Лента добра
Культура

Найди десять отличий

В прокат выходит фильм "Двойник дьявола"

Новозеландский режиссер Ли Тамахори ранее работал над лентами "Умри, но не сейчас" (это последний фильм "Бондианы", в котором агента 007 играет Пирс Броснан), "И пришел паук" и "Три икса 2: Новый уровень". То есть героями большинства его работ являлись личности вымышленные. Теперь же Тамахори решил обратить внимание на персонажей, существовавших в действительности. Новая лента режиссера "Двойник дьявола" рассказывает о Латифе Яхия - двойнике Удея Хуссейна, старшего сына Саддама Хусейна.

В сущности, составить примерное представление о сюжете "Двойника дьявола" можно на основе статей, обнаруженных в интернете. Латиф родился в июне 1964 года - за четыре дня до появления на свет Удея. Когда Яхия и старший сын Саддама были подростками, они ходили в одну и ту же школу. Уже тогда одноклассники отмечали их сходство. В 1987 году Удей, наживший к тому времени множество врагов, решил, что ему требуется двойник, и обратился с соответствующим предложением к Латифу. Тот отказался и был заключен под стражу (кроме того, по некоторым данным, Яхию шантажировали, угрожая расправиться с его семьей).

Когда Латиф дал-таки согласие, его начали готовить к ответственному посту. Яхия перенес несколько пластических операций. Кроме того, ему пришлось подкорректировать собственные манеры. В результате у него стали случаться вспышки агрессии - причем не только тогда, когда он был Удеем, но и, скажем, дома, в присутствии жены и ребенка. В начале 90-х Удей и Латиф не поделили женщину. Президентский сын выстрелил в двойника. Яхия получил легкое ранение и решил совершить побег.

В фильме "Двойник дьявола" отражены многие из перечисленных событий - разве что супруга и ребенок Яхии отсутствуют, а вот даме, ставшей яблоком раздора, уделено весьма пристальное внимание. (Ее играет Людивин Санье.) Факты фактами, но всем же понятно, что человек, снимавший кино про Бонда, с историей будет обращаться достаточно вольно. Сам Яхия в интервью заявлял, что "Двойник дьявола" правдив примерно на 20 процентов. Дескать, реальность была настолько ужасна, что отразить ее на пленке просто не представляется возможным. Тут, правда, хочется отметить, что Тамахори, кажется, не против того, чтобы напугать зрителей. В частности, в фильме в деталях показывают вспоротые животы, оторванные пальцы и тяжелые огнестрельные ранения.

Так что скорее всего у режиссера была другая мотивация. Тамахори просто хотелось, чтобы зрителям было интересно. Поэтому история двойника Удея Хусейна превратилась в приключенческий фильм с перестрелками, проститутками и наркотиками. А сами Удей и Латиф стали антагонистами. Сын бывшего президента Ирака - настоящее исчадие ада, злобное истеричное ничтожество, наделенное властью. Латиф - его полная противоположность, олицетворение разума, человек, который ставит жизнь других превыше собственной. Черный и белый персонажи, без каких-либо полутонов. По крайне мере, к работе актера Доминика Купера, которому приходится изображать эти крайности на экране, претензий нет.

Самыми впечатляющими эпизодами "Двойника дьявола" кажутся куски хроники войны в Персидском заливе. Эффект от них усиливается еще и в связи с тем, что такие фрагменты сопровождаются неожиданным саундтреком - медитативными темами, сыгранными на пианино, а в одном случае - даже развеселой танцевальной композицией. Из-за такого контраста документальные кадры кажутся вдвойне страшными - и никакие бутафорские оторванные пальцы с ними сравниться не могут.

Собственно, именно кинохроника и исторический контекст выделяют "Двойника дьявола" из списка традиционных летних блокбастеров. (Да еще, пожалуй, бюджет - фильм сняли за 15 миллионов евро, что маловато для блокбастера.) В целом же Тамахори, похоже, намного больше интересуется сексуальными предпочтениями Удея Хусейна, а не его взаимоотношениями с двойником. О том же говорит и финал картины. Известно, что на Удея в 1996 году было совершено покушение, пули попали в торс и в ногу. "Дьявол" был парализован, однако затем восстановился, хотя и продолжал заметно хромать. В фильме же во время покушения Удей лишается полового члена.

Понятно, почему режиссер решил именно так расставить акценты. В чужую постель залезть заметно легче, чем в чужую душу.

< Назад в рубрику
Другие материалы рубрики