Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Поторопились Высший суд Берлина отпустил задержанных полицией исламистов из-за неубедительных доказательств

Берлинская полиция задержала 8 сентября двух подозреваемых в подготовке теракта, за которыми следила на протяжении нескольких месяцев. Они попали в поле зрения властей, когда закупили крупную партию химикатов, необходимых для изготовления бомбы. Однако 26 октября суд отпустил их на свободу, заявив, что полиция поторопилась и не собрала достаточно веских доказательств их преступных намерений. Этот вердикт поставил под сомнение новый антитеррористический закон, который был принят ради того, чтобы предотвращать теракты на начальной стадии. Исламисты, хоть и не признают немецкое законодательство, решением суда остались крайне довольны.

Главными фигурантами процесса о подготовке теракта были 24-летний гражданин ФРГ ливанского происхождения Замир М. (Samir M.) и 28-летний уроженец сектора Газа Хани Н. (Hani N.). Предварительное расследование длилось около двух месяцев, а началось оно после того, как на предполагаемых террористов донесли представители фирм из Берлина и Баден-Вюртемберга, получившие от них заказ на крупную партию химических реактивов.

Во время обысков в квартирах подозреваемых нашли 1 литр соляной кислоты, серную кислоту и ацетон. Кроме того, известно, что они заказали в интернете несколько сотен охлаждающих пакетов, наполненных специальным гелем. В нем содержится нитрат аммония, который при взаимодействии с кислотами приводит к взрыву. Это позволило полиции предположить, что Замир М. и Хани Н. пытались изготовить самодельную бомбу. Однако в итоге охлаждающие пакеты так и не были найдены.

Полиция во время обысков в исламском культурном центре в Берлине. Фото <a href=http://lenta.ru/info/afp.htm>(c)AFP</a>

Полиция во время обысков в исламском культурном центре в Берлине. Фото (c)AFP

Lenta.ru

Время задержания, которое выбрала полиция, можно объяснить несколькими причинами. Во-первых, у подозреваемых нашли поддельные болгарские паспорта, так что, вероятно, полиция опасалась, что исламисты сбегут за границу. Во-вторых, приближалась десятая годовщина терактов 11 сентября, а также на конец месяца был запланирован визит папы Римского в Германию. Не исключено, что аресты воспринимались как превентивные меры в преддверии этих событий.

Для предотвращения терактов на ранней стадии, как в данном случае, в 2009 году в Уголовный кодекс ФРГ был включен параграф 89а. В нем говорится, что подготовка антигосударственного преступления карается заключением на срок от шести месяцев до десяти лет. Эта статья применяется, если подозреваемый занимается незаконным производством оружия или взрывчатых веществ или хотя бы приобретает предметы, необходимые для этого.

Принятие этого параграфа обсуждалось долгое время, и в итоге он вступил в силу благодаря усилиям правящей коалиции в расчете на то, что полицейские смогут на законных основаниях предотвращать теракты на стадии подготовки, то есть когда предполагаемые террористы только собирают бомбу, проходят обучение в лагерях смертников или переводят средства для террористических организаций.

Однако Высший суд Берлина, отпустив задержанных Замира М. и Хани Н. из-под стражи из-за неубедительности доказательств, поставил под сомнение действие этой статьи. Судьи решили, что полиция поторопилась и собранные доказательства вовсе не говорят о какой-либо существенной угрозе, а следовательно, оставлять задержанных под арестом нет оснований. Прокуратура не сдается и собирается расследовать дело дальше, но уже это решение суда заставляет усомниться в успехе процесса.

Немецкие юристы также удивлены, хотя и аккуратно отмечают, что решения суда надо уважать. Председатель Объединения берлинских юристов Ральф Книспель (Ralph Knispel) отметил, что этот вердикт ставит под вопрос целесообразность параграфа 89а в целом. Теперь полицейским предстоит с особым искусством улавливать тонкую грань между "слишком рано", когда доказательств для ареста недостаточно, и "слишком поздно", когда придется иметь дело уже с последствиями теракта.

Неуловимые

У полиции оба задержанных давно проходили как радикальные исламисты, правда, по одному и тому же делу их поймали впервые. Известно, что они познакомились всего за полгода до сентябрьского ареста в мечети в берлинском районе Веддинге (Wedding).

В 2009 году в квартире Замира М. проводились обыски по подозрению в связях с террористической группировкой "Немецкий талибан". Тогда у него нашли джихадистскую литературу, а в сентябре того же года берлинские власти побоялись выпускать его из страны, так как считали, что он собирается примкнуть к боевикам на афгано-пакистанской границе.

Осведомитель Службы по защите Конституции рассказывал, что Замир М. поддерживает джихад. Кроме того, ранее его задерживали за то, что он прыснул перцовым газом в лицо молодому человеку и девушке ливанского происхождения, которые целовались в метро.

Во время слежки за Хани Н. полиция раскрыла его связи с радикальными салафитами. Он приехал в Германию в 2003 году и поступил на медицинский факультет одного из берлинских вузов, откуда его позднее выгнали за непосещаемость. В 2009 году его брат был убит во время перестрелки на палестино-израильской границе, и Хани Н. вернулся на родину на полгода. Не исключено, что за полгода, проведенные на палестинских территориях, он стал придерживаться более радикальных взглядов.

Братья-мусульмане ликуют

То, что Замир М. и Хани Н. вращаются в кругах исламистов подтверждает и тот факт, что их досье после ареста было размещено на сайте Ansarul Aseer, организованного в поддержку заключенных-мусульман. Сайт был открыт всего несколько месяцев назад, и продвигает его известный в среде радикальных исламистов рэппер Денис Кусперт (Denis Cuspert), выступавший под псевдонимом Deso Dogg, который поет про джихад и Осаму бин Ладена.

На следующий же день после освобождения задержанных на странице Ansarul Aseer в Facebook появилась фотография ликующих Замира М. и Хани Н. Слева от Хани Н. позирует сам Deso Dogg, а между ними вставлено фото Мохамеда М. (Mohamed M.), который только в сентябре вышел из тюрьмы, где провел четыре года за террористическую деятельность.

Через сайт Ansarul Aseer можно отправить письмо заключенным-мусульманам и поддержать их. В немецких СМИ его называют салафистско-джиахдистским, пропагандирующим неподчинение юридическим законам. У экспертов это явление вызывает опасения, так как таким образом идеологическая обработка продолжается даже, когда человек находится за решеткой и изолирован от общества. В частности, такое мнение высказывает специалист в области исламизма Клаудия Данчке (Claudia Dantschke).

Впрочем, полиция пока не предпринимает в отношении сайта никаких мер, хотя подобное правоэкстремистское объединение "Организация помощи национальных политических заключенных" было запрещено в сентябре 2011 года Министерством внутренних дел ФРГ. Не исключено, что в перспективе эта судьба ожидает и сайт Ansarul Aseer.

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше