Интернет и СМИ
22:08, 25 августа 2011

На скорую руку В Москве набирает обороты скандал из-за запрета рекламных перетяжек

Между московским правительством и рекламными агентствами разгорелся нешуточный конфликт из-за запрета рекламных перетяжек. Чиновники хотят очистить город от "морально устаревших" конструкций, а рекламщики не желают терять миллиарды рублей, которые те им приносят. После того, как агентства подали на столичное правительство в суд, московские власти ночью срезали треть всех перетяжек в городе.

Давняя история

О том, что московские власти начинают борьбу с засильем рекламы, стало известно еще давно. От рекламных конструкций постепенно начали очищать территории вокруг объектов, находящихся под охраной ЮНЕСКО: Кремля, Новодевичьего монастыря и парка Коломенское. Затем настала очередь церквей и других религиозных центров. Поговаривали, что исторический центр Москвы могут вскоре полностью освободить от рекламы.

С приходом нового мэра в октябре 2010 года правительство приступило к разработке проекта по сокращению числа наружной рекламы в городе. Чиновники решили, что общее количество "наружки" в Москве должно сократиться на 20 процентов, а в центре города - на 40. Кроме того, власти города предложили, чтобы реклама в центре города переехала на транспорт и объекты инфраструктуры (палатки, телефонные будки и скамейки). В мае 2011 года Сергей Собянин запретил размещение баннеров на фасадах зданий и строительных сетках.

Рекламные растяжки над проезжей частью на Садовом кольце в Москве. Фото РИА Новости, Виталий Белоусов
Lenta.ru

Давно начались и разговоры о запрете рекламных перетяжек. В августе прошлого года глава комитета рекламы, информации и оформления Москвы Владимир Макаров (отправленный в отставку после реформирования ведомства) выступил с заявлением, что перетяжки - это "морально устаревшие" конструкции, которые портят архитектурный облик города. Он пообещал, что в ближайшем будущем перетяжки из центра города исчезнут.

Но обещания обещаниями, а в 2011 году события стали развиваться с непредвиденной скоростью. Уже в январе стало известно, что от перетяжек собираются очистить не просто центр, а весь город. Правда, демонтировать конструкции пообещали только к 2013 году.

Пряник и кнут

А 19 июля правительство Москвы во главе с Сергеем Собяниным приняло постановление о запрете рекламных перетяжек в черте города. Власти заявили, что перетяжки отвлекают водителей от дороги и, опять же, портят облик Москвы. На демонтаж конструкций отводилось уже не два года, а немногим меньше двух месяцев.

Вот тут-то и началось.

По данным "Коммерсанта", на июль 2011 года законно размещенных рекламных перетяжек в Москве было 1952. Срок договоров на их размещение истекает в этом году только у 631.

Чтобы возместить рекламным агентствам убытки от преждевременного удаления перетяжек, правительство Москвы пообещало выделить 90 миллионов рублей. Но как эта сумма может удовлетворить агентства, которые получили от рекламы на перетяжках 1,9 миллиарда рублей только за 2010 год, непонятно. Тем более, что около сотни перетяжек должны были провисеть еще не один год.

Владельцы перетяжек на эту сумму и не польстились и пообещали подать на столичный департамент СМИ и рекламы в суд. А департамент в ответ начал в одностороннем порядке расторгать договоры с агентствами.

В результате в середине августа к департаменту СМИ и рекламы было подано 11 исков от 8 компаний. Один иск был подан также к правительству Москвы с требованием признать само постановление о запрете перетяжек незаконным. Рекламный оператор "Юпон", подавший иск, заявил, что постановление нарушает законы "О рекламе" и "О конкуренции".

Однако правительство от своего не отступилось и продолжило требовать, чтобы агентства приступали к демонтажу конструкций. Как сообщили представители департамента СМИ и рекламы, судов они не боятся, потому что действуют в соответствии с так называемым "городским случаем". Этот термин подразумевает, что при изменении концепции развития города и принятия соответствующего административного акта власти могут расторгнуть ранее заключенное соглашение, если оно противоречит новому плану развития.

А уже 23 августа, не дождавшись никаких действий от агентств, власти приступили к принудительному демонтажу перетяжек. Они ссылались на то, что после постановления от 19 июля агентства должны были ликвидировать перетяжки в течение 30 дней, а рекламную информацию удалить в трехдневный срок. Именно эту рекламную информацию и начали удалять власти: не трогая каркас, они стали срезать с перетяжек полотнища. Как объясняют чиновники, полотнища являются собственностью клиентов, а не рекламных агентств. Только за одну ночь было срезано более 600 перетяжек - треть всех рекламных конструкций в городе.

По данным компании "Мосгорреклама", с которой связалась Лента.ру, на данный момент срезано уже больше тысячи перетяжек. Большая часть из них принадлежит именно "Мосгоррекламе", крупнейшей компании в этом сегменте.

Директор департамента маркетинга и развития "Мосгоррекламы" Александр Зарецкий заявил, что правительство Москвы не имеет права расторгать договоры о размещении рекламы без решения суда. По словам Зарецкого, его агентство заплатило большую сумму за право заключения долгосрочного договора и в случае его расторжения понесет многомиллионные убытки. Кроме того, лишатся работы около трех тысяч человек, которых из-за внезапности решения не смогли заранее предупредить о сокращении.

По поводу срезания перетяжек Зарецкий сказал, что по закону полотнища являются такой же частью рекламной конструкции, как и каркас. В связи с этим "Мосгорреклама" и другие агентства собираются подать на департамент СМИ и рекламы в суд за незаконный демонтаж принадлежащих им конструкций.

Однако первые слушания по делам о расторжении договоров и незаконном демонтаже конструкций начнутся только в середине сентября. Между тем, правительство Москвы планирует избавиться от всех перетяжек уже ко Дню города, то есть к первым выходным сентября.

Борьба с обилием рекламы в городе сама по себе кажется не такой уж и плохой идеей. Ведь приятно видеть вместо рекламных баннеров фасады домов, а вместо перетяжек - улицу во всю длину. Непонятно только, к чему нужна такая спешка.

< Назад в рубрику