Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Со второй попытки СМИ снова сообщили о грядущей смене собственников "Домодедово"

В СМИ снова появились слухи о смене собственников аэропорта "Домодедово" - якобы владельцы поручили банку Goldman Sachs найти покупателей на актив. Это не первая попытка акционеров "Домодедово" избавиться от прибыльного актива. Аэропорт планировал IPO в этом году, однако размещение не состоялось из-за неблагоприятной рыночной и, по некоторым данным, политической конъюнктуры.

Владельцы "Домодедово" - крупнейшего российского аэропорта - попросили банк Goldman Sachs найти покупателя на актив. Об этом сообщил "Интерфакс" со ссылкой на неназванные источники в банковских кругах. Официального подтверждения этой информации не поступало, тогда как опровержение, опять же со ссылкой на анонимный источник, уже есть.

Ранее собственники "Домодедово" уже пытались продать часть акций, организовав IPO, однако размещение не состоялось. Слухов вокруг крупнейшего российского аэропорта в этом году возникает немало, тогда как конкретных действий пока не предпринято никаких. Чтобы понять, какими соображениями руководствуются акционеры на этот раз, стоит вспомнить о предыдущей попытке продажи.

Первая попытка

DME Limited - собственник "Домодедово" - объявила о намерении продать часть акций аэропорта в середине мая 2011 года. В ходе IPO на Лондонской фондовой бирже акционеры намеревались привлечь около миллиарда долларов, предложив инвесторам 20 процентов ценных бумаг аэропорта. Разброс в оценках стоимости крупнейшего российского хаба может косвенно свидетельствовать о неоднозначном отношении к нему участников рынка. Goldman Sachs, как глобальный координатор IPO, оценил аэропорт в 3,5-7,5 миллиарда долларов, Citigroup - в 4,2-5,3 миллиарда, JP Morgan - в 4,6-5,2 миллиарда долларов.

Размещение отменили через две недели, так как не смогли привлечь достаточное количество инвесторов. DME Limited обвинила в срыве IPO рыночную конъюнктуру. Многочисленные эксперты и участники рынка уверены, что инвесторов, кроме того, отпугнули претензии государства к аэропорту.

Аэропорт "Домодедово" перешел под управление группы "Ист лайн", представляющей интересы его конечных собственников, в 1997 году. Тогда, как указывается на сайте компании, объем его пассажиропотока составлял 4,5 миллиона человек. К 2000 году "Ист Лайн" завершила реконструкцию аэровокзального комплекса. В 2003 году британский журнал Airline Business признал динамику роста пассажиропотока "Домодедово" самой высокой среди 150 крупнейших аэропортов мира. В 2005 году показатель достиг 12,67 миллиона пассажиров в год. За 2010 год аэропорт перевез 22,25 миллиона человек, превысив результат предыдущего года на 19 процентов. Для сравнения, пассажиропоток "Шереметьево" за аналогичный период составил 19,32 миллиона человек, "Внуково" - 9,46 миллиона пассажиров.

История непростых отношений властей с "Домодедово" тянется с 2004 года, когда Росимущество требовало пересмотреть стоимость арендной платы за землю, а также пыталось отсудить терминал. Из недавних конфликтов наибольший резонанс вызвали задержки рейсов после ледяного дождя в конце прошлого года, а также теракт в конце января этого года.

После взрыва в "Домодедово" чиновники и правоохранительные структуры решили во что бы то ни стало вычислить конечных собственников аэропорта. Последние, по мнению властей, должны нести ответственность за теракт. В "Домодедово" проводили обыски (которые не дали поводов для новых обвинений), но совет директоров упорно отказывался раскрывать полную структуру собственности. До сих пор собственником аэропорта считается глава совета Дмитрий Каменщик, хотя твердой уверенности по этому вопросу нет.

Все эти конфликты с властными структурами таят в себе вполне реальные риски для акционеров. Слухи о возможном возврате государственного контроля над "Домодедово" периодически появлялись в течение последних семи лет. Как пишет главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий, национализация - это "худшее, что можно нафантазировать в данной ситуации". Далее он ссылается на байку из интернета, описывающую схему национализации, которую уже применяли в России. По этой схеме владелец актива в конце концов получает лишь десятую часть его реальной стоимости.

Отношения "Домодедово" с властями принципиальны еще и потому, что ряд активов не подлежит приватизации. В частности, аэродромы, ВПП и еще несколько существенных для работы аэропорта элементов принадлежат государству. Как рассказывали "Коммерсанту" источники в банках-организаторах, на переговоры с инвесторами повлияло в том числе и слияние основных конкурентов "Домодедово" - государственных "Шереметьево" и "Внуково". Таким образом, считают источники газеты, первому дали понять, что обеспечивать его будут по остаточному принципу.

К продаже "Домодедово" собственников может подталкивать еще один факт - государство не стремится строить третью ВПП, тогда как она крайне необходима аэропорту для дальнейшего развития. У Каменщика не получилось решить этот вопрос, что ставит под угрозу будущее финансовое положение "Домодедово".

Вместе с этим "Домодедово" - прибыльный и хорошо отлаженный бизнес. За прошлый год, к примеру, аэропорт заработал 7,7 миллиарда рублей чистой прибыли. К тому же хабу предрекали устойчивое развитие и рост пассажиропотока, что могло перевесить политический "негатив". На это и рассчитывали организаторы IPO, однако их надежды не оправдались.

В новых условиях

Что касается новой попытки собственников "Домодедово" продать акции аэропорта, то одни источники утверждают, что собственники хотят избавиться от всего актива целиком, а другие ничего не знают о размере пакета. В настоящее время ситуация для сделки более благоприятная, чем полгода назад - страсти вокруг раскрытия структуры собственности поутихли. Это может придать инвесторам оптимизма и способствовать адекватной оценке стоимости акций.

К тому же прямая продажа доли не обязывает раскрывать конечных собственников, тогда как для проведения IPO необходимо предоставить подробную информацию о компании.

Выходит, что круг потенциальных покупателей серьезно ограничен - состоятельные ("Домодедово" оценивали в 4-5 миллиарда долларов) и близкие властям, которые смогут решить вопрос со строительством третьей ВПП.

О возможном включении в состав акционеров "Домодедово" инвестора, лояльного российским властям, уже сообщалось ранее. В частности, в качестве таких инвесторов назывались бывший министр энергетики Игорь Юсуфов, глава Gunvor Геннадий Тимченко и Сулейман Керимов.

На этот раз, как рассказали источники "Интерфаксу", аэропортом заинтересовались Сбербанк, "Базовый элемент" Олега Дерипаски и снова Сулейман Керимов. Правда, представители двух последних уже опровергли информацию о намерении бизнесменов поучаствовать в возможной сделке. Вместе с этим, информация агентства, которую отчасти подтвердили источники деловых СМИ, может означать, что DME Limited действительно ведет предпродажную подготовку, но находится она на начальном уровне.

Весь год "Домодедово" оставалось одной из основных тем в новостях российского бизнеса. В сложившейся ситуации можно предположить, что в будущем году аэропорт сохранит статус ньюсмейкера. А то, что владелец крупнейшего российского хаба по-прежнему остается одной из самых скрытых от посторонних глаз компаний, смущает, похоже, только властные структуры.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше