Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Тахрир 2.0 Египтяне вывели свою революцию на новый уровень

Каирская площадь Тахрир снова стала ареной противостояния полиции и демонстрантов, требующих изменения существующего режима. Недовольство людей, в феврале свергнувших президента Хосни Мубарака, вызвано неспособностью военных властей провести реформы и их нежеланием добровольно отказаться от власти.

Эйфория, связанная с изгнанием из власти президента Хосни Мубарака, в Египте улеглась достаточно быстро. Этому в немалой степени способствовали экономические неурядицы и рост уровня преступности, последовавшие за революцией. Первоначальное недовольство Высшим военным советом во главе с фельдмаршалом Хусейном Тантави было вызвано некомпетентностью новых властей и их неспособностью справиться с самыми насущными проблемами.

Хусейн Тантави. Фото <a href=http://lenta.ru/info/afp.htm>(c)AFP</a>

Хусейн Тантави. Фото (c)AFP

Lenta.ru

В общественном сознании эти недостатки отчасти компенсировались приобретением невиданных доселе свобод - слова, печати и собраний. Пользуясь ими, недовольные начали на все лады склонять Тантави и его подчиненных в прессе, на телевидении и на многочисленных демонстрациях.

Однако эта лавочка быстро оказалась прикрыта - регистрация новых СМИ стала почти невозможной, особо говорливые журналисты лишались работы, с новой силой заработала система военных судов, торопливо распихивавших критиков режима по немногочисленным свободным местам в местных тюрьмах. Демонстрации протеста, которые пытались вывести на улицы разрозненные оппозиционные группы, тотчас разгонялись с применением силы.

К середине осени многие египтяне поняли: Тантави и его приближенные, зимой казавшиеся "спасителями отечества", очень быстро мутировали в классическую военную хунту, управляющую страной безо всяких правил и законов, лишь по своему произволу. В разговорах на улицах, в кафе и на интернет-форумах все чаще стали припоминать, что весь Высший военный совет - это, вообще-то, самые верные и преданные друзья Мубарака, которых он же и назначил руководить страной. Вот и получилось: страна та же, люди ею управляют те же, методы используют старые, а народу от этого всего жить стало только хуже.

Египтяне стали чесать затылки. Что-то пошло не так. Зимой на Тахрире они мерзли вовсе не ради замены авторитарного диктатора на военную хунту. В обществе закипело недовольство. Оно, возможно, ушло бы в свисток - парламентские выборы, назначенные на 28 ноября, но фельдмаршал Тантави не дал этому случиться.

За две недели до дня голосования военные обнародовали документ с описанием того, какой бы они хотели видеть новую конституцию. К самому основному закону особых претензий ни у кого не было. Но вот раздел о роли армии в будущем Египте окончательно вывел людей из себя: генералы захотели стать высшей кастой, ни за что не отвечающей, никому не подотчетной, стоящей над государством и всеми его институтами.

Сторонники движения "Братья-мусульмане". Фото <a href=http://lenta.ru/info/afp.htm>(c)AFP</a>

Сторонники движения "Братья-мусульмане". Фото (c)AFP

Lenta.ru

В пятницу 18 ноября сотни людей, возмущенных наглостью нового руководства страны, вышли на площадь Тахрир выразить свое резко отрицательное отношение к генеральским планам. Военные, уже по-привычке, отправили на разгон демонстрантов полицейский спецназ. Но тут произошло ровно то же, что и в январе, в самом начале революции. Избитые и отравленные слезоточивым газом люди рассеялись по окрестным переулкам, а спустя некоторое время вернулись на площадь с подкреплением - сотни превратились в тысячи. Завязалась настоящая битва, которая длилась все выходные. Итогом ее, как и зимой, стало поражение полиции - люди все-таки закрепились на Тахрире. Но цена победы оказалась очень высокой - более 30 человек были убиты, около двух тысяч - ранены.

Главный лозунг демонстрантов был простым - "Долой Высший военный совет!" Заменить его хотят временным гражданским правительством, которое не имело бы никаких связей с прошлым режимом, а также как можно скорее провести выборы президента, кардинально реформировать силовые структуры и поставить их под жесткий гражданский контроль. И те, и другие понимают, что при сохранении абсолютной власти военных парламент будет лишь "демократическим аксессуаром" на мундире Тантави.

В некоторых деталях оппозиционеры, правда, расходятся. Некоторые хотят отложить парламентские выборы до момента формирования такого правительства, поскольку не верят в способность и желание военных честно подсчитать голоса. Другие хотят выборы провести в установленный срок, но потом все-таки отодвинуть генералов от власти.

В этой связи интересна позиция "Братьев-мусульман". Они поначалу привели своих сторонников на Тахрир и активно участвовали в первых столкновениях с полицией. Потом же, когда стали звучать призывы перенести выборы, исламисты, чьи электоральные позиции сильны как никогда, почуяли неладное. Вечером 21 ноября они призвали своих сторонников не принимать участия в массовых акциях, поскольку дальнейшее обострение ситуации может привести к переносу или даже отмене выборов. Одновременно с этим Партия свободы и справедливости (под этой вывеской "братья" идут во власть) начала переговоры с Высшим военным советом о возможности как-то "урегулировать ситуацию".

Почти одновременно с этим подало в отставку правительство Египта, которое в стране считают марионеткой в руках военных. Но Тантави отставку не принял, потребовав от кабинета министров как минимум провести выборы.

Но судьба нынешнего правительства уже не слишком заботит людей, собравшихся на Тахрире. Их главной целью стал демонтаж структуры управления страной, которая, как выяснилось, почти не изменилась со времен Мубарака. Но добиться этого будет сложнее, чем убрать из власти одного, хоть и самого главного человека.

Оцепление на площади Тахрир. Фото <a href=http://lenta.ru/info/afp.htm>(c)AFP</a><br><a href=http://www.lenta.ru/photo/2011/11/21/tahrir/ target=_blank>Открыть фоторепортаж о беспорядках в Каире</a>

Оцепление на площади Тахрир. Фото (c)AFP
Открыть фоторепортаж о беспорядках в Каире

Lenta.ru

Во-первых, инерция системы будет почти непреодолимой. Полная замена нынешних органов власти на новые затронет слишком много людей, которые будут всеми силами противиться этому.

Во-вторых, среди оппозиционеров нет полного единства: исламисты скорее готовы сотрудничать с военными, а не вступать с ними в прямую конфронтацию.

В-третьих, зимой армия была на стороне народа. Это обстоятельство лишило Мубарака последних рычагов давления на общество, оставило его в полном одиночестве и, в конце-концов, привело к его отставке. На сей раз демонстранты и военные (по крайней мере, генералы) оказались по разные стороны баррикад. Как поведут себя офицеры нижнего звена, получив приказ силой разгонять людей - это пока не известно.

Все вместе эти факторы могут привести к тому, что "Марш миллионов", запланированный на вечер 22 ноября, своей цели не достигнет. Чтобы скинуть военных, миллиона людей будет недостаточно. Количество демонстрантов должно существенно возрасти.

С другой стороны, демонстранты все-таки имеют шансы на победу. В случае обострения ситуации Тантави и его генералы, скорее всего, не захотят применять для разгона людей пулеметы и танки: они прекрасно знают, чем это закончилось для Ливии и Сирии.

Сейчас в Египте продолжается война нервов. Сейчас все зависит от того, кто кого пересидит - демонстранты на Тахрире, у которых украли победу над режимом, или военные в своих кабинетах, получившие шанс надолго закрепиться во власти.

Революция продолжается. Версия "Тахрир 2.0".

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше