Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Балтийский план Латвию и Литву не устроила бизнес-стратегия российского банкира

Фото: Ints Kalnins / Reuters

Российскому банкиру Владимиру Антонову, который намеревался развивать бизнес в Прибалтике, стоит пересмотреть свои планы. Власти Литвы национализировали его банк Snoras, власти Латвии приостановили деятельность "дочки" Snoras - Latvijas Krajbanka. Руководство последнего арестовано, а самого Антонова и его партнера Раймондаса Баранаускаса объявили в международный розыск.

Предприниматель Владимир Антонов - владелец и председатель совета директоров Convers Group - в марте этого года заявлял, что страны Балтии и, может быть, Швеция являются приоритетными рынками для развития его банковского бизнеса. Антонов имел в виду литовский Snoras, в котором ему принадлежит 68,1 процента акций, и латвийский Latvijas Krаjbankа, являющийся на 67,86 процента "дочкой" Snoras. Кроме этого группе принадлежит холдинг Finasta, в который входит одноименный литовский инвестбанк и еще около десятка прибалтийских финансовых организаций. Snoras, созданный в 1992 году, располагает самой обширной сетью территориальных подразделений в Литве.

"Дыра" на миллиард

В среду, 16 ноября, власти страны решили национализировать Snoras, обнаружив в его балансе "дыру" в размере миллиарда литов (289 миллионов евро). Еще до этого правление Нацбанка Литвы остановило деятельность Snoras и назначило временного администратора.

Власти утверждают, что акции зарубежных компаний, которые числились на балансе Snoras, на самом деле банку не принадлежали. Уже на следующий день парламент страны принял поправки в семь законов, чтобы ускорить расформирование банка, который решили разделить на "плохую" и "хорошую" части. По мнению властей, промедление в данном случае могло привести к краху организации.

Владимир Антонов. Фото с сайта diena.lv

Владимир Антонов. Фото с сайта diena.lv

Lenta.ru

Председатель правления Latvijas Krajbanka Ивар Приедитис 16 ноября заявил, что ситуация со Snoras никак не повлияет на деятельность его латвийской структуры, поскольку организации находятся в разных странах и у них разные счета и регуляторы. Глава банка напомнил, что Krajbanka работает со своими клиентами уже 90 лет, и выразил надежду, что проработает еще минимум столько же.

Надежды Приедитиса не оправдались: менее чем через неделю власти Латвии приостановили деятельность Krajbanka, а самого президента и еще нескольких топ-менеджеров арестовали. Полиция заподозрила руководство финорганизации в незаконном выводе 100 миллионов латов (141,5 миллиона евро).

Как рассказал 23 ноября временный управляющий Latvijas Krаjbanka заместитель председателя Комиссии рынка финансов и капитала (КРФК) Янис Бразовскис, эти деньги понадобились Антонову для реализации частных проектов и для увеличения уставного капитала банка. Средства по-прежнему принадлежат финорганизации, однако обременены залоговыми соглашениями. Бразовскис также заявил, что Krаjbanka не может в полном объеме выполнять обязательства перед кредиторами и вкладчиками и его, скорее всего, придется ликвидировать.

"Расправа"

На следующий день после национализации Snoras его директор Раймондас Баранаускас (владеет 25,01 процента акций банка), который на тот момент находился за границей, дал интервью газете Lietuvos rytas. Глава банка назвал его национализацию "расправой" и "воровством в прямом смысле". По его словам, власти просто присвоили себе "прибыльно работающий и завоевавший авторитет в обществе банк". Баранаускас, не отрицая наличия "дыры" в балансе, также уточнил, что регуляторы в течение полугода "всеми способами" мешали менеджменту повысить недостаточный уровень ликвидности.

В издании "Телеграф", которое связано со структурами Антонова, 21 ноября появилась публикация с подробностями конфликта. В статье, как становится ясно после прочтения, представлена позиция "потерпевших" бизнесменов. Автор материала считает, что Lietuvos rytas предсказала развитие событий, опубликовав статью о намерении властей Литвы решить финансовые сложности посредством национализации частных банков. К слову, Lietuvos rytas также связана со структурами Антонова - 34 процента ее акций принадлежит медиакомпании, входящей в группу Snoras.

В качестве основного аргумента той версии, что национализация была заранее спланирована, журналист ссылается на скорость, с которой власти принимали все решения. Действительно, парламент подготовил поправки за одну ночь, временного управляющего банку нашли за один день, президент страны Даля Грибаускайте также не стала медлить с подписанием поправок.

ИА REGNUM также обращает внимание на быстро найденного временного управляющего Саймона Фрикли, а в особенности, на его месячную зарплату в 140 тысяч евро, немыслимую по литовским меркам. "Телеграф" указывает, что Антонов ранее уже пересекался с Фрикли. В истории уточняется, что последний ранее возглавлял детективное агентство Kroll, к которому в свое время обращался Антонов, чтобы подтвердить шведскому правительству свою деловую репутацию в ходе покупки SAAB (участию Антонова в приобретении концерна впоследствии воспрепятствовал General Motors).

Просто приватизация

Власти Литвы настаивают, что решение по Snoras - законное. По словам министра финансов Ингриды Шимоните, литовские законы предусматривают национализацию банка в определенных условиях. Констатировать эти условия уполномочен Центробанк. Как уточнила министр, регулятор решил, что есть все предпосылки предложить правительству национализировать банк.

Глава ЦБ Витас Василяускас заявил 17 ноября, что сложности с состоянием активов у Snoras не возникли внезапно. По его словам, регулятор еще в январе этого года настоял на определенных мерах в отношении организации, и банк согласился с этими мерами. Также, по его словам, регулятор совместно с менеджментом Snoras пытался разрешить кризисную ситуацию в июле.

Раймондас Баранаускас. Фото с сайта snoras.com

Раймондас Баранаускас. Фото с сайта snoras.com

Lenta.ru

По мнению ЦБ, было еще несколько причин для национализации, кроме "дыры" в балансе: это направленность большей части кредитов на нерезидентов, инвестиции в фонды льготного налогообложения. Также акционеров заподозрили в том, что они увеличивали уставный капитал за счет средств вкладчиков.

Шимоните позже уточнила, что решение по Snoras - это "просто приватизация". По ее словам, государство не намерено оставаться акционером финорганизации, и, как только положение банка улучшится, его активы выставят на продажу.

Спор банкиров с властями сопровождается неслыханными публикациями в прессе. DELFI, к примеру, напечатал материал о связях Snoras с ядерной программой Ирана. А электронная газета The Moscow Post рассказала о том, как Антонов договорился с девелопером Сергеем Полонским. В результате заключенной сделки, как указывает издание, первый "киданул" вкладчиков Snoras, а второй - дольщиков Mirax Group (в настоящее время Nazvanie.Net).

Банкиры и СМИ, выступающие на их стороне, ни в одной официальной публикации или комментарии не упомянули о вкладчиках. Все материалы посвящены версии о "расправе" и "захвате" бизнеса. Между тем, если выведенные из банка средства не удастся вернуть, серьезно пострадают клиенты. В соответствии с требованиями закона все вклады размером до 100 тысяч евро застрахованы. Вкладчики, имеющие на счетах Snoras и его латвийской "дочки" большие суммы, рискуют остаться без накоплений.

Объем вкладов в Snoras составляет 1,1 миллиарда евро. Стоимость имущества банка оценивается в 2,3 миллиарда евро, если не учитывать уже обнаруженную недостачу на 289 миллионов евро. Фонд страхования вкладов и обязательств Литвы располагает суммой в размере 318 миллионов евро. Для выплаты гарантированных вкладов в Latvijas Krаjbanka властям Латвии понадобится почти 500 миллионов евро, в то время как в Гарантийном фонде вложений есть только 217 миллионов евро. Остальные средства планируется занять у Госказны. Ни Литва, ни Латвия не намерены брать деньги из бюджета для спасения банков.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше