Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Детектор засланных казачков Ученые научились выявлять платных постеров

Группа исследователей из канадского Университета Виктории, в которую вошел стажер из Пекинского университета, разработала систему для эффективного обнаружения платных постеров. Речь идет о пользователях, которые за небольшую плату размещают нужные заказчику комментарии и записи на популярных форумах.

Чаще всего целью таких записей является реклама или антиреклама определенных ресурсов и сервисов. Так как подобные вещи запрещены в большинстве дискуссионных групп, постеры действуют скрытно, прикидываясь обычными пользователями.

В результате возникает непростая задача – кому верить? Действительно ли фильм, который хвалят или ругают на форуме, плох? Проплачен ли отзыв о данном продукте? Не за деньги ли тысячи людей наставили минусов популярному товару в интернет-магазине?

Разработка канадцев основана на данных из китайского сегмента Сети, где постоянно «проживают» свыше 450 миллионов пользователей. Китайских скрытых постеров называют «интернетной водяной армией», подразумевая, что призванные в нее наемники занимаются флудом (в буквальном переводе с английского flood – наводнение).

В Рунете таких людей называют утконосами - по названию сети магазинов, которая развернула в ЖЖ в 2007 году скрытую рекламную кампанию с помощью проплаченных постов.

Существует, впрочем, и небольшая межкультурная разница в терминологии. Утконосы зачастую – авторитетные блогеры, пытающиеся выдать рекламные посты за собственное мнение. Рангом ниже находятся граждане, которые направляют дискуссии в нужную сторону или представляют определенную точку зрения. Еще ниже – платные рядовые постеры, разбрасывающие «мнения» по форумам (разные PR-агентства используют для их обозначения разные термины, но сама процедура обычно зовется посевом). Самую низкую ступень иерархии занимают спам-роботы, которые могут автоматически рассылать тысячи однотипных сообщений в самые разные места.

Членами китайской водяной армии обычно являются безработные или студенты. Они получают от 30 до 50 центов за каждый опубликованный комментарий или пост. Сюйдун Чжан, стажер из Пекинского университета, немного поработал под прикрытием, внедрившись в водяную армию под видом платного постера.

Система работы проста и надежна. Армия выполняет одно задание за другим по списку. За выполнением задачи следит управляющий, под началом которого находятся четыре команды, за каждой из которых закреплены свои обязанности.

Первая, «тренировочная», составляет расписание для постеров, раздает им свежесозданные логины с паролями, указывает, что и где размещать. Вторая, собственно постеры, размещает контент. Третья, отвечающая за связи с общественностью, убеждает веб-мастеров и администраторов ресурсов не удалять опубликованные сообщения. Иногда они даже стимулируют веб-мастеров, получая в обмен, например, подсветку проплаченных сообщений. Наконец, ресурсная команда занимается созданием фальшивых учетных записей, а также пишет шаблоны для записей – они должны быть качественными, и поэтому создание текстов с нуля не всегда доверяют постерам.

Видовые признаки утконосов

Ученые собрали с популярных форумов свыше 150 тысяч записей и комментариев. Затем они очистили базу данных от мусора и записей, которые заведомо не смогли бы классифицировать (например, от анонимных сообщений и комментариев, оставленных с мобильников). Осталось около 20 тысяч комментариев, на которых и обучили систему.

Описывать саму методику довольно долго; ее основа – выявленные вручную полсотни потенциально платных пользователей и сравнение разных способов определения с этим списком. Для российского читателя гораздо интереснее узнать некоторые признаки платных постеров, которые интернациональны. Дело в том, что работающие за мелкий прайс китайские утконосы получают деньги, исходя из объема проделанной работы. В результате торопятся, халтурят и тем самым теряют защитный окрас.

Во-первых, платные постеры предпочитают публиковать новые комментарии, а не отвечать на существующие. Требования к скорости публикации не позволяют им вести осознанную переписку. По той же причине их комментарии чаще всего бессмысленны, не относятся к теме обсуждения, либо противоречат друг другу.

Во-вторых, торопливость заставляет их размещать множество записей в короткие промежутки времени. С большой вероятностью плодовитый пользователь, между публикациями которого проходит не более трех минут, является платным постером.

В-третьих, утконосы недолговечны. Чаще всего время их жизни не превышает одного дня. Хотя выполнение задания может занимать и больше времени, на следующий день у постера будет уже другой ник, выданный ему ресурсной командой (или зарегистрированный самостоятельно).

В-четвертых, исследователям больше всего помог тот факт, что служащие водяной армии редко меняют свои сообщения. Бывает, что они постят по пять и более одинаковых записей.

Кроме того, многие рунетчики и без канадских исследователей знают – если учетная запись зарегистрирована недавно, к ее владельцу следует относиться осторожно. Если в поисковике по блогам встречаются однотипные сообщения – идет активный «посев». Если сверхактивный и провокативный пользователь через два-три дня исчез – есть ненулевая вероятность того, что он проводил воспитательную работу.

Сетевой спецназ

Эта статья была бы неполной без определенного градуса паранойи. Даже сдержанные канадские исследователи мельком отмечают, что потенциальные области применения платных блогеров не ограничиваются маркетингом. Они ссылаются на статью в британской газете The Guardian, где говорится о разработках американских военных, позволяющих тайно манипулировать обществественным мнением в социальных сетях. Такое ПО позволит каждому пользователю контролировать десяток учетных записей.

Легенды о веб-бригадах, работающих на власти, распространены повсеместно. В англоязычной Википедии хорошо помнят редактирование десятков тысяч статей в год пользовательницей SlimVirgin, далеко не всегда соблюдающей политику нейтралитета.

Некоторые рунетчики, в свою очередь, свято уверены в том, что негативная реакция на оппозиционные материалы – дело рук наймитов властей. Почти наверняка каждое современное государство имеет и защищает собственные интересы в социальных сетях. Но, к сожалению, пока нет как веских доказательств, так и убедительных опровержений гипотезы о том, что власти целенаправленно «гасят» противников, используя для этого сетевой спецназ.

Эта тема еще ждет своих канадских исследователей и пекинских стажеров.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше