Экономика
22:40, 12 сентября 2011

Зал ожидания Российские туристы стали заложниками Bulgaria Air

Вечером 9 сентября стало известно, что в аэропортах болгарских Варны и Бургаса застряли сотни российских туристов, возвращавшихся домой с отдыха. Причиной задержки стало противостояние двух болгарских компаний - туроператора "Алма Тур" и национального авиаперевозчика Bulgaria Air. Пока болгарские компании выясняли отношения, российских туристов отправили в гостиницы за счет турфирм. Некоторые улетели в Россию за свой счет.

В аэропортах Бургаса и Варны в пятницу было задержано сразу несколько рейсов, а к середине субботы, 10 сентября, в аэропортах скопилось более 900 российских туристов. Некоторые туристы находились в аэропорту с раннего утра, но их не пускали даже на регистрацию. При этом пострадали не только россияне, но и финны, латвийцы и литовцы. В Санкт-Петербурге рейса Bulgaria Air, который должен был доставить пассажиров на болгарские курорты, не дождались несколько сотен человек.

Все отложенные рейсы объединяет то, что их выполняет авиакомпания Bulgaria Air, а туроператором, который должен был заплатить за перелет, является болгарская компания "Алма Тур".

"Алма Тур" - одна из крупнейших туристических компаний Болгарии. Помимо туроператорской деятельности, она владеет отелями, занимается автомобильными перевозками, обслуживанием аэропортов и продажей недвижимости. У фирмы есть дочерние компании в России, Финляндии, Литве, Латвии и на Украине.

Bulgaria Air утверждает, что туроператор, задолжавший авиакомпании около 5 миллионов долларов, не перечислил деньги за перевозку туристов. В результате заложниками ситуации оказались как туристы, так и российские туроператоры, продававшие туры и вовремя перечислившие деньги в Болгарию ("Дельта Интерконтиненталь Групп", ICS Travel Group и "дочка" "Алма Тур" - "Алма Тур СПб").

Представители туроператоров и консулы пытались пересадить туристов на субботние и воскресные рейсы до Москвы, обслуживаемые другими авиакомпаниями, но свободных мест на них не было. В пятницу ночью часть отдыхающих, среди которых были дети, женщины и пожилые люди, была отправлена в Москву самолетом, обслуживающим лично премьер-министра Болгарии.

Еще один самолет Bulgaria Air вылетел в Россию после того, как в конфликт вмешался министр транспорта страны Ивайло Московски. Novinite.com утверждает, что расследование происшествия проведет и прокуратура Софии.

Российские и немецкие туристы составляют львиную долю отдыхающих на болгарских курортах в летние месяцы. Только в июле Болгарию посетили более 100 тысяч россиян. Неудивительно, что на скандал оперативно отреагировали как болгарская, так и российская сторона.

В Ростуризме заявили, что позвали на выручку правительство Болгарии и российское консульство. Кроме того, Ростуризм, представители которого также вылетели в Болгарию, обратился к российским туроператорам с просьбой повторно оплатить Bulgaria Air билеты для остающихся в Болгарии туристов, а затем уже взыскивать эти деньги с "Алма Тур". Российским туроператорам придется также из собственных средств выплатить возмещение тем пассажирам, которые улетели домой самостоятельно.

В Ассоциации туроператоров России (АТОР) утверждают, что российские компании самостоятельно развезут россиян по домам уже 12 сентября. Как заявила вице-президент АТОР Майя Ломидзе, "есть надежда, что москвичи вернутся в Россию до конца сегодняшнего дня, а туристы из Санкт-Петербурга - завтра". Впрочем, она с досадой добавила, что переговоры "Алма Тур" и Bulgaria Air идут уже четвертый день, но "стороны просто жуют сопли".

Представители Ростуризма также пообещали, что если с Bulgaria Air не удастся договориться о перевозке туристов, то к переговорам подключат Росавиацию. Всю ответственность за задержку туристов на авиаперевозчика возложил и Российский союз туриндустрии (РСТ).

В РСТ утверждают, что Bulgaria Air цинично "выжимает деньги" из туроператора. Пресс-секретарь союза Ирина Тюрина пояснила "Интерфаксу", что российских туристов "сознательно и цинично втянули в конфликт, чтобы выбить деньги из должника". По ее мнению, задолженность "Алма Тур" перед Bulgaria Air в 5 миллионов долларов за билеты могла образоваться "только в том случае, если авиакомпания с конца мая выполняла рейсы из Москвы и Санкт-Петербурга, вообще не получая от заказчика рейсов никаких денег".

Тюрина уверяет, что Bulgaria Air еще в начале августа предупредила "Алма Тур" о том, что ее долги растут лавинообразно и авиакомпания не может больше ждать перевода средств. Однако Bulgaria Air еще месяц продолжала полеты, а 14 из 28 еженедельных рейсов из Москвы, полученных перевозчиком от Росавиации, были отданы именно "Алма Тур". Кроме того, болгарская авиакомпания настоятельно рекомендовала российским туроператорам работать именно через "Алма Тур".

В РСТ также добавили, что Bulgaria Air не в первый раз "демонстрирует нечистоплотность". В 2010 году авиакомпания уверила новосибирскую турфирму "Акрис" в том, что перевозчик решил все вопросы с рейсами из Новосибирска в Болгарию, но позднее выяснилось, что разрешения на выполнение рейсов у болгарского перевозчика нет. "Авиакомпания все свалила на 'Акрис', обвинив туроператора в том, что он по собственной инициативе начал продажи билетов на неразрешенные рейсы", - утверждают в РСТ.

В АТОР также обещают добиваться от Росавиации пересмотра правил работы авиаперевозчиков в России. По мнению АТОР, авиакомпания должна уведомлять Росавиацию, под угрозой применения самых жестких санкций, о прекращении либо приостановлении полетной программы не менее чем за 2 недели до ее фактической остановки.

"Только благодаря вмешательству отраслевых чиновников обеих стран и давлению прессы проблема стала решаться. Хотя на это понадобилось почти три дня. При этом стало понятно, что не существует никакой меры ответственности за самоуправство авиаперевозчика", - заявили в АТОР.

Российских туроператоров можно понять: очередной скандал, пускай даже возникший не по их вине, им сейчас ни к чему. Некрасивые истории в российской туриндустрии в последнее время стали происходить с завидной регулярностью. Сейчас на главной странице Ростуризма висит обращение к клиентам целого ряда туристических компаний, обанкротившихся с начала года. Чиновники обещают проконсультировать бедолаг по вопросам выплат страхового возмещения.

Ни одно из этих банкротств, впрочем, не может сравниться по урону для имиджа туриндустрии с тем ударом, которым обернулось крушение бизнеса туроператора "Капитал Тур" в конце 2010 года. После того как всех клиентов "Капитал Тура" вернули домой, выяснилось, что его финансового обеспечения не хватит на то, чтобы компенсировать все потери. Оказалось, что мер ответственности не существует не только для авиаторов, но и для туристических фирм, которые в случае чего предпочитают банкротиться, а не платить по долгам.

< Назад в рубрику