркивает, что Николая Цискаридзе отстраняют из-за Григоровича, который настоятельно потребовал назначить педагогом Никифорову. Однако именно сейчас вмешательство хореографа кажется скорее удобным поводом для пресс-службы театра, чем истинной причиной отставки артиста.

Конфликт же с Цискаридзе вызван, видимо, характером артиста, его решением критиковать ГАБТ и готовностью открыто выражать свое мнение. Количество критических замечаний в адрес Большого со стороны танцовщика в последние годы значительно выросло - и, видимо, связано это еще и с тем, что того самого достойного места у Николая в театре никак не находится.

Весной 2011 года в Большом произошла очередная рокировка, и новым худруком балета стал Сергей Филин, успешно возглавлявший на протяжении трех лет труппу в театре Станиславского и Немировича-Данченко. Тогда СМИ писали, что Цискаридзе был среди тех, кто метил в худруки, однако мимо этой должности проскочили даже те, кто хоть и мог считаться кандидатом, открыто к ней не стремился. Так, совершенно неожиданно и безобразно "слили" заведующего балетной труппой Большого Геннадия Янина, который лишь временно мог занять пустующий пост, - в интернете появились снимки компрометирующего характера с его участием.

Речь о назначении Филина тогда вообще не велась, директор Большого Анатолий Иксанов говорил, что хотел бы видеть в театре бывшего худрука Мариинки и руководителя балета Ла Скала Махарбека Вазиева, но этого в итоге не произошло. Судя по прошедшему году Иксанов и Филин нашли общий язык, сотрудничеством они довольны и всячески друг друга поддерживают. Поскольку все тот же Цискаридзе говорит, что ГАБТ превратился в вотчину Иксанова, то вполне можно предположить, что при нынешнем директоре Филин никуда не денется, а это автоматически означает неустроенность Цискаридзе, по крайней мере его отсутствие на руководящей позиции.

Безусловно, балет в России - самый "национальный" из всех видов искусства; здесь рождаются танцовщики мирового уровня. И если раньше речь шла в основном о престиже, то теперь еще и о деньгах, которые на этих самых артистах можно заработать - не только дома, но и на гастролях. До определенного момента танцовщик масштаба Цискаридзе мог в одиночку приносить Большому театру столько прибыли, сколько пять прим-балерин вместе взятые. Но артист балета - из-за возраста профессия чрезвычайно уязвимая, а если он еще и говорит много лишнего, то будущее его совсем призрачно. Думать же, что награды и заслуги заставят дирекцию Большого хотя бы "красиво его уйти", как видно, не стоит.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше