Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Война с ботами Эксперт обнаружил у СМИ накрутки в Facebook

Глава медиалаборатории РИА Новости Василий Гатов под самый Новый год обвинил "Вести.Ru" (новостной интернет-портал ВГТРК) и Russia Today в накрутке популярности своих страниц в Facebook при помощи ботов. Впрочем, чуть позднее Гатов в своем Facebook уточнил информацию, отметив, что активной накруткой занимается лишь Russia Today. Тем не менее, скандал получился немаленьким, тем более что в Russia Today все обвинения начисто опровергли.

Утром 30 декабря Василий Гатов в своем Facebook опубликовал сразу несколько записей под заголовками "Исследовательское-1", "Исследовательское-2" и так далее. В них он подробно описал подозрительный рост числа подписчиков на аккаунты Russia Today и "Вестей", представил графики этого роста и сравнил эти показатели как с РИА Новости, так и с ведущими телеканалами мира - CNN и "Аль-Джазирой".

Во-первых, Гатову показалось подозрительным, что графики роста Facebook-аудитории РИА и "Вестей" похожи так, что "прямо смешно". В течение декабря страница РИА на Facebook прибавляла в среднем по 1800-1900 подписчиков в день - и почти ровно столько же ежедневно прибавляли "Вести". На момент написания статьи аудитория РИА в Facebook - 190882 пользователя, "Вестей" - 191190. При этом среди новых подписчиков "Вестей" оказалось множество ботов, легко узнаваемых по случайно заполненным личным данным.

Во-вторых, эксперт обратил внимание на то, что Russia Today, прежде подраставшая стабильно, но понемногу, в декабре продемонстрировала просто взрывной рост Facebook-аудитории - больше чем в два раза (с примерно 100 тысяч до примерно 225 тысяч). Причем начался этот рост еще до 4 декабря, за которым последовали массовые протесты, спровоцировавшие подъем интереса западной аудитории к англоязычным новостям из России.

По показателю прироста Facebook-аудитории в день Russia Today оставила далеко позади СNN, телеканал, у которого более трех миллионов подписчиков, и поэтому рост аудитории происходит просто за счет того, что к "френдам", подписавшимся на CNN, прибавляются те, кто увидел CNN в ленте своих друзей. "Можно было бы предположить, что RT обнаружили какой-то фантастический алгоритм, обеспечивающий такой невероятный прирост. Но анализ показывает, что это - алгоритм Чурова", - сделал вывод аналитик. И добавляет: "Для достижения этого фантастического результата использован масштабный ботнет - особенно 14, 15 и 16 декабря. У RT есть посты, которые получили - держитесь за стулья и клавиатуры - по 800 (!) репостов. При этом среднее количество 'поделиться' для обычных дней РашаТудей до этого 'спурта' в декабре составляло нормальное для медиа 15-20".

Сам Василий Гатов в беседе с корреспондентом "Ленты.ру" (в качестве медиаэксперта, а не представителя РИА Новости) заверил, что не хочет в Facebook "войны ботов", какая давно уже бушует в ЖЖ. Он подчеркнул, что его разоблачения не связаны с политикой и с тем, как государственные СМИ (а таковы все фигуранты этого скандала) освещали протесты после думских выборов. "Просто накопились данные, - пояснил Гатов. - Мы [РИА Новости] примерно месяц назад установили у себя систему Socialbakers и поставили на наблюдение некоторое количество как своих, так и чужих ресурсов, чтобы понять, как они развиваются в социальных сетях. Что-то из этого легко отслеживать без специальных инструментов, а что-то становится очевидным только после того, как у тебя набирается какая-то статистика".

На вопрос, зачем "Вестям" и Russia Today накрутки при помощи ботов, которые, к тому же, так легко разоблачить, Гатов ответа не знает. "Судя по всему, - предположил он, - ни за чем, кроме отчетности о росте популярности в Facebook".

График прироста Facebook-аудитории. Изображение со страницы Василия Гатова в Facebook <br>(Нажмите, чтобы увеличить)

График прироста Facebook-аудитории. Изображение со страницы Василия Гатова в Facebook
(Нажмите, чтобы увеличить)

Lenta.ru

"Особенность Facebook и 'В контакте' в том, что их главный инструмент - 'лайк' - очень хорошо измеряем, и заниматься тут накруткой при помощи поддельных аккаунтов не имеет никакого смысла, - сказал Гатов. - Существует система регистрации, существует система, по которой Facebook удаляет аккаунты, которые не верифицируются: время от времени Facebook тебя принудительно разлогинивает - для бота это смерть. А поскольку боты делаются тысячами - это очень заметно".

"У меня лично никаких планов устраивать войну с конкурентами нет, - добавил Гатов. - У меня план только один: не надо привносить в этот мир технологии, которые были придуманы в период покупки трафика. В отличие от открытого интернета, здесь есть те, кто устанавливает правила за нас, и эти правила гораздо более определенные. С моей стороны это просто просьба не дискредитировать сегмент. Если у тебя есть деньги на маркетинг - занимайся маркетингом, а не покупкой трафика".

Ответная реакция

Посты Гатова про накрутку в Facebook тут же стали одними из самых обсуждаемых в медиасообществе. Тем удивительнее, что в стороне долгое время находились пресс-службы "Вестей" и Russia Today.

Впрочем, инцидент с "Вестями" разрешился сам собой: по совету "френдов" Василий Гатов посмотрел на то, какие странички сам Facebook предлагает "лайкнуть" тем, кто только зарегистрировался. В их числе оказались "Вести", чем и может объясняться большое количество подписчиков, с первого взгляда похожих на "ботов". "В целом, вопрос про ВЕСТИ.ru снимается. Скорее всего, если боты и есть - то в пределах погрешности, и, скорее всего, не системно", - написал Гатов в своем блоге и принес извинения сайту Вести.ру.

Уже ближе к вечеру Russia Today и ВГТРК в совместном комментарии "Ленте.ру" обвинили Гатова в некомпетентности. "Насколько нужно не разбираться в функционировании рекламных возможностей на этой
платформе, к тому же быть не в курсе, что такие же возможности использует само агентство РИА Новости, чтобы написать такую глупость", - заявили заместитель гендиректора ВГТРК Дмитрий Медников и главред Russia Today Маргарита Симоньян.

В Russia Today добавили, что в декабре телеканал запустил активную рекламную кампанию, ориентированную на жителей США и Великобритании. "Странно слышать от коллег из РИА Новости слова о том, что "так не бывает", если они сами в данный момент проводят такую же рекламную кампанию
на платформе Facebook. Видимо, их рекламная кампания не приносит ощутимых результатов", - отметили в пресс-службе.

Кроме того, Russia Today обратила внимание и на то, что активная аудитория на странице RT в Facebook по оценке самой социальной сети (показатель people talking about this) составляет 15-20 процентов, что выше всех международных телеканалов (у CNN - 2 процента). Отдельно в пресс-службе добавили, что у РИА Новости аналогичный показатель составляет 10 процентов.

После комментария со стороны Russia Today стало понятно, что конфликт перешел от обвинений одного конкретного эксперта в адрес нескольких СМИ к конфликту между государственными медиа. Наверняка, конфликт этот не погаснет и после Нового года: вряд ли Гатов сможет оставить обвинения в непрофессионализме без ответа.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше