Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Концептуалист года Премию Кандинского вручили за "Московские выборы"

В центре современной культуры "Гараж" 14 декабря объявили лауреатов 5-й премии Кандинского, которая за годы своего недолгого существования успела снискать себе славу и скандальной, и авторитетной, и престижной. В этом году в главной номинации самой крупной премии в области современного искусства в России победил признанный художник, представитель концептуализма Юрий Альберт, считавшийся с самого начала одним из фаворитов гонки.

Премия Кандинского, учрежденная в 2007 году культурным фондом "Артхроника", вручается в трех номинациях, которые, строго говоря, в художественных кругах вызывают определенный ряд вопросов – даже своим существованием. Лауреатом премии можно стать в категориях "Проект года", "Молодой художник. Проект года" и "Медиа-арт. Проект года", и если последняя в силу становления и развития "нового" направления в искусстве действительно является "особой", то две другие вносят иногда некоторую путаницу – не совсем ясно, кто "молодой художник", а кто нет.

Одна из отличительных особенностей премии Кандинского заключается в том, что в ее основе лежит принцип самовыдвижения участников. Таким образом совсем молодой художник может отнести себя к уже состоявшимся авторам, ограничение только одно – на награду в номинации "Молодой проект" не может претендовать художник старше 30 лет. В основном же "Проекте года" лимита нет, именно поэтому за премию регулярно борются уже "классики", которые, как отмечают в журнале "Артхроника", возможно, и в наградах-то не нуждаются. По крайней мере, свое признание они уже получили.

Вот и в этом году в шорт-листе "Проекта года" оказались два "мэтра" концептуализма – Юрий Альберт и Иван Чуйков, а также молодая, но известная художница Ирина Корина. В целом было понятно, что основная борьба развернется между Альбертом и Чуйковым, причем многие ставили на последнего: ему и лет несравнимо больше, и ранее в списке номинантов никогда не было. Тем не менее награда ушла к Юрию Альберту, чья работа "Московские выборы" в данный момент оказалась и актуальнее, и острее.

Сказалось и значение самого художника, который за последний год провел несколько достаточно провокационных акций, благодаря чему впервые был включен в список самых влиятельных людей в российском искусстве, составленном журналом "Артхроника". Альберт попал сразу на 36 позицию, опередив куратора основного проекта 4-й Московской биеннале Петера Вайбеля. Составители рейтинга вспомнили, как в этом году Юрий Альберт в составе творческого объединения "Эдельвайс" привел на "Винзавод" живого коня и сообщил, что у него "на пенисе нарисован заяц".

Работа-победитель Альберта была создана в 2009 году и является прямой отсылкой к произведению немецко-американского художника Ханса Хааке "Выборы MoMA", созданному в 1970-х годах. Тогда Хааке, установив в музее урны для голосования, предлагал посетителям ответить на несколько вопросов, касающихся их отношения к Вьетнамской войне, причем вариантов ответа было только два "да" или "нет". В интервью "Российской газете" Альберт прокомментировал интерес к работе Хааке, которая, про его мнению, моделирует универсальную ситуацию – зритель всегда вынужден выбирать, находясь перед произведением искусства.

По словам Альберта, его работа поднимает более широкий круг вопросов – от политических до философских, касающихся отношения к искусству, главная задача которых заставить зрителя задуматься. Юрий Альберт, также расставивший урны для голосования, задает восемь вопросов, в частности, спрашивает, считает ли зритель работы того или иного художника хуже, если он (зритель) не разделяет политических убеждений автора. В этом произведении по сути переплетаются все основные темы и приемы, которые любимы Альбертом – от цитирования других художников, в частности, Энди Уорхола или Джаспера Джонса (серия работ об отличии Альберта от других художников началась с картины "Я не Джаспер Джонс") до осознания места и роли художника и зрителя, а также значения произведения искусства, которое играет существенную роль в формировании гражданской позиции человека.

Интересно, что задачи подсчитать количество ответов на вопросы у Альберта не было и нет. Ранее, например (художник выставлял эту работу несколько раз), "да" и "нет" делились пополам, однако в конечном итоге процесс и мысли зрителя для автора всегда оказывался намного важнее конечного результата. Последний раз на "Московские выборы" можно было посмотреть на выставке номинантов на премию Кандинского, проходившей этой осенью в ЦДХ; экспозицию, которой занимались сотрудники Отдела новейших течений ГТГ Кирилл Алексеев и Кирилл Светляков, открывала, кстати, инсталляция Чуйкова "Расщепление".

Юрий Альберт на вручении премии признал, что метафорическое значение его работы, созданной еще несколько лет назад, сейчас неожиданно превратилось в "прямое". Художник также поблагодарил всех, кто ходил на митинг против фальсификации на выборах, отметив, что "честные выборы – всегда лучше нечестных, как в жизни, так и искусстве".

Полина Канис. Фото РИА Новости, Руслан Кривобок

Полина Канис. Фото РИА Новости, Руслан Кривобок

Lenta.ru

"Молодым" проектом года назвали Полину Канис, которую награждал бывший лауреат премии Кандинского Анатолий Осмоловский. Художница, студентка Школы фотографии и мультимедиа имени Родченко, где премия в последние годы находит немало интересных и новых фигур отечественной арт-сцены, заявила видеоработу о женской жертвенности "Яйца", которая демонстрирует отношение между полами. В видео художница бегала по крыше дома и ловила в юбку яйца. Лучшим проектом "медиа-арта" стал виртуальный архив Анастасии Рябовой "Частные коллекции художников" – художница собрала в сети коллекции работ своих коллег, тем самым обратившись к самым актуальным тенденциям: к медиа как форме коммуникации.

Призовой фонд премии достигает 57 тысяч долларов, одно это заставляет даже стороннего наблюдателя обратить внимание на премию Кандинского. Альберт получит 40 тысяч, Канис и Рябова – по 10 и 7 тысяч соответственно. По словам Канис, премия Кандинского, которая взяла за правило отмечать не только имена первого ряда в мире современного искусства, но и открывать новые, дает возможность работать. И помощь эта заключается как в финансовой, так и репутационной поддержке – однако несомненный плюс еще и в том, что премия, присвоив себя имя выдающегося художника, знакомит людей с хорошими художниками.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше