Loading...
Лента добра деактивирована. Добро пожаловать в реальный мир.
Вводная картинка

Согласию вход воспрещен Победившую в Латвии "русскую" партию не пустили во власть

Переговоры о новой правящей коалиции в Латвии завершены. Главный результат — в правительство, как и прежде, не попало объединение "Центр согласия", пользующееся поддержкой русскоязычного населения. Практика, в соответствии с которой "русские" партии в Латвии не допускались во власть, осталась неизменной.
"Центру согласия" не помогло даже то, что на последних выборах в парламент страны он занял первое место. Победу перехватили "латышские" партии. После выборов они некоторое время выясняли отношения, но в итоге все же договорились об альянсе.

Гипотетически еще остается небольшой шанс, что ситуация может измениться. Соглашение о создании коалиции уже подписано (его подписали 10 октября правящее объединение "Единство", Партия реформ, возглавляемая бывшим президентом Валдисом Затлерсом, и блок латышских националистов). Однако места в будущем правительстве пока не поделены. Голосование о составе кабинета министров состоится в парламенте не раньше следующей недели.

Один из лидеров ЦС Нил Ушаков (который занимает пост мэра Риги) рассчитывает на то, что свое слово в этой ситуации скажет президент Латвии Андрис Берзиньш. "Центр согласия", по словам Ушакова, обратится к президенту и попробует убедить его в том, что коалиция без ЦС неэффективна.

Однако больших надежд на Берзиньша возлагать не стоит. В Латвии — парламентской республике — у президента мало власти. По конституции он участвует в формировании правительства: выдвигает кандидатуру премьер-министра. Однако утверждать эту кандидатуру (как и состав правительства в целом) все равно будет Сейм, где уже сформировалось парламентское большинство.

Собственно, критиковать новую коалицию Берзиньш не спешит. В его пресс-службе пока лишь заявили, что глава республики желает ознакомиться с декларацией о намерениях будущего правительства, а также с его предварительным составом. От новой коалиции, как отметили в пресс-службе, он ожидает соблюдения международных обязательств Латвии, продолжения реформ, укрепления демократии и заботы о правах человека. Оценив, соответствует ли коалиция этим требованиям, президент выдвинет кандидатуру премьера.

План Б

В "Центре согласия" между тем не скрывают досады. К успеху "русская" партия на этот раз подошла очень близко. Однако "латышские" партии вновь ее обошли. Ушаков уже обещает, что ЦС будет находиться в жесткой оппозиции к новому правительству, и предсказывает, что страну ожидают досрочные парламентские выборы.
Более серьезными, однако, стали угрозы, с которыми некоторое время назад выступил соратник Ушакова, Янис Урбанович (в ЦС он считался одним из возможных кандидатов на пост премьер-министра). Выступая недавно в эфире одной из радиостанций, он отметил, что ЦС подождет окончания переговоров, но в случае, если в правительство его не возьмут — обратится к "плану Б".

"Если мы сделаем все для того, чтобы войти во власть, но в результате окажемся отодвинуты, то мы будем иметь моральное право (и даже обязанности) искать другие, непарламентские пути", - заявил Урбанович. Подробности он разглашать не стал, однако провел параллели с противостоянием между Махатмой Ганди и "колонизаторами-англичанами" (ранее — после переворота в Киргизии — Урбанович заявлял, что в Латвии может случиться "Бишкек").

Предупреждения об угрозах, связанных с нежеланием латвийской элиты пускать во власть представителей русской общины, руководство страны получало неоднократно. И они исходили не только от обиженной оппозиции. Эту тему год назад (перед предыдущими выборами в Сейм) поднимал и начальник Бюро по защите конституции (латвийской спецслужбы) Янис Кажоциньш.

"Если значительная часть жителей обижена на то, что не могла участвовать в госуправлении, то это - нездоровая обида, и что-то надо делать", - заявлял он. Тогда предупреждениям власть не вняла. После нынешних выборов казалось, что ситуация может измениться. Партия Затлерса, которой досталась ключевая роль в формировании коалиции, утверждала, что позаботится о преодолении этнического раскола в обществе и обязательно пригласит "русскую" партию в правительство. Однако в итоге и бывший президент, и правящее "Единство" решили, что без этого можно обойтись.

Почти получилось

А ведь ситуация для "Центра согласия" складывалась неплохо. Победа на выборах хотя и не гарантировала "русской" партии места в правительстве, но обосновывала ее претензии на власть. Партия сыграла по правилам, установленным в Латвии, выиграла и теперь вправе была рассчитывать на признание.
Расклад сил в парламенте для ЦС тоже был вполне приемлемым. В прежнем Сейме большинство досталось правящим "Единству" и Союзу "зеленых" и крестьян (партии, за которой стоит известный в Латвии олигарх Айвар Лембергс): они получили очевидную возможность сохранить имеющуюся коалицию (без приглашения новых партнеров) и в итоге ею воспользовались. В нынешний Сейм, однако, "Единство" и СЗК пришли уже как противники (при этом "Единство" существенно сдало позиции, заняв лишь третье место).

С учетом расклада сил, идеологических и этнических предпочтений "золотая акция" при формировании новой коалиции досталась недавно созданной Партии реформ экс-президента Затлерса. Именно от нее зависело, каким станет правительство. Теоретически она могла бы создать коалицию лишь с "Центром согласия" - голосов для получения большинства хватило бы, хотя запас был бы небольшим (вместе ПРЗ и ЦС получили бы 53 места из 100). Учитывая, что в ПРЗ заявляли о готовности сотрудничать с "Центром согласия", такой вариант был вполне реальным.

На протяжении нескольких недель партия, возглавляемая бывшим президентом, постоянно заявляла, что "Центр согласия" в правительстве нужен и что она постарается его туда провести. В ПРЗ отмечали, что это придаст правительству стабильность и будет способствовать сплоченности общества. "Латвию уже долго ослабляют этнический раскол и недоверие. Мы долго тратим силы на поиск внутренних врагов, а наши соседи идут вперед в своем развитии", - констатировали Затлерс и его соратники. При этом в ПРЗ признавали, что идеологически более близким считают "Единство", но и от сотрудничества с ЦС отказываться не собираются.

"Единство", однако, идею сотрудничества с "Центром согласия" торпедировало. Решающую роль сыграла позиция националистического крыла "Единства" - входящей в это объединение националистической партии "Гражданский союз" (в ГС, в частности, до 2010 года состоял американский врач латышского происхождения Айвар Слуцис, призывавший депортировать русских из Латвии и отгородиться от России "психологической стеной"). В ГС заявили, что не пойдут на сотрудничество с "Центром согласия" ни под каким видом. Входящие в "Гражданский союз" депутаты пригрозили покинуть "Единство", если руководство блока решит создать коалицию с "русской" партией.

"Единство" оказалось в невыгодном положении. За возможность остаться у власти ему пришлось бы расплачиваться расколом и падением популярности среди титульного электората. Вдобавок в коалиции ему, очевидно, досталась бы роль "младшего партнера": учитывая, что ПРЗ и ЦС располагали бы большинством голосов и без участия "Единства", особо считаться с ним не было бы необходимости (а если бы "Единство" попыталось качать права, ему вполне могли указать на дверь).

В этой ситуации "Единство" предложило создать широкую коалицию — альянс из четырех политических сил (Партии Затлерса, собственно "Единства", "Центра согласия" и блока националистов). Это выглядело как попытка выбить из переговорного процесса "русскую партию", прикрываясь лозунгами о сотрудничестве (учитывая, что в коалицию с националистами ЦС не вошел бы). Партия реформ, однако, на этот трюк не поддалась (по крайней мере, поначалу). Она заявила, что готова к сотрудничеству как с ЦС, так и с блоком националистов, но учитывая, что вместе эти политические силы работать не будут, решила "сделать принципиальный выбор в пользу сотрудничества с 'Центром согласия'”.

Вопрос о том, почему партия Затлерса теперь изменила свое мнение, остается открытым. По информации DELFI, на ее решение повлияло то, что в "латышской" коалиции ей были предложены определенные преимущества (а именно — право вето в некоторых вопросах). По мнению лидера ЦС Нила Ушакова, партию бывшего президента, возможно, банально "купили" за определенное число министерских портфелей.

В "Центре согласия" теперь заявляют, что сдаваться в борьбе за власть не собираются. "Еще не вечер. Мы будем бороться, и свое последнее слово скажет президент Андрис Берзиньш, - заявил представитель ЦС Валерий Агешин. - А если окажемся в оппозиции, то власть получит такую оппозицию, что мало не покажется".

Комментарии к материалу закрыты в связи с истечением срока его актуальности
Бонусы за ваши реакции на Lenta.ru
Читайте
Оценивайте
Получайте бонусы
Узнать больше